к тексту: А.М.Лобок.Школа нового поколения (опыт концептуального наброска)

Jun 14, 2011 06:59

Текст находится здесь: https://rcokoit.ru/dld/lobok1.pdf


Итак, векторы 1) субъектности, 2) диалога, 3)развития.
Пытаюсь приложить эти векторы к собственному детскому опыту - опыту занятий в театральной студии и в спортивной секции.
Знаете, Александр Михайлович, я что заметил? Деятельность, предлагаемая в этом ключе, -
1) исследование собственной "самости", того, что тебя цепляет и почему;
2) соприкосновение с "самостью" другого субъекта, что в ней цепляет - и если цепляет, то попытка выстраивания диалога через разворачивание своих позиций;
3) про развитие пока не очень понял.
Пункты 1 и 2 - так похоже на то, что происходит на Интернет-форумах.
По сути, в подобную схему укладывается любой свободный разговор - на кухне, на лавочке, в коммуникативной группе... Один вбрасывает/инициирует тему, остальные к ней "относятся" и начинают "разворачивать позиции". И это продолжается, пока разговор не прерывается внешними причинами, пока участников что-то еще "цепляет" в словах друг друга, и пока они не утомились.
Безусловно, менее опытные в теме участники разговора откроют для себя много нового и интересного, и образовательная ценность этого события для них несомненна.
Но "говорильня" от этого не перестанет быть "говорильней".
А теперь я попытаюсь представить себе занятие в театральной студии... Руководитель усаживает всех в кружок и "вбрасывает тему".
Затем предлагает к ней "отнестись". При удачном составе участников найдутся те, кто с достаточной энергией и сильной аргументацией развернут свои позиции. И что тогда остается руководителю (режиссеру!), который вообще-то собирался поставить спектакль?
1) Свернуть дискуссию и настоять на своей позиции - зачем тогда надо было дискуссию разворачивать?
2) Путем голосования выбрать самую популярную позицию?
3) Путем переговоров выработать компромиссный вариант?

>> вот, кстати, где была бы полезна обратная связь и рефлексия через Интернет! "Чего словами (в режиме занятия - К.К.) сказать нельзя, то в письме написать можно" (c)Почтальон Печкин. Там и можно без ущерба для очной встречи (ой ли?) "выпустить пар", который будет принят к сведению руководителем в своей дальнейшей работе.
Вернусь к "векторам".
Ни в одном из них я не нашел упоминания деятельности, при которой усилия субъектов направлены не на "самость", не на "диалог", а на часть своей работы при достижении общей цели. А, между тем, в обществе преобладает и ценится именно такая деятельность. Вас она не интересует, или я что-то где-то пропустил?
>> об этом ниже, см. " Приоритет реальной жизни над «ученой книжностью» и теоретической схоластикой"
"Знания - это продукт культурной истории человечества. И стратегический посыл существующей школы заключается в том, чтобы отобрать и транслировать ученикам «наиболее важные», «наиболее ценные», наиболее значимые знания из тех, которые уже созданы человечеством. В идеале - одинаковые для всех."
Не стоит демонизировать этот стратегический посыл. Массовое образование за казенный счет не может быть иным. Хочется индивидуального - пожалуйста, любой каприз за ваши деньги.

«Не та или иная зафиксированная в некоем стандарте сумма знаний (по сути - сумма информации, предназначенная для усвоений учеником), а сама способность вырабатывать новое (индивидуальное) знание, а, стало быть, способность мышления.»
Эти слова были начертаны на знаменах всех знаковых педагогов современности, начиная с Руссо, а может и раньше. И я бы не сказал, что к ним не прислушивались. Только... когда доходило до массовой практики, куда-то все девалось...
Наверное, потому что все упирались, в том числе, в это:
"Как тестировать качество развития мышления, если именно на развитие мышления переносится основной образовательный акцент - в значительной мере открытый вопрос."

"А вот если в ребенке поддерживается потребность и способность порождать свою собственную деятельность, если в нем поддерживается чувство деятельностного достоинства, если в нем всячески развивается способность создавать, а не просто воспроизводить, и если именно на этой его способности человека делается деятельностный акцент, то он с легкостью и удовольствием будет выполнять и любую рутинную работу. В том случае, если эта рутинная работа встроена в его субъектность, в его индивидуальную вопросительность, в его индивидуальное мышление."

Следует ли понимать последнее предложение как необходимость подстраивать тренировку исполнительских навыков под желание творческого самовыражения, индивидуальную вопросительность? А когда желание и вопросительность отсутствуют - расшибиться в лепешку ради их появления?

«Вы мне скажите, что я должен запомнить, и я это запомню, а сам что-либо понять и проинтерпретировать даже не буду пытаться!»
А я вижу в этой фразе не сколько желание поскорее отделаться, сколько детскую попытку компромисса, экономию своих душевных сил и времени, чтобы обратить их на деятельность, лежащую сейчас в сфере его интересов, - а вовсе не привычку, приобретенную с годами обучения.

"Школа нового поколения - это школа, в которой существует безусловный приоритет креативности над исполнительством, способности порождать новое знание над способностью знание усваивать.Таким образом, мы можем говорить о рождении школы нового поколения в той мере, в какой ведущим акцентом этой школы оказывается развитие детской креативности, а тренировка исполнительства отступает на второй план."
В связи с креативностью и "порождением нового знания" возникает вопрос:
Всякая ли креативность, и всякое ли порожденное знание будет поощряться/одобряться педагогом? Если нет, то критерии "глубины", "цепляемости" - где-то внутри педагога, и у каждого педагога они свои?
Если да, то... как ученик сориентируется по поводу ценности того, что он "сотворил"?

"Вместе с тем, хорошо известно, что образование по-настоящему эффективно только тогда, когда оно умеет идти за детским вопросом, за детской иницитативой, за детской субъектностью. Поэтому школа нового поколения - это школа, которая не боится содержательных флуктуаций, производимых детскими вопросами и инициативами. Скорее, наоборот: она пытается все свое содержание по-максимуму выстраивать вокруг этих вопросов и инициатив."
По поводу "идти за учеником" я высказывался уже достаточно. Любой магазин создан, чтобы удовлетворить запросы покупателя. но только известный персонаж отправится "в буфет покупать себе билет", а потом помчится "в кассу покупать бутылку квасу". А его недовольство по поводу неудовлетворенности его запроса можно оправдать рассеянностью.
Ноги - у ученика, а не у школы, ему и ходить.

"Выпускник школы нового поколения - это человек с развитой системой образовательных потребностей. Это человек, у которого образовательные потребности не только не угасли, но приобрели за время обучения более разветвленный, более сложный, более многоуровневый и более яркий характер. И притом это его личные, индивидуальные образовательные потребности, обладающие абсолютно неповторимым индивидуальным профилем."
В качестве примера могу привести Михаило Ломоносова и Мартина Идена. Молодые люди, до совершеннолетия сохранившие крепкое здоровье и нервы, в краткие сроки догнали и перегнали своих сверстников, начавших учиться гораздо раньше. Примеры - явно не массовые.
И что? Закроем казенные школы, эти "камеры хранения"?

"Важнейший критерий эффективности школы нового поколения - то, в какой степени происходит развитие и усложнение образовательных потребностей ребенка. В какой мере увеличивается и усложняется количество детских образовательных «хочу!». В какой мере расширяются и углубляются детские образовательные интересы."
Отвечу цитатой из Герцена:
"Счастлив тот человек, который продолжает начатое, которому преемственно передано дело: он рано приучается к нему, он
не тратит полжизни на выбор, он сосредоточивается, ограничивается для того, чтоб не расплыться, - и производит. Мы чаще всего начинаем вновь, мы от отцов своих наследуем только движимое и недвижимое имение, да и то плохо храним; оттого по большей части мы ничего не хотим делать, а если хотим, то выходим на необозримую степь - иди, куда хочешь, во все стороны - воля вольная, только никуда не дойдешь: это наше многостороннее бездействие, наша деятельная лень."

"Понятно, что и эффективность такого рода школы мы можем и должны диагностировать не с помощью «знаниевых экзаменов» - экзаменов, ориентированных на то, кто сколько усвоил знаний. Требуется разработать принципиально иные способы аттестации и мониторинга эффективности. Важнейшим измерителем должно быть измерение уровня сформированности образовательного интереса, а так же глубины и разветвленности сформированных образовательных интересов."
Ну-ну...

"Задача же заключается в том, чтобы перевести стрелку диагностики с вопроса о том, что усвоил ребенок в процессе взаимодействия с теми или иными учебными сценариями, на вопрос, что и как он пережил в этом процессе, в какой мере откликнулись его эмоции, в какой мере откликнулась его душа. Следовательно, требуется развивать способность эмоциональной рефлексии, и создавать инструменты диагностики, предметом которых, в первую очередь, являлись бы эмоциональные состояния и переживания ребенка и педагога как абсолютная образовательная ценность."
А мерилом состояний и рефлексивных переживаний будет все тот же педагог с собственными критериями "цепляемости" и "глубины"?
А если этот педагог - вовсе не тот человек, с кем я хотел бы делиться своими состояниями и переживаниями? Я тогда скажу ему:
"Вы мне скажите, что я должен запомнить, и я это запомню, а свои переживания позвольте мне оставить при себе!"

"Школа нового поколения - это школа «внутреннего человека».Это школа, ориентированная на развитие тех внутренних качеств личности, которые невозможно проверить никакими внешними экзаменационными процедурами."
На том стоит и стоять будет Вальдорфская школа.

"Люди привыкшие жить в казарме и на плацу - это люди, у которых неразвито или атрофировано собственное Я. И им для коммуникационного взаимодействия друг с другом не нужно совершать личностного усилия. Их взаимодействие комфортно умещается в заранее прописанную коммуникационную схему."
Мне довелось жить в казарме и на плацу. Не скажу, что мне там было комфортно. Да, синдром "возвращения с войны", когда здесь нет системы "свой-чужой" и все непросто - всем известен.
Но только этими коммуникационными схемами и обеспечивается надежность и быстродействие системы. А если с каждым "винтиком" и "шестеренкой" этого сложного механизма будешь договариваться...
Так что людей на плацу лучше пожалеть, даже тех, кто сам решил сделать это своей жизнью. (Это я из-за "комфортно умещается" завелся.)

"Это значит, что в общественное сознание и общественное поведение активно внедрялись некие единые стандарты производственной и бытовой жизни - так, чтобы человек, переезжающий из одного города в другой, переходящий из одной школы в другую и т.д., не чувствовал особенной разницы. Одинаковые идеалы, одинаковые ценности, одинаковые способы взаимодействия, одинаковые структуры быта… Везде все примерно одинково, а идеал - чтобы вообще становилось идентично. В условиях не тоталитарного общества мир неизбежно развивается в сторону культурно-субъектной дифференциации, в сторону усложнения..."
В условиях нетоталитарного общества производители приходят к необходимости договариваться о стандартах. А лидеры диктуют свои стандарты, которые приходится учитывать, если хочешь раширяться.

"Речь идет об «усилии к другому» (в том числе - об усилии к другой культуре) - тому, кто не похож на тебя, и наличие которого оказывается ресурсом твоего собственного развития, но развития не подстраивающегося под другого, а сохраняющего свою суверенность и самобытность."
Писарев о Базарове:
"Базаров не важничает перед другими, не считает себя гениальным человеком, непонятным для своих современников или
соотечественников; он просто принужден смотреть на своих знакомых сверху вниз, потому что эти знакомые приходятся ему по колено; что ж ему делать? Ведь не садиться же ему на пол для того, чтобы сравняться с ними в росте? Не прикидываться же ребенком для того, чтобы делить с ребятами их недозрелые мысленки?"

"Школьная исследовательская деятельность, осуществляемая во взаимодействии с профессиональными исследовательскими лабораториями, через погружение в проблематику реальных исследовательских институтов; школьная производственная деятельность, осуществляемая через погружение в реальное технически оснащенное производство; школьная издательская деятельность, осуществляемая во взаимодействии с профессиональными литераторами и журналистами; школьная сценическая деятельность, осуществляемая во взаимодействии и через погружение в репетиционный процесс профессиональных театров и т.д."
Мне все это очень нравится, только бы еще придумать, зачем всем этим профессионалам тратить свое дорогостоящее время на удовлетворение детского любопытства. Целевая программа по профориентации, года на три? А на постоянную деятельность надо закладывать средства в бюджет.

"Манипуляция - это когда я заранее знаю, к какой цели я должен как педагог привести ребенка, и тогда моя задача заключается в том, чтобы заставить ребенка поверить, что мои цели - это и есть его цели.Традиционная школа вся ориентирована на внешнее целеполагание по отошению к ученику. Есть сумма кем-то формулируемых перед учеником целей и задач, и есть сумма методик и приемов, предназначенных для того, чтобы «замотивировать» ученика на достижение этих - не им поставленных! - целей и на решение этих - не им сформулированных, внешних по отношению к его собственной субъектности! - задач.Таким образом, развитие в традиционной школе сводится к движению по заранее проложенным рельсам и к заранее сформулированным целям. Проблема школы нового поколения - это проблема того, как в основу учебного процесса положить собственное целеполагание ребенка, его собственные, исходящие из его субъектности задачи. Только в этом случае сможет быть преодолена манипулятивная ориентированность традиционной школы. И только в этром случае школа станет по-настоящему развивающимся организмом."
Вот-вот, ситуацию в театральной студии я уже пытался представить "в режиме антиманипулятивности". А представить в таком режиме, скажем, тренировку в спортивной школе, особенно там, где "самодеятельность" может привести к травмам...

"...в какой мере педагоги и ученики оказываются вовлечены в содержательную деятельность - то есть такую деятельность, которая совершается не ради формальной отчетности, а ради самой себя. Содержательная деятельность - это деятельность, построенная на интересе к самому содержанию, а не к тому, как эта деятельность будет кем-то оценена."
Пытаюсь вспомнить, почему я увлекался той или иной деятельностью в детстве. В одних случаях привлекла сама деятельность (выжигание, легкая атлетика), в других - результат этой деятельности ("я тоже так хотел бы!") - театр, макраме, гитара...
Любой, кто что-либо делает, нуждается во внешней оценке своей деятельности, причем, в положительной оценке. И я сейчас не о 5-балльной шкале и не о деньгах. Говоря бихевиористским языком, положительное подкрепление на ранних стадиях должно случаться за каждый удачный шаг... Да что я вам азы манипулятивных практик излагаю, есть же популярные пособия, "Не рычите на собаку" К.Прайор, например...

"Школа нового поколения - это школа безусловно интересная для ребенка, и это школа, способная наращивать свою содержательную интересность."
То есть, становиться все интереснее и интереснее, выдумывать более сильные и более "цепляющие" "заманухи", поскольку старые надоели и уже не привлекают. Это как с игрушками. Или с наркотиками.

"Приоритет смысла над целесообразностью"
То есть, "доверьтесь, я лучше вас знаю, что вам нужно"?

"Школа нового поколения - это школа, для которой проблемный ребенок (а это может быть одаренный ребенок, нестандартный ребенок и т.п.) - это абсолютная ценность, потому что только проблемы, создаваемые для педагога нестандартным ребенком - это то, что является стимулом педагогического развития, стимулом педагогического творчества, стимулом к тому, чтобы педагог по максимуму активизировал все имеющиеся у него педагогические ресурсы. Проблемы - хлеб педагогического развития."
Согласен, "Разница между воином и обычным человеком в том, что воин видит все как вызов, а обычный человек видит все или как везение, или как невезение." (c) К.Кастанеда
Но работать с проблемным ребенком в режиме "Лешенька, Лешенька, сделай одолжение..." - губительно для педагога и развращает ребенка.
Previous post Next post
Up