Вынос Мозга... и заодно про "торкнуло".

Mar 10, 2012 23:57


http://konevin.livejournal.com/48112.html  -  Ниже-продолжение этого поста.


Декарт. 1664 год. Аналогия умственной памяти.
Рука судьбы со щёткой на рисунке-the original pattern of activity или комплекс всех ощущений в данный момент времени. Набор иголок разной формы,глубины и расположения символизирует pattern of perceptions,который "пробивает" поры в стенках сердца и через которые проходящий позже "дух жизни" вызывает эти же самые ощущения.Нейрофизиологи сегодня полностью согласны с его провидческой схемой,если заменить этот дух и сердце на психологические interpretations от физиологических реакций нервных клеток в коре головного мозга.Декарт отделил сознание как функцию работающего механизма мозга,при этом совершенно верно заметил -
1.Определённый паттерн,узор,рисунок,композиция...ощущений от органов чувств в данный момент временно закрепляется (поры остаются открытыми) и стираются(закрываются) в случае неповторения,но закрепляются настолько долго,насколько этот паттерн часто повторялся. Особым образом это относится к самым ранним детским впечатлениям,которые оставляют след на всю его жизнь.
2.При повторении даже малой части прежнего паттерна,например только определённого звука,в памяти всплывает весь оригинальный комплекс,особенно если он был часто и сильно закреплён повтором или очень сильным переживанием.Например я был под сильным впечатлением от фильма The English Patient,особенно тот момент,когда героиня умирала одна в тёмной пещере вместе с умирающей батарейкой.Прошло время,мне дали мастерскую в Генте,и уж так там получилось,что надо тушить лампу,включать военный трофейный дедушкин немецкий фонарик и с ним идти в темноте к кровати.Именно в этот момент включения фонарика в темноте мастерской я теперь постоянно вспоминаю ту сцену,но не только её,а также слова в конце фильма-"Мы умрём,мы все умрём с телами,в которые вошли и "вкусами",которые мы проглотили..." Таким образом именно "немецкий" фонарик,а это тоже в моей памяти всегда ассоциировалось с этим фонарём,его характерный  свет в темноте(там такое же пятно и я это отметил, когда смотрел фильм первый раз) мгновенно вызвало годами позже именно этот визуальный ряд из фильма и далеко по времени отстоящий от него монолог,т е ассоциации есть давольно сложные.

Как более сложную комбинацию обоих правил Декарта(в сущности разбитое на два одно правило) известен случай с одним математиком.После получения Нобелевской премии он устроил грандиозное пати у себя на вилле.Во время ужина заляпал галстук и жена отправила его наверх переодеться.Размышляя о своей математике,он поднялся наверх,развязал галстук,повесил в шкаф......снял запонки,разделся,почистил зубы и лёг спать,где и был обнаружен взволнованной женой.Снявши галстук,он привычно включился в жёстко закреплённый ритуал отхода ко сну ну и успешно заснул-отсюда видно,какую важную роль выполняет режим дня для человека.
Это используется при обучении-желательно писать,смотреть и произносить написанные тексты,но особенно делать конспекты-там уже непосредственное воспроизведение только что пройдённого паттерн своими словами использует этот природный механизм полностью.
Когда я работал в театре то мне никак не удавалось правильно развести клейстер и тогда более опытный Игнат заварил его и сказал-"сунь туда руку и потри пальцами друг о друга и запомни это ощущение".Тут же получилось.
Наконец то настало время объяснения одного мощного человеческого заблуждения среди "творческих работников".Я часто слышу и читаю что мерилом хорошей фотографии есть то,что она ЗАЦЕПИЛА или ТОРКНУЛА.Торкнуть может старая рана,откуда это и взято совершенно бездумно и самым рабоче-крестьянским образом.Торкает или свой старый опыт или чужой,оставшийся в памяти успех,даже если он где то воспроизведён частично.Таким образом вы обречены ходить по кругу, не отличаясь от животных,что и происходит в новорусском совриске.Действительно новое вызовет удивление,раздражение или даже неприязнь в зависимости от уровня сложности этого нового.Новое это эволюция,а эволюция -всегда преодоление боли.Новое можно найти только мышлением,экспериментами и работой и зачастую это новое озадачит даже своего создателя.Как это происходит?


На этой схеме видно механизм мышления.
Вертикальный пунктир делит мир сознания на чувства и разум.Чувства предметны по образному выражению Выготского,а разум абстрактен.Слева реальный мир в цвете,формах,запахах,звуках,вкусе а справа уже чистые результаты мысли,не связанные с реальностью.DP-прямые ощущения конкретной собаки по имени Жучка.Ребёнок долго будет звать её Жучкой или Собакой,как вторым именем,пока не перейдёт в первую стадию пока "наглядной" абстракции- простой концепт(SC)-"собака" и далее по мере образования -к теоретическому концепту(TC)-"четвероногие" и ещё далее к более высокому уровню-"животное".
Самого пристального внимания заслуживает первый переход.Многие люди его просто не в состоянии совершить,как и все животные.Существуют племена,ограниченные своими языками,которые не дают им этой возможности.Также существуют национальные ограничения,относящиеся к высшей нервной деятельности-как точно заметил математик Клейн-
"На протяжении всех столетий,пока арабы активно занимались математикой,в своих оригинальных работах,они мужественно
сопротивлялись соблазнам точного рассуждения"  "...они превыше всего ставили законы практики"..."что свидетельствует об ином складе ума."
Между прочим, картина Магрита "Это не трубка" отражает в шуточной форме эти философские проблемы сознания.Как видите,Магрит очень давно читал подобную литературу и его не торкало,зато  других сегодня торкает что то на него похожее.
Если посмотреть на первый переход от множества разных собак к простому концепту СОБАКА-видны многие странности.Например,невозможно достаточно точно определить концепт,сначала он интуитивный,потом формируется как определение,понятие,но всё таки есть такие собаки что и не собаки,а есть такие другие,что попадают под определение собаки,таковой не являющиеся.Посмотрим на формирование понятие числа.Интуитивно с детства мы привыкли считать однородные единицы-коров,спички...но если со спичками более менее понятно,то в случае коров не очень-одна из них может быть при родах и сразу после нашего счёта число изменится.Как остроумно заметил в данной ситуации Анри Лебег-
"поместив в клетку льва и кролика,мы не обнаружим в ней позднее ДВУХ животных".И это правда.
При первом переходе совсем не странно отчётливо виден "дедуктивный вывод" древних греков из небольшого числа самоочевидных принципов(аксиом).Заключение тогда истинно, если истинны исходные аксиомы.Впоследствии появились насколько противоречащих друг другу геометрий,но дающие одинаковые решения в конкретном случае и это изменило саму суть дедуктивного вывода древних.
При последующем переходе -от простого концепта к теоретическому, все замечания сохраняются в полной мере за одним исключением-ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ КОНЦЕПТ НЕ ИМЕЕТ уже НИЧЕГО ОБЩЕГО С ПЕРСЕПШНС И С ЧУВСТВАМИ.К примеру такие ТС как электрон,фотон,световые волны,земная ось...есть по большей части математические модели,выраженные формулами и очень условно описывающие поведение этих сложных понятий.Земная ось не указывает на одну и ту же звезду,а описывает конус с периодом в 26000 лет и это движение приводит к небольшим сдвигам в наступлении весеннего и осеннего равноденствий,описанных ещё Гиппархом за 1800 лет до Ньютона.Как таковой её не существует- в руки её не возьмёшь.

При этом многие веками отмечали одну и ту же странность-"intuitional jump" как простого так и теоретического концепта.На схеме это движение стрелки наоборот нормальному, т е как правило концепт появляется сам собой неким интуитивным скачком без знания его составляющих и только потом эти составляющие находятся в природе.Эта мистическая способность мозга основана на умтвенных усилиях бесконечной цепи наших предков и на некоем общем внутреннем единстве всей природы,частью которой является мозг человека.
Полья-"Вы должны угадать математическую теорему,прежде чем её докажете"
Гаусс-"Я уже давно имел все свои результаты,но я ещё не знаю,как мне к ним придти".
Прокл из Древней Греции-"Необходимо сначала знать что ищешь". Как мы видим на примере древних греков и Декарта,старые книги не все устаревают,а вот ссылки из ВИКИ никому не помогут-ведь надо сначала знать,что ищешь.
Самое сильное обобщение этого перехода дал Пуанкаре в 1908-
"Математика есть искусство давать то же имя различным вещам".
То же говорит нейрофизиология мозга-
"The recognition of common combinations of stimuli in the world may form the basis of all sort of sophisticated classifications,of the sort that allows us to distinquish a dog from a cat or one person from another".Именно здесь лежит основной интуитивный механизм самой логики "твёрдого тела" и жёсткая casuality of events с единственным решением занимания объектом места в пространстве(глагол может использоваться только в одном времени,причинно следственная связь явлений...что в Природе не всегда соблюдается).Это не произвол природы а природный недостаток мозга,полученный в наследство от животных.

Ну и конечно ДА ПРИ ЧЁМ ЗДЕСЬ ИСКУССТВО?
Как вам сказать-кому это не надо и кто думает,что к искусству это не относится,и что искусство совершенно не математика и ..тот назовет меня демагогом да и свалит по тихому. Всё зависит от уровня искусства и математики,где то так высоко,где никого давно уже не торкает-там это надо.Более того,после появления абстрактного искусства ,основы которого заложил Кандинский,гда впервые было сформулировано наличие собственного языка и грамматики каждого вида искусства-появилось уже пару поколений художников с университетскими дипломами и фотографов из этих вот художников.Их успехи неопровержимо доказали что уметь думать реально круто.
Ну например,разве не ясно из вышеописанного, что фотография также как искусство переднего фронта может существовать как фигуративная или  абстрактная,но никак не смешиваемая.Прорыв в фото был логично сделан гораздо позже, чем в живописи и оформился где то к Баухаусу - языки их тоже разные.Или,например,разве не видно из схемы Декарта,что одно дело-реальный вид с горы,где ты стоишь охваченный ветром, эмоциями,тёлки сбоку,вокруг змеи...-фотографируешь,дома печатаешь и тупо смотришь на гадость.При этом ты-то сам прыгаешь от радости и кричишь всем,какое крутое фото,а это только тебя торкает твой  пережитый опыт,а другие просто спрашивают,что случилось и где тут доктор.Для того,чтобы фото поразило других людей,чтобы оно стало КОЛЛЕКТИВНЫМ опытом,совершенно не обязательно лезть в горы,проще и полезнее залезть на книжную полку или вообще к себе в голову,как Декарт и попробовать думать и там сразу найти,что хочешь.Для этого и накоплен огромный опыт художников по созданию ИЛЛЮЗИЙ реальности,некие способы обмануть глаз и персепшн,чтобы простыми уловками создать свою формальную реальность гораздо проще и эффективнее по результату воздействия,чем исходная банальность Природы.Именно здесь всегда соединяются Наука и Искусство.

Из этой схемки с обратной стрелкой вытекает простенькое эмпирическое правило как помочь своему мозгу изобретать или творить.Производится предварительная работа по накоплению фактов в той области знания,где ожидается личный прорыв.После этой напряжённой работы надо сконцентрировать мозг на пустом поле концепта справа.Что мы хотим в более общем понимании? К примеру,если изобретается новый ледокол,то очень важно записать формулировку типа "изделие,передвигающееся во льдах",ибо само слово "ледокол" будет держать мозг в плену старых решений "ломать" лёд. Если я работаю над картиной или фотографией,то нужно описать этот неявный пока образ в виде очень общих терминов-"смешной в сторону детства","сюрреалистический","простой".Тем самым мы зададим возможно даже следующий более общий теоретический концепт.Желательно сделать это перед сном.Как правило,мозг сам даст ответ утром-всё зависит от объёма и качества предварительной работы.Приучившись дружить со своей головой,это станет довольно рутинной дневной операцией по созданию новых идей.Важно понимать уровни абстракции,но это приходит с опытом.

В принципе всё сказанное относится напрямую к определению композиции.Простой пример-ткань,клей,железо,дерево..существовали более 2000 лет прежде чем их компрозиция образовала первый планер для полёта человека.По этой простой причине вы никогда случайно не сделаете гениальную фотографию или картину.Ещё Пастер сказал,что "случай помогает только подготовленному уму".

заторкало и зацепило

Previous post Next post
Up