Mark Carwardine
BBC Wildlife Magazine, May 2010
Статья Марка Карвордайна (MARK CARWARDINE: зоолог, писатель, фотограф),
напечатанная в майском номере журнала BBC Wildlife, о том что хорошо, что плохо и что отвратительно в современной фотоанималистике.
http://www.markcarwardine.com/articles/bbc_wildlife/ethical_photography.pdf «Если однажды честность исчезнет, - и иногда мне кажется, что мы совсем недалеки от этого, - вся мощь фотографии дикой природы будет потеряна навсегда»,
Добавление: редакция журнала BBC Wildlife запустила новый сайт, и статья Марка Карвордайна теперь доступна на этом сайте:
здесь (под катом реферат статьи и мои комментарии)
Marc Carwardine (английский зоолог, писатель, фотограф, TV-ведущий и председатель жюри конкурса BBC-Wildlife Photographer of the Year), опубликовал в майском номере журнала BBC Wildlife Magazin статью, в которой он рассматривает серьезные проблемы с «правдой-неправдой» в современной фотоанималистике. Многие тревоги М.Карвордайна созвучны с теми, что высказаны лидерами природоохранных обществ России в их совместном «Обращении».
Ниже даю краткий реферативный обзор статьи:
THE GOOD, THE BAD AND THE UGLY
(Хорошее, Плохое и Отвратительное)
Разбираемые в статье вопросы:
1.Цифровая манипуляция с изображениями: история, где границы, не убить доверие зрителя-читателя, не поднимать искусственно планку «дикого кадра» до невозможной высоты (начинает вредить природе), не обманывать.
2.Съемка вольерных животных и зверей в зоопарках (разные мнения, есть плюсы и минусы), съемка с «моделями» (выглядит как дикий зверь в природе), содержание «моделей» в вольерах специально для продажи на съемку (неэтичный бизнес), съемка с «моделями» и текст «как будто снимал их в природе» (непростительно - unforgivable, тем более что «подставляются» те, кто печатает такие материалы). «Нет абсолютно однозначных оценок, но есть одно правило, с которым согласны все серьезные фотографы - говорить правду зрителю, где и как была проведена съемка».
3. Использование фотокапканов (MC поясняет, что хотя фотограф может быть в палатке, кадр абсолютно естественный и требует многих особых знаний и навыков).
4. Общее Заключение: Не навреди» (природе) - главное правило. Но этого мало. Будь ответственным перед аудиторией, будь честным. «Серьезная цифровая манипуляция с изображением и представление съемки вольерных зверей как диких - это обман. Здесь все просто и ясно». «Если однажды честность исчезнет, - и иногда мне кажется, что мы совсем недалеки от этого, - вся мощь фотографии дикой природы будет потеряна навсегда».
В статье даются также обособленные «плашки»-перечни «Что нельзя делать». Они как раз целиком и полностью перекликаются с проблематикой обсуждаемого в «сети» «Обращения» и являются своего рода раскрытием его содержания.
CODE OF CONDUCT:
Некоторые фотографы готовы сделать все что угодно ради кадра, который они хотят получить, поэтому природоохранные группы и сообщества фотографов опубликовали codes of conduct для фото-анималистов. Основное кредо проще простого: благополучие природы более важнее, чем получение кадра. Несколько ключевых правил:
*Всегда фотографируй животное с безопасного и «уважительного» расстояния;
*Если животное проявляет признаки беспокойства - увеличь расстояние или даже покинь место съемки;
*Будь терпелив и никогда не провоцируй животное на какие-то «нужные тебе» действия. Помни, что контакты со зверем имеют кумулятивный эффект: ты можешь быть сотым фотографом за день, кто крикнет «эй, сохатый!), в то время как животное кормится или заботиться о своем потомстве.
*Не приближайся к гнезду, норе\берлоге в период размножения.
*Относись к биотопу с таким же уважением, как и к самому животному.
*Уважай местные традиции, когда работаешь заграницей.
*Прочти подробные рекомендации, например, великолепный кодекс, выработанный «натур-группой» Королевского общества фотографов
(Nature Group of The Royal Photographic Society - www.rpsnaturegroup.com )
*И последнее: всегда будь честным, когда даешь комментарии (делаешь подписи) к своим фотографиям.
ПОДКОРМКА ЖИВОТНЫХ ДЛЯ СЪЕМОК:
Многие фотографы подкрамливают животных, начиная с птичьих кормушек. Однако регулярная подкормка - это большая ответственность, потому что животное привыкает к человеку и может стать окончательно зависимым от его поддержки. Следуйте следующим правилам:
*Используйте только органическую пищу и только ту, которая является естественной составляющей диеты;
*Остерегайтесь «живых подсад» («живых жертв» - live bait). Вероятно еще «окей» давать певчим птицам земляных червей, однако приманивать хищных птиц живыми мышами уже на грани допустимого (пример - работа Staffan Widstrand с белыми совами; см. мои примечания -КМ - в конце поста)
*Старайтесь не оставлять прикормку (*не живую - bait) на долгое время;
*Не подкармливайте крупных зверей, которые могут быть опасными для человека;
*Не приманивайте объект звуками его жертвы, если в результате это приводит к стрессовому состоянию объекта;
*Используйте только те точки подкормки, которые специально оборудованы для этого в резерватах.
*Указывайте в подписях к фотографиям, что вы снимали на подкормке.
МОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ (КМ).
Marc Carwardine - это авторитет. Журнал BBC Wilflife Magazine - тоже. Суть статьи Марка Карвордайна в том, что все меняется (и эра «цифровой фотографии изменила психологию, в том числе подвинула многих на всевозможные хитрости, лукавства и обманы). Число фотографов природы увеличивается в разы каждые 10 лет (а численность многих объектов съемки только уменьшается), поэтому то, что было допустимо еще вчера (7-10 лет назад) уже неприемлемо сегодня. Марк Карвордайн не только написал эту статью, но и ужесточил требования к приему фотографий на очередной (2010-й) год на конкурсе BBC Wildlife (см. сайт конкурса), где он председатель жюри. Ясно, что проверять условия съемки наших авторов будут теперь с особой строгостью [и не только со стороны жюри, но и со стороны всего их фото-сообщества, тем более, что BBC-конкурс не «частный проект», а почти государственное мероприятие, хотя и спонсируемое большими фирмами]. Готовясь играть на больших полях, лучше и у себя готовиться на таких же, с такими же требованиями и правилами. Вот кажется тот случай, когда не надо выдумывать велосипед. Публикация Карвордайна свежа и сделана, так сказать, на основе осмысления сегодняшнего «эмоционально-мотивационного состояния» фотографов в контексте влияния разных сегодняшних социальных факторов, в частности, коммерциализации всего и вся. Суммированные им правила могли бы быть взяты за основу нашими фотосообществами, организаторами конкурсов и редакциями журналов о природе.
МОИ КОММЕНТАРИИ к codes (КМ):
Когда Марк Карвордайн пишет о проблемах с использованием живых мышей (в качестве live bait) для привлечения в кадр белых сов (работа Штефана Видстрэнда) («многие считают, что это уже не этично»), то право, чувствуешь себя как-то неловко. Хочется крикнуть:»Марк, надо вставить в текст «многие в Англии», «многие в Европе», «многие в Америке». «У нас этого не поймут! У нас никто так не считает». Нам не до этого (вам бы наши проблемы). Для наших «крутых» фото-анималистов надо было бы расписать по пунктам следующее:
(1) - не подходи\не подплывай к хищнику вплотную, чтобы снять его широкоугольником. Для съемки зверей в природе используются «телевики». Этому учат еще детей в школе.
(2) - не гони зверя (зимой) на мотосанях, провоцируя его поспешное убегание и съемку в динамике и «проводкой»; не гони зверя на джипе, на вертолете, на самолете, даже на личной подводной лодке;
(3) - вообще не лезь на рожон - зверь не должен тебя ощущать и явно реагировать на твое присутствие (прекрасно видно по кадру, когда это есть);
(4) вообще никак не провоцируй зверя (ради «крутого» кадра) на проявление агрессии и на искусственное сближение с человеком (с тобой);
(5) - не приручай дикого зверя к себе (видимости себя - человека) для сиюминутной съемки, особенно в российских условиях. Ты уедешь, а зверь завтра подойдет на выстрел к охотнику;
(6) - не преследуй для съемки с близкого расстояния линных птиц (и вообще не преследуй птиц на воде и на суше);
(7) - не летай и не зависай низко над гнездовыми колониями птиц для фотосъемки в гнездовой период и вообще в период нахождения птиц в районе гнездовой колонии;
(8) - съемка редких птиц у гнезд (хищники, журавли) и съемка в птичьих колониях является эксклюзивной (не поточной) съемкой и может проводиться только ради серьезной экопросветительской цели (с конкретными результатами), с разрешения и под контролем опытных биологов и натуралистов, осуществляющих мониторинг данных гнезд и колоний.