После почти десятичасовой
поездки по Косово и Черногорским серпантинам мы прибыли в Подгорицу. Четко определить столицу Черногории достаточно сложно. Формально это город Цетине. Если верить
педевикии, то Подгорица, согласно конституции, носит титул «главного города». Большинство административных учреждений находится именно здесь. Так что мы не сильно нарушили принцип нашего галопа - посещать только столицы.
Первым делом надо было заселиться. Подгорица совсем маленький город (150 тыс. народу). Поэтому от вокзала до хостела мы дошли минут за двадцать. А это фактически противоположные концы города. Хостел - это отдельная тема. Подгорица - место не слишком туристическое, народ в основном ломится на побережье или в горы. Видимо в этом разгадка, что на весь город есть только один (!) хостел. Хостел организовал американец Стив (
http://www.stevesplacehostel.com). Вот, как он сам объясняет эту безумную идею:
I have been traveling around the world and staying in hostels for a long time. When I came to Montenegro I quickly discovered three things:
1. Montenegro is an amazingly beautiful and diverse country.
2. The people here are very friendly.
3. There was no hostel in the capital of the country!
Он либо хиппи, либо црушник подумал я. В принципе неплохое прикрытие - хостел в центре неспокойных Балкан. Но возможно все это издержки моего параноидального советского воспитания.
Фотоотчет в
следующем посте.
Хостел Стива мы нашли не с первого раза. Главным ориентиром служил футбольный стадион. Но в его окрестностях находились только мелкие занюханные домики с развешанными во двориках сушащимися майками-алкоголичками и красными труселями. Пока я вертел башкой в поисках хоть чего-то отдаленно похожего на хостел, Энди поймал туземца и тот проводил нас то обиталища Стива. Ну, епт, хостел как раз и оказался «мелким занюханным домиком». Дверь была гостеприимно наглухо закрыта, на телефон Стив категорически не отвечал. Я еще раз осмотрел халупу и сделал вывод, что ключ от хаты прячется где-нибудь под камнем. Но перекапывать двор мы не стали. Зато во время ожидания, я успел отловить жирную и гигантскую черногорскую улитку и немного попугал ею впечатлительную Ольку. Тут к нам подошел волосатый чувак и сказал:
- Стив просил передать, что его сегодня не будет, извиняйте.
- Блин, вот козел! - воскликнула наша троица.
- Ахахаах, саечка за испуг. Стив - это я давайте знакомиться.
Такой вот он шутник, блин.
Наш хозяин-хиппи показал нам наши апартаменты. Заметив определенную близость между мной и Олькой, он щедро поделился своей комнатой, а Энди отправил в общую гостиную. В итоге Стив оказался дружелюбным и болтливым парнем. Он поведал нам про основные достопримечательности и место, где можно дешево и аутентично пожрать («между церковью и Берлином»).
- А далеко тут до моря? - поинтересовалась Олька.
- Ну, километров двадцать-сорок.
- Вау, и как доехать?
- Есть один нюанс, по расстоянию близко, но там горные дороги, так что ехать часа два. А так самый красивый город - это Котор. Если нужны пляжи - то Будва. А ближе всего до Бара, тем более туда недавно пробили прямой туннель и можно минут за сорок доехать.
Мы сразу загорелись идеей сгонять на следующий день в Бар и заценить Адриатику. К этому моменту я почувствовал, что в животе у меня пусто, как на Кутузовском проспекте во время проезда членов правительства. Наконец мы расстались с нашим словоохотливым американским другом и пошли на поиски жратвы. На прощание Стив сказал нам:
- С утра меня не будет, так что положите ключ в дырку в кладке под порогом.
Хе-хе, я оказался прозорлив и догадлив.
Напротив хостела находилась древняя (10 век) церковь Святого Георгия. Во время Второй Мировой Подгорицу практически полностью сравняли с землей, поэтому каждая такая чудом уцелевшая древность тут на особом счету. Церквушка была небольшая, но приятная на вид. Заметна была разница с более простыми софийскими культовыми сооружениями того же периода. Мне особенно приглянулась необычная колокольня в виде полой коробки, сложенная из крупных булыжников. Еще удивило, что внутри в церкви было множество русских икон, например, «Троица», приписываемая Рублеву или св. Серафим Саровский. Сразу за церковью начиналось роскошное кладбище, с замшелыми тяжелыми склепами. Но уже темнело, и чтобы не тревожить подгоричных зомби мы туда не пошли, да и пожрать (нам, а не зомби) хотелось уже зверски.
Минутах в пяти от норы Стива, находилась улица со жратвой. Называется - улица Негошева, в честь одной из черногорских королевских династий. По доброй балканской традиции чуть менее чем половина заведений являлись пиццериями. Вот что в этом блюде такого, что оно так пришлось по вкусу нашим сербским и болгарским братушкам? Через три прохода по улице мы нашли «Берлин», но никакой «церкви» в его эпсилон-окрестности не было. На пятый пробег по улице мы поняли, что под «церковью» Стив подразумевал церковный (!) ресторан. В заведении стояли грубые деревянные лавки, стены были украшены иконами, еще тот антураж, в общем. Впрочем, это меня не смущало, а вот то, что там не было ни одного человека, мне показалось подозрительным. Да и бухать под святыми иконами, представлялось мне несколько кощунственным. Мы засели в одну из ближайших кафешек. Сербский язык в его письменном варианте вполне понятен для русских, но тут не было ни одного знакомого слова. «Валим, нахуй отсюда», - дружно решила наша компания.
Еще минут через пятнадцать наши рожи (и Олькино личико), казалось, знала вся улица Негошева. Примерно на десятой итерации я окончательно заебался. Тут Олька провела анализ в духе искателей пиратских сокровищей:
- Смотрите, скелет указывает сюда вот «Берлин», а вот «церковь», ближайшая к ним та кафешка, где мы сидели. Значит именно ее Стив и имел в виду.
Мы вернулись обратно в ресторан с неведомыми блюдами. Народ рядом жрал огромные блины и что-то типа буритто. После небольшого лингвистического исследования (слегка помог официант) мы поняли, что «палачинки» - это блины, «похованны палачинки» - блины свернутые в трубочку (буритто), а «печерки» - грибы. Так мы выучили сербский. После всей этой беготни и Косовского переезда местные блины (внутри ветчина, соленые грибы, помидоры, сыр «Каймак», сметана, грибы и еще что-то) показались просто райской пищей. Действительно дико вкусно. Да и черногорский пивас «Никшичевское» тоже пришелся нам по вкусу. Но больше всего привел нас в восторг счет, 17 (!) евро на троих, даже Болгарский ценовой коммунизм тихо сосал в сторонке.
Что-то я слишком увлекся жратвой, видимо надо сходить на обед… Так, пообедал, продолжаем. Как и в Скопье, центр Подгорицы вечером был полон модной молодежи. Но здесь народ явно был побогаче, H&M сменили Хеллфингер и Цалвин Кляйн. Вообще внешне черногорские сербы производили очень приятное впечатление. Я обратил внимание, что тут полностью отсутствует распространенный в России тип «чуханы». Это такие мужики лет 40-60, дурно и бедно одетые, с прибитым видом, зачуханные малооплачиваемой работой и сварливой некрасивой женой. Тут даже народ среднего возраста и старше был вполне импозантен и производил впечатление уверенности и самодостаточности. Причем это была не наглая и выебистая уверенность а-ля Кавказ, а спокойная и горделивая. Именно, так по моим стереотипам и должны были выглядеть сербы. Забегу вперед, и отмечу, что, к сожалению, в сербской Сербии (Белград) все несколько хуже. Там чуханов как раз порядком, удивительно. Хотя может разгадка такого отличия одного народа кроется в разной истории. Все-таки Черногория все время была в стороне от завоеваний иноземцами. Даже турки присутствовали тут весьма формально и дальше своей крепости в Подгорице редко вылезали. Девушки тоже отличались изрядной миловидностью, особенно приятны были мордочки с тонкими чертами лица. Такие вот лестные для черногорцев антропологические наблюдения.
Гулять нам уже особо не хотелось, да и время было к полуночи. Но мы все таки прошлись по современному мосту «
Тысячелетия». Помните в Скопье был крест «
Миллениум»? Так вот у Подгорицы есть соответствующий мост. Мост неплохо вписался в местный ландшафт, его высокие опоры хорошо рифмуются с виднеющимися вдалеке пиками горной цепи. Т.е. этот новодел не выглядит, как вставная челюсть на симпатичной морде Подгорицы. Совсем рядом (метров 50) влепили еще один современный, но уже пешеходный мост. Когда Стив рассказывал нам про достопримечательности Подгорицы, он назвал его «русским». И действительно, на мосту красовались таблички с видами Москвы. Потом местный серб объяснили нам, что мост подарил городу то ли Лужков, то ли Дерипаска, который скупил все местное производство алюминия. Мост тоже был красив и изящен, но это уже попахивало перебором. Идея, влепить два моста так близко, не совсем удачна на мой взгляд. Стив также поведал нам об еще одном подарке от щедрой России:
- Там рядом с «русским» мостом стоит памятник вашему певцу с гитарой.
- Высоцкий что ли? - попытались угадать мы с Энди.
- Да, хз я его не знаю. С гитарой в общем такой стоит.
«Мужик с гитарой» действительно оказался Высоцким. Памятник мне не слишком понравился, непропорциональный какой-то и в неестественной позе (см. на руку). Но все равно было приятно встретить земляка, пусть даже и бронзового.
Дальше нам совсем стало лениво и мы решили организовать быдлотусу, где-нибудь в парке. В магазинчике были закуплены главные компоненты быдлотусы. К сожалению, в Подгорице не продавали вкусняшку Балтику девятку да и семок не было, так что пришлось ограничиться уже полюбившимся пивом «Никшич» и фисташками. Мы отправились в парк на черногорскую гору «Горица». Такая вот горная тавтология. Кстати в честь этой горы и назван сам город. Подгорица = город под горой Горица. Несмотря на позднее время и темноту, в парке прогуливалось множество парочек. Кругом было ощущение мира и спокойствия. Я читал, что в Подгорице примерно 10% албанского населения. Но здесь, в отличие от Скопье, им не дали устроить себе отдельный независимый город, куда вечером лучше не соваться. Так что внешне Подгорица произвела вполне мирное впечатление. Я еще раз в этом убедился, когда в темном парке в час ночи напротив нашей громко ржущей и распивающей пивас компании подсели две девочки школьного возраста. Т.е. народ тут совсем не шуганный и это правильно.
Насчет планов на следующий день у нас единого мнения не было. Ольку тянуло на море в Бар, я хотел погулять по Подгорице, Энди колебался. На самом деле времени у нас было совсем мало, примерно в два часа дня нас ждал автобус до Сараево. Его мы купили сразу по приезду на местном автовокзале. Так что мой аргумент: «вот промотаемся до моря, а потом еще десять часов трястить по горам, ну нах такой отдых» кажется на всех подействовал. Правда своенравная Олька тайно завела будильник на пять утра, видимо собираясь втихаря свалить от меня с Энди к чайкам и волнам. Но как обычно у нас происходит и в рабочие будни, будильник услышал только я и благополучно его отрубил.
С утра мы достаточно долго тупили. Особенно отличился Энди, который завис в ванной где-то на час. В это время мы немного изучили убранство хостела. Тут я окончательно решил, что Стив не шпион, а обычный хиппи. Вот стал бы црушник в здравом уме при местных дешевых «палачинках» питаться одной соей? А больше ничего в холодильнике Стива не наблюдалось. Соевая картошка, соевая курица и заплесневелая бутылка вина. Гурман, хуле. Вместо гвоздей и клея Стив употреблял веревочки. Все в доме крепилось на веревочках и проволоке. Длинные ее мотки, подобно макаронам на вилке, свисали из каждого угла комнаты Стива. Еще милая деталь, хозяин хостела не признавал зубной пасты и чистил зубы содой. Только не подумайте, что нам там не понравилось. Просто забавно, а так отличное место. Стив, спасибо за прием и все такое!
Мы позавтракали в полюбившейся нам кафешке «Corto Maltese». В этот раз был огромный сербский омлет с той же обильной начинкой, приправленный солоноватым маслянистым сыром.
- Так, мне нужна черногорская майка, - выдал Энди.
- А мы хотим местные магнитики, - решили мы.
И отправились на поиски сувениров. Очень скоро стало понятно, что это нетривиальная задача. Все-таки Подгорица город отнюдь не для туристов. Мы зашли в единственный информационный центр. Улыбчивая брюнетистая девка выдала нам по халявной карте и ткнула пальцем в центр:
- Тут вот Галерея и там же сувенирный ларек.
Ну что, дошли мы до «галереи». Внутри была выставка современного искусства, т.е. гной и блевотина. Сувениров не было. Зато рядом красовался памятник Пушкину и его верной женушке. Помните со школы:
Черногорцы? что такое?
- Бонапарте вопросил.
- Правда ль: это племя злое,
Не боится наших сил?
Мы поймали местного представителя офисного планктона. Чувак нам показал примерное направление «около почты». Но и там нас ждал фейл. Мы вернулись в туристический центр. Тут до нас дошло, что «галерея» у черногорцев это не только выставка картин, но и торговый центр. Но мы обломались в третий раз, т.к. там шел ремонт, и все было закрыто. Мы с Олькой решили забить и хотя бы пару часов пробежаться по местным достопримечательностям. А Энди продолжил охоту на футболки. Надо сказать, что в итоге его ждал профит. Сувениры продавались, как раз внутри самого местного главпочтамта.
Мы же с Олькой решили оббежать центр Подгорицы по большому кругу, чтобы еще захватить храм Воскресения Христова. Первыми нам по пути попались развалины турецкой крепости. Во время войны ее фактически сравняли с землей, но все равно вид был достаточно живописный благодаря высокому скалистому берегу над чистейшей зеленоватой рекой. Здесь как раз было место впадения реки Рыбница в главную реку Подгорицы Морачу. Нам надо было пройти всего двести метров, и мы попали бы в старую турецкую часть (район Старый Вырош). Но тогда мы про это не знали, да и Lonely Planet про Подгорицу сообщал всего пару абзацев. Очень жаль. Но это издержки самого принципа галопа.
Ладно, лоханувшись и пропустив древние турецкие красоты, мы перебрались на другой берег Морачи в современную часть Подгорицы. Наша цель была королевский дворец. Если бы не карта, то мы бы точно прошли мимо «дворца». «Версаль» Николы Первого оказался маааленьким желтым двухэтажным домиком. В соседнем здании находилась местная психушка, а еще рядом выставка современного искусства и парк модерновых и психоделичных скульптур. Остроумное соседство, понимаю. Кстати, удобно. Устроит местный человек-собака а-ля Олег Кулик свой перфоманс, и тут же рядом его дотащат в больничку. Вколят в жопу успокоительных веществ, подлечат, и опять за работу, творить новый креатив.
Мы дошли до широкой площади с памятником Петру Первому. Нет, это не наш Петр, а
местный епископ и по совместительству король из рода Негошевых. Долго тут тусить не стали, нас ждал «символ Подгорицы, огромный и роскошный», если верить туристической карте собор Воскресения Христова. И вот мы дошли до собора. Огромным он был только в масштабах Подгорицы, но в принципе особого отторжения не вызвал, хотя и явный новострой. Собор был ослепительно белый, в лучах яркого черногорского солнца он просто резал глаза. Понравилось, что его стены сложены из огромных плохо обработанных блоков. Но маленький нюанс, здесь еще идет стройка. Да, да мы с Олькой попали на стройплощадку. Работали краны, прораб вяло ругал работягу, кругом валялся мусор и стройматериалы. Мы зашли в тыл собора, но обойти кругом стройку нам не удалось, помешали заросли крапивы в человеческий рост. Возвращаться обратно? А хер вам. И мы полезли через забор стройки. Кругом было говно человеков, но мы с Олькой благополучно минули рукодельное минное поле и вылезли из кустов прямо на детскую площадку.
Прогулялись еще по жилым кварталам, дошли до улицы Московской и вышли обратно к Высоцкому. Днем он показался еще более несуразным, но мы все равно поприветствовали соотечественника и полезли на «русский» мост. Тут мы опять увидели черногорскую воду. Зеленые волны Морачи действовали на нас не хуже футурамовской гипножабы.
- Скиньте одежды, забейте на стыд и приличия, войдите в меня, вкусите мои воды, - как бы говорила нам Морача.
Мы с Олькой не смогли устоять перед гипнорекой и спустились к воде. Правда радовать туземцев нудистским купанием мы не стали, да и вода оказалось практически ледяной. Но, собака, до чего же чистой она была. Мы покидали гальку в воду, безуспешно пытаясь, сделать хотя бы три «пирожка». Но своенравная Морача сразу же жрала наши камешки. Хорошо, что мы не стали тут купаться.
Здесь наш такой короткий поход по Подгорице подошел к концу. Надо было топать на автовокзал, встречаться с Энди и ехать в Сараево.
Подвожу итоги. Пару часов на Подгорицу маловато, а вот за день тут вполне можно управиться. Кроме нашего маршрута можно: съездить (10 минут на такси) на развалины древнего византийского города Дукли, прошвырнуться по турецкому старому городу, подняться на Горицу. Увы, это все мы не успели. Но даже без этого впечатления остались положительными. Чистый уютный городишко, живописная река, очень приличный народ. Добре!