«Забота о себе»: как античные элитарии променяли любовь к мальчикам на «советский» семейный кодекс

Nov 01, 2017 09:41

Мишель Фуко, знаменитый французский философ и идеолог нонконформизма, в начале 1980-х гг. написал примечательную книгу «Забота о себе» (третья часть серии «История сексуальности»). Эта книга крайне неприятна по своему содержанию для тех пропагандистов ЛГБТ, которые любят ссылаться на античность в оправдание различных оригинальностей в сфере ( Read more... )

полемика, культурология, эллинизм, вопросы этики, философия, элиты, Рим

Leave a comment

Comments 61

gleb314 November 1 2017, 07:17:12 UTC
Ничего удивительного. Секс противоположен интеллекту. Секс (и все с ним связанное) является разновидностью опьянения. Поэтому, для интеллектуально развитых людей вполне естественно стремление если не полностью исключить секс из своей жизни, то хотя бы отвести ему строго определенное место.

Reply

kornev November 1 2017, 09:46:16 UTC
Именно так. И Фрейд на свой лад отобразил эту мысль в теории "творческой сублимации". Но сегодня популяризируется противоположная мысль, что "распущенность способствует креативности" и т.п.

Reply

gleb314 November 1 2017, 10:28:37 UTC
Этак можно сказать, что и трезвенники что-то там сублимируют)) Вместо того чтобы при доступности дешевого алкоголя спиться, как нормальный хомо сапиенс, а он взял и дом построил. Сублимация налицо. ))

Reply

irae_dei December 22 2017, 10:44:03 UTC
Мои ощущения подсказывают, что распущенность таки способствует креативности.

Reply


vladimir690 November 1 2017, 07:47:26 UTC
>превратили «Золотой век» Римской империи в Золотой век строгой сексуальной морали

Развалины Помпеи демонстрируют противоположное - не зря их не хотели раскапывать.

Reply

kornev November 1 2017, 07:57:13 UTC
Помпеи погибли в 79 г., примерно за поколение до "Золотого века". И речь не идет о табуировании фривольных изображений или о запрете публичных домов, а об изменении в поведении элитарных слоев населения.

Reply

vladimir690 November 1 2017, 09:26:16 UTC
Влияние греков?
Из сатиры Ювенала:
Я ж от него и бегу. Перенесть не могу я, квириты,
Греческий Рим! Пусть слой невелик осевших ахейцев,
Греки же все, - кто с высот Сикиона, а кто амидонец,
Этот с Андроса, а тот с Самоса, из Тралл, Алабанды, -
Все стремятся к холму Эсквилинскому иль Виминалу,
В недра знатных домов, где будут они господами.

Reply

misha_makferson November 1 2017, 12:45:10 UTC
И что демонстрируют развалины Помпей? Что в городе было несколько публичных домов? Экая невидаль.

Reply


kirillkrm November 1 2017, 08:00:03 UTC
А, может быть, всё гораздо проще? Люди пытались предотвратить распространение болезней, передаваемых половым путем. В итоге, пришли к выводу, что лучше воздержания средства нет (контрацептивы тогда были на ином уровне). Под этот запрос появилась нужная мораль, но сейчас первопричина её внедрения исчезла, и маятник качнулся в обратную сторону.

Reply

kornev November 1 2017, 08:09:02 UTC
Возможно, и это тоже повлияло. Но, судя по цитатам, приводимым Фуко, в те времена половые болезни (в т.ч. гонорею) связывали не с распространением заразы, а с общим истощением организма от сексуальных излишеств. Т.е. на уровне теории фактор болезни повлиял не на ограничение круга контактов, а на уменьшение их интенсивности и частоты.

Reply


comrade_demon November 1 2017, 09:02:33 UTC
линия фронта в этой сфере переменится, и моногамные геи объединятся с моногамными натуралами, чтобы вместе противостоять адептам хаотичного разврата
В одном американском сериале (по моему "тайная жизнь американских подростков"), есть эпизод, когда между двумя геями- подростками не случается секса так, как один из них демонстрирует..... "кольцо чистоты", то бишь до брака ни на полшишечики.

Reply

kornev November 1 2017, 09:44:02 UTC
Да, любопытно

Reply


zaharov November 1 2017, 09:08:02 UTC

А произошло ли изменение в подходе к питанию? За римскими элитариями закрепился образ безудержных обжор, которые освобождают набитый желудок с помощью рвоты, чтобы жрать еще.
Если сексуальное поведение сменилось с дико-распущенного на строго-умеренное, то что происходило с гастрономическим?

Reply

kornev November 1 2017, 09:37:08 UTC
В отличие от педерастии, обжорство и гурманство никогда не подвергались философической поэтизации, а наоборот, всегда и дружно осуждались античными теоретиками. Диететика и здоровый образ жизни всегда были сверхидеей эллинской культуры. Римское обжорство конца Республики ("пиры Лукулла"), видимо, феномен промежуточной стадии аккультурации, когда люди уже дорвались до господства, но еще не эллинизировались как следует, не окультурились. Впоследствии оно ассоциировалось либо с "плохишами" (в текстах Сенеки), либо со свежими выскочками "из грязи в князи" (см. пир разбогатевшего вольноотпущенника Трималхиона у Петрония).

Reply

noname_rambler November 1 2017, 16:56:26 UTC
Если серьёзно, то физиологическая педерастия тоже не особо приветствовалась - у того же Платона. Так, в том самом Пире Алкивиад в своей речи подробно рассказывает, как он "возлёг" с Сократом и "утром встал нетронутый".
Сократ в других местах Диалогов позволяет себе двусмысленные шуточки, но - не более того. Педерастом, а уж тем более педофилом он не был. А он - образец практически для всех философских школ.

Reply


Leave a comment

Up