Что это за зверь,композиция-никто не знает,никто не видел,но все об этом говорят и очень много.Рисуют треугольники и линии,запихивают из в круг,делят поле зрительного образа на 3 магические части-специалистов хватает,но все эти фантазии идут от людей мягко говоря далёких от личного опыта создания изображений.В то же время совершенно под боком,среди нас ходят математики,физиологи,музыканты и генетики,которые живут в том мире, где и зарыт этот Золотой Ключик к потайной дверке за старой холстинкой Папы Карло.
Меня в своё время поразили труды математика Кантора по вопроcу о бесконечности.Понятие бесконечности было до него гораздо более неопределённым, чем понятие композиции,но Кантор занялся этой проблемой и появилась теория множеств,без которой ваш любимый айфоша и комп просто невозможны,а создал он её,рассуждая просто и логически.Начал он с того. что подумал-может они разные бывают-нашёл разные,может их можно складывать и есть там арифметика-и таки да,нашлась там и арифметика,правда весьма необычного вида.
Каждый практикующий художник знает,что если не складывается что то композиционно,то надо повертеть работу,перевернуть и долго смотреть.В воспоминаниях Кандинского я точно помню тот момент,который,по его мнению сдвинул его с мёртвой точки в сторону формулирования аксиом АБСТРАКТНОГО ИСКУССТВА(не путать с концептуальным).Он вошёл вечером в плохо освещённую мастерскую(это важно-помните его стихи ВИДЕТЬ-..."в мутном то оно и сидит")и увидел свою же перевёрнутую работу на мольберте-он не узнал её но она показалась ему прекрасной тем,что все формы и линии стали неузнаваемы.Он понял что для его идей вселенской красоты надо полностью отказаться от ВИДИМОГО,привычного,земного.Надо искать НЕВИДИМОЕ.Значит как то работает это правило-хорошая композиция остаётся таковой при поворотах. Даже в языке это спрятано- "Как не крутись а жопа сзади".Крутит значит народ уже давно,давайте попробуем.
Ну положим это старинная штучка и довольно центрально расположена.Можно посмотреть что косое-
Десантный Ю-52 падает на Кипре в 1941 году.
Обратите внимание что к первой картинке я текст не присобачил а к этому самолётику да,и трогательный.Это репортаж,где текст зачастую важнее картинки.Тем не менее правило для неё работает и композиция мне нравится.
Возьмём другую репортажную и с текстом
Американские репортёры,как шакалы,бегут взапуски да с улыбками,чтобы позвонить о бомбардировке Перл Харбор,унёсшей тысячи жизней.
Сразу видно, что напольная пепельница и светильник совершенно против движения композиции в кадре,при этом очень неприятное глазу СОВПАДЕНИЕ (о них специальный разговор-это связано с физиологическими законами органов чувств) контура светильника сразу в 3 местах с другими контурами объектов этой композиции.
Сравните с оригинальным текстом-"Американские репортёры торопятся сообщить в свои редакции о бомбардировке Перл Харбор".Я добавил специально, чтобы показать, как можно манипулировать с текстом для игры на эмоциях.Замена одного слова в тексте может повалить весь контекст.Этим часто пользуются политики.По ходу заметим,что последнее фото без текста не интересно никому,ну бегут мужики...а вот с Юнкерсом прекрасна и без текста,а с текстом просто бриллиант,то есть надо различать "текст",визуальный язык самого изображения и словесный текст описания фотографии или картины.Особенно это различие видно в третьей фотографии с репортёрами.Забудьте про текст-банальность,прочитайте-вау! Фото с текстом-это репортаж,документалка,история,селебритис- художественные качества там уступают первенство иллюстрированной информации,хотя и присутствуют.Это также относится к фото,связанным с экспериментом или наукой,например пролёт пули через стекло или астрономия.
При повороте дело в глубинных механизмах восприятия, не сильно от текста зависящих,а более от восприятия верх-низ,право-лево.Связано с существованием силы тяжести из за которой мы прямоходящие млекопитающиеся хищники и едим,всё что поймаем..Тем не менее красота композиции этому не подвластна ибо есть более важные и общие законы симметрии.Известное всем правило золотого сечения,по которому построены пропорции классического кадра горящего самолёта и репортёров находятся в формулах сопротивления материалов,которые также подчиняются более общим законам симметрии.
Золотое Сечение не имеет никакой магии.Любая пропорция есть ОТНОШЕНИЕ двух чисел,результат есть также число,здесь иррациональное.Именно это число очень часто встречается во многих природных явлениях,тем и знаменито в нашем мире.Предположим,на Марсе или Юпитере более встречаются другие пропорции или числа,там будет своё золотое сечение.Квадрат более универсален ("Чёрный Квадрат" Малевича можно воспринимать как символ именно абсолюта Культуры,там же и Мондриан, предвосхитивший пиксели изображения)но там почему то мистику не ищут.Самая универсальная фигура круг,но он вообще никого не интересует,хотя говорить о нём можно и нужно больше чем о квадрате.В искусстве любые пропорции кадра могут существовать как и в Природе существуют любые числа и их отношения.Так получилось исторически, что именно золотое сечение более "гармонично" восприятию глаза человека или звуковому "гармоничному" восприятию двух нот также определённого ОТНОШЕНИЯ их колебаний-это сформировалось в период создания канонов Древней Греции,оттуда к нам пришли все учебные слепки ушей,глаз,носа рисовальных классов-набивая руку и глаз на НОРМЕ,каноне,стандарте,ученик начинал видеть разницу в пропорциях между каноном и индивидуальными отклонениями натуры.Собственно эталон метра в Палате Мер и Весов Парижа.Важно понимать, что кадр,его пропорции есть уже часть композиции,но не более.
Относительно слепков.Моя тётка Туберовская Ольга работала ст.научным сотрудником Академии Художеств в Питере и я у них в отделе часто бывал.Они рассказали, что Академия после её основания платила золотом итальянцам за снятые мастер-формы с "Давида" Микеланжело и других шедевров. С них снимали копии,которые рассылались по другим учебным заведениям для занятий рисованием.Когда произошла революция то расставались с прошлой культурой и разбивали именно эти эталоны.Трудились энтузиасты -студенты авангардисты,но это было физически трудно, а авангардисты не любят работать.Решено было изыскать деньги,чтобы платить за тяжёлый труд наёмным рабочим,деньги думаю экспроприировали и побили много, но революционный энтузиазм быстро угас.Может быть поэтому я не люблю авангард.
Формально разница между золотым сечением и кругом это разница между определёнными природными законами нашей планеты и более универсальными законами Вселенной,где понятий верх-низ попросту нет и не было.Понятие верх-низ появляется только на разных космических телах для их обитателей относительно этих самих космических тел и в каждом отдельном случае.Существует,например,микромир,который живёт по молекулярным законам,где гравитация хоть и присутствует, но в исчезающе малом виде по сравнению с ними.С точки зрения паука золотое сечение существует, но не является для него "эстетически" приятным,думаю,всё же ему более приятен круг.
Понятие право-лево относятся к более высокому порядку перемещений и трансформаций,поэтому зеркальное отражение есть их особый случай,заслуживающий особого обсуждения.Мы не имеем права ставить в один ряд понятия верх-низ и лево-право,между ними глубокая принципиальная разница.Поэтому в этом посту мы говорим только о повороте,никоим образом не об отражении,даже слова для них употребляются разные.
Кадр или холст, удовлетворяющий правилу поворота более общий и универсальный,чем не удовлетворяющий этому правилу.Именно об этом писал Кандинский,первый человек,взявшийся разогнать туман предрассудков и мистики.Ему мы и обязаны появлением этого термина "КОМПОЗИЦИЯ" в названии художественного произведения,как более абстрактного в нашем новом понимании искусства,он работал именно над первой ступенью обобщения земной культуры и стремился создать живопись космическую,универсальную.
Правило поворота хорошо работает на практике.Обычно я печатаю накопившийся материал целый день а то и два,чтобы экономить время и химикаты.Идёт вал разных отпечатков 13 на 18 см-они бросаются на ткань на полу или на кровать для сушки как попало просто хаотично.Выхожу отдохнуть и всегда просто их рассматриваю-видно сразу,которые раздражают глаз.Вообще вертеть дико полезно.
Сейчас отметим только, что прямо на первых шагах в этих простых примерах появились понятия фона и объекта,reference frame,текста и образа ну и личной памяти-покажите или произнесите слова "Перл Харбор" кому нибудьуже за пределами МКАДа,да хоть и у самого Кремля-вряд ли найдёте адекватную реакцию.Короче сразу навалились неизвестные пока элементы этой бесконечной системы Композиция и надо как Кантор их начинать классифицировать,сравнивать,дробить и объединять в группы по определённым признакам.Но,как любая неизвестная система,она нуждается в правильной математической модели,которая должна отталкиваться от реальности а не вымысла.