Прусский конструктивизм

Aug 23, 2015 20:48

Существуют в Калининграде здания, которые одни считают советскими, а другие, зная о наследии старого немецкого прошлого, удивляются, как среди образцов классической архитектуры могли затеряться эти ничем не примечательные кубики. Так чем же они примечательны?
Менялось время, менялись эпохи, менялась и архитектура.
Новое время требовало отражение своего воплощения в новых образах и формах. Наступал век мощной индустрии, функционализма, массового производства и, как следствие, неминуемой стандартизации изделий.
Появлению нового стиля способствовала индустриализация самого быта - новые предметы быта (пишущая машинка, граммофон, электроприборы, пылесосы, новейшая телефонная аппаратура, радио-аппаратура и т. д.) были несовместимы со старой художественно-промышленной эстетикой.







Конструктивизм - это авангардное художественное направление, зародившееся в России, идеи которого своим влиянием охватили различные виды искусства, но наибольшее влияние они оказали на  советскую архитектуру 1920-х гг. В это время были созданы такие великолепные памятники авангарда, как Фабрика-кухня завода им. Масленникова в г. Самаре в виде серпа и молота, Театр Красной армии в Москве в виде пятиконечной звезды, Ростовский театр оперы и балета им. Горького в виде трактора и т.д.
В конце 20-х годов конструктивизм стал распространяться за пределы Советского Союза, получив наибольшее распространение в Германии и Нидерландах.
Применительно к зарубежной, не советской, архитектуре термин «конструктивизм» в значительной мере условен: в архитектуре он обозначает течение внутри функционализма, стремившееся подчеркнуть экспрессию современных конструкций.
Архитекторы стиля конструктивизм считали, что в создании архитектурного образа современного сооружения должны принимать участие все элементы здания, даже такие, как вывески, часы, рекламные щиты, громкоговорители, шахты лифтов и т.д., поэтому все их также должен проектировать архитектор.
В Кенигсберге в значительном количестве можно найти здания классического модернизма. Многие из этих строений более или менее хорошо сохранились - вплоть до деталей внутреннего интерьера.
Стоит отметить, что тема прусского конструктивизма (в данном контексте будем использовать именно этот термин, а не термин "модернизм", "функционализм" или "баухауc") практически не изучена, поскольку в литературе того времени она мало упоминалась и описывалась, а во время трагических событий Второй Мировой войны, в результате которых центральная часть Кенигсберга была уничтожена, архивные источники по архитектуре и градостроительству канули в лету.
Также необходимо отметить, что до Первой мировой войны архитектура Кенигсберга не вызывала особого интереса, но ситуация немного улучшилась после реконструкции города в 1915 - 1924 годах. Первые описания архитектуры Восточной Пруссии появились в конце 1920-х годов в виде иллюстрированных изданий, представляя достижения трех видных архитекторов Hans Hopp, Kurt Frick и August Feddersen.Итак, пройдемся по главным образцам прусского конструктивизма в Кенигсберге, сохранившихся в том или ином виде до наших дней.







Krankenhaus der Barmherzigkeit (Больница Милосердия) располагалась на Kirchenstraße (улица Клиническая, 74).
Больница была основана в 1850 году в Кенигсберге 20 стационарных коек. В 1930 году Больница Милосердия начала работу в новом здании больницы с более чем 600 мест для больных и 1000 сотрудников.
В 1948 году сестры милосердия были изгнаны из Кенигсберга.
Ныне Областная клиническая больница Калининградской области является одним из старейших медицинских учреждений региона - ровесником Калининградской области. Год ее рождения - 1946. Первоначально были открыты два терапевтических отделения, два хирургических, глазное, отоларингологическое, детское, венерологическое, приемный покой.


В 1929 году на западном берегу Замкового пруда по проекту Hans Hopp построена гостиница Parkhotel, - самая фешенебельная в Кёнигсберге.
Отель распологался по адресу Hintertragheim (ул. Сергеева, 2).
Асимметричное здание отличалось исключительной целесообразностью и архитектурного замысла, и его исполнения. Пятиэтажный блок с примыкающими к нему шестиэтажным лестничным трактом и двумя флигелями. Тёмный природный камень, из которого были сложены флигели, удачно оттенял оштукатуренный главный блок.
На первом этаже - фойе и знаменитый пивной ресторан с выходом на берег пруда (там были сооружены крытая и открытая террасы). В южном флигеле - магазины, конференц-залы, читальный зал и библиотека. На других этажах - гостиничные номера.
Рядом с отелем был разбит небольшой парк, в тени которого расположился пивной ресторан.
Ныне, в бывшем здании Parkhotel, располагается бизнес-центр.




































Die neue Anatomie (Анатомический институт Кёнигсбергского университета) располагался на Steindammer Wall 47 (улица генерала Галицкого, 20). Время строительства - 1930-1935 гг. Архитектор - советник построительству Фризен.
Это было современное, функционально продуманное здание со специальным округлым помещением для анатомического театра. После войны в учебном корпусе размещалась школа № 23 (в 1975 году она переехала в современное здание на ул. Вагнера), а округлая часть здания оставалась разрушенной вплоть до 1980-х годов.
Ныне здесь располагаются КалининградГазПриборАвтоматика.








В 1923 году Hanns Hopp возвел Stadthaus ("Городской дом") на Hansaplatz 3/7 (ныне Площадь Победы, 1). В 1927 году в здание переехала городская администрация.
При строительстве Stadthaus впервые в Кёнигсберге был применён способ сооружения железобетонного внутреннего каркаса с массивными навесными стенами.
На первом этаже располагались магазины, посередине здания - под стеклянной крышей - выставочный зал, по периметру - офисные помещения. На втором этаже были оборудованы выставочные помещения, с третьего по пятый этаж - многочисленные бюро различных фирм и компаний. В подвале - уютный ресторанчик "Stadtkeller" ("Городской погребок"), оформленный в стиле арт-деко. Интерьер продумывал друг Hanns Hopp скульптор Hermann Brachert вместе со своим учеником Эрнстом Филитцем.
Когда в 1929 году в здании разместился магистрат Кёнигсберга, значительных изменений оно не претерпело.
Во время Второй мировой войны здание не пострадало, но после ее окончания там произошел крупный пожар, уничтоживший всю внутреннюю отделку здания. После 1960 годах здание постепенно восстановили, здесь находились универмаг, ресторан "Чайка", Центральный гастроном, ныне - Городская администрация г. Калининград.










С 1 апреля 1933 года радиостанция Кенигсберга начала вещание вновом здании - Ostmarken-Rundfunkhaus (Дом радио), построенном по проекту Hanns Hopp.
С мая 1933 года директором был назначен Siegfried Haenicke. В июне 1935 года после разногласий с Joseph Goebbels первый директор  Ostmarken-Rundfunkhaus заменен на Alfred Lau.Под его руководством 3 августа 1924 г. вышла в свет газета с радиопрограммой «Koenigs-berger Rundfunk».
Историярадиовещания Кенигсберга связана с немецкой Восточной ярмаркой. 2 января 1924 года радиоточка была организована в небольшом здании на ее территории.
Радиовещание началось 14 июня 1924 года на волне 463 м (648 кГц) с мощностью передатчика в 0,5 кВт. К 1926 г. мощность передатчика возросла до 1,5 кВт. Вещание осуществляла компания Ostmarken-Rundfunk-ORAG. Поскольку радио-дело оказалось убыточным, в 1929 году акции компании радиовещания выкуплены городскими властями  у выстовочной компании. А в 1933 году радиостанция переехала в уже упомянутое новое здание Ostmarken-Rundfunkhaus.
Последняя трансляция состоялась 7 апреля 1945 года.
Здание пережило войну и находится в пекрасном состоянии, только теперь в нем располагается Институт океанологии.

Preußisches Staatsarchiv (Прусский государственный архив) построен в 1929-1930 годах Salzastraße (сейчас проспект Мира 9/11) по проекту немецкого архитектора Robert Liebenthal.
Здание предназначалось для хранения прусского архива, хранившегося в северном крыле Королевского замка.
Рабочий проект здания в мае 1929 году получил одобрение, шесть месяцев спустя у здания уже появилась крыша, но работа была прервана на три месяца из-за забастовки рабочих. В начале октября 1930 года запасы старого архива в 38 фургонах перевезены в новое здание.
10 декабря 1930 года состоялось официальное открытие Preußisches Staatsarchiv.


Preußisches Staatsarchiv - это шестиэтажное здание, северная часть которого покрыто большим количеством стекла, а южный фасад украшали окна в виде полос. Западное крыло Staatsarchiv располагалось на Salzastraße, восточное крыло же скрывалось за деревьями.
Здание возведено как стальной каркас с железобетонными потолками. Балюстрады выполнены из монолитного бетона. Шесть этажей здания соединяли грузовые и пассажирские лифты. Основная лестница, видимая из панорамного окна над главным входом, представляла из себя железобетонную конструкцию, вмонтированную во внешнюю стену. Ступени и лестничные площадки покрыты гранитным покрытием, стены и потолки - твердым гипсом.
В здании располагались: на первом этаже - читальный зал на 21 место со стеклянным кабинетом архивариуса и другие административные помещения, на третьем и четвертом этажах - кабинеты директора, трех научных сотрудников и секретаря, помещения для хранения книг и фолиантов, пространство для проявки и хранения фотографий.
Здание отапливалось при помощи парового водонагревателя с чугунными котлами, из которого нагретый пар по трубчатым теплообменикам поступал в радиаторы по всему периметру здания.




Staatsarchiv было отделано светло-желтой штукатуркой. Внешние видимые стены лестничнойклетки были покрашены в светло-фиолетовый цвет. Подоконники, крыша и водосточные желоба изготовлены из бронзы. Плинтуса, оконные и настенные покрытия выполнены из желто-серого камня. Остекление складов, лестницы, перила и лестничные двери покрыты полированной бронзой, деревянные окна административных корпусов окрашены в темно-фиолетовый цвет.
Staatsarchiv оснащен электрическим освещением и паралелльными телефонными станциями на всех этажах.
Регулируемые полки для хранения архивов были выполнены из листовой стали толщиной 5 см.
Читальный зал был выкрашен в фиолетовый цвет, был застелен пробковыми полами и мебелирован дубовыми столами и стульями, а окна украшены золотисто-желтыми шторами.
Стоимость строительства составит примерно 705 000 рейхсмарок, из которых 17 000 рейхсмарок израсходованы для создания более глубокого фундамента, 30 000 рейсмаров - для подсобных помещений, 65 000 рейхсмарок -  для внутреннего монтажа.
Последним директором Preußisches Staatsarchiv был Max Hein.
После Второй мировой войны здание было восстановлено.
Библиотека была образована 2 июня 1946 года. Постановлением Совета Министров РСФСР от 27 июня 1947 года здание, расположенное на Сталинградском проспекте, было передано Комитету по делам культурно-просветительных учреждений для организации работы областной библиотеки.
С 1948 года в нем началось обслуживание читателей. В то время фонд составлял 20 000 томов, в 5 отделах библиотеки работали 16 сотрудников. Книжный фонд формировался на основе поступлений из обменных фондов библиотек Москвы, Ленинграда и других библиотек СССР. Небольшую часть фонда составили книги из библиотек Кёнигсберга.














В 1921 году Hanns Hopp спроектировал Haus der Technik (Дом техники) - самый крупный выставочный зал Deutsche Ostmesse (Восточно-прусская ярмарка), расположившийся по адресу Wallstraße, 30 (ныне - ул. Профеcсора Баранова, 30).
С 1920 года в Кёнигсберге стала проводилась Восточная ярмарка. Первый раз она проводилась на территории кёнигсбергского зоопарка. Благодаря успеху ярмарки было решено проводить её ежегодно. Для нужд ярмарки было решено построить комплекс выставочных зданий и павильонов. Одним из них стал Дом техники, построенный к 1924 годупо проекту архитектора  Hanns Hopp.
Haus der Technik возник на месте бывших фортификационных сооружений внутреннего оборонительного кольца Кёнигсберга.
Здание построено из красного кирпича и не оштукатурено. Общая площадь здания достигала 6.000 квадратных метров. Длина здания - 121 метр, ширина - 46 метров.
Построенное здание представляло собой просторный выставочный зал, перекрывавшийся стальными фермами. Со стороны фасадов фермы были скрыты стенами, изнутри - плоскими перекрытиями.
Верхнее освещение центрального зала (который достигал 121 м в длину и 46 м в ширину) осуществлялось благодаря многочисленным окнам, высоким и узким, в торцевых фасадах. Сами фасады, из тёмно-бордового кирпича, “оживлялись” светлыми бетонными перемычками окон.
По углам здания расположены четыре пристройки,  высотой в 3/4 от высоты зала. В пристройках располагались бюро, учебный кинотеатр, ресторан.
У входа в юго-восточную пристройку скульптура «Рабочий» работы Hermann Brachert.
Для доставки на выставку тяжёлой техники, которая там выставлялась, к Дому техники был проложен железнодорожный путь, а для перемещения техники в пределах зала использовался расположенный под потолком электрический подъёмный кран. К каждому выставочному стенду - подведены газ, электричество, вода и телефон.
Надпись на противоположном от входа крыле гласила: MENSCH BLEIBE HERR UEBER DIE MASCHINE (“Человек, будь хозяином над машиной”).
До войны зал “Дома техники “ был самым большим в Кёнигсберге и благодаря своим размерам использовался не только для выставок техники, но и для массовых торжеств.
В 1933 году дом был переименован в «Schlageter-Haus» в честь одного из мучеников национал - социализма Лео Шлагетера, погибшего в 1923 году при защите Рурской области от французов. Здание использовалось для крупных манифестаций и политических сборищ.
26 марта 1938 года в «Шлагетер-хаусе» выступал Адольф Гитлер, а также Брюнинг и Гёббельс.
Во время Второй мировой войны у здания рухнула крыша. От здания остались только его внешние стены, которые долго использовались в качестве открытого рынка - в части помещений вдоль внутренней стороны стен были устроены магазины. Они окружали просторный открытый «двор» (в прошлом - основной зал Дома техники), где разместились торговые павильоны Центрального рынка.
В 2004 году власти города Калининграда выставили его на аукцион с требованием его восстановления в качестве торгового центра с охраняемой парковкой, кафе и широким спектром услуг. На месте Haus der Technik в 2006 году открылся торгово-развлекательный центр "Эпицентр".














В 1930 году Hanns Hopp  и Герман Лукас спроектировали Ostpreußische  Mädchen-Gewerbeschule (Восточнопрусская ремесленная школа для девушек) на Beethovenstrasse, 102-103 (ныне - Дом офицеров на ул. Кирова, 7). На строительство было потрачено 2.245.000 рейхсмарок.
Ostpreußische  Mädchen-Gewerbeschule - это институт профессионального и производственного обучения молодых женщин в Кенигсберге.
Из здания получился настоящий архитектурный шедевр. В пятиэтажной башне располагалась лестничная клетка, в вытянутых и как бы автономных корпусах - классные комнаты, учительские, конференц-зал, актовый и гимнастический зал, квартиры для профессорско-преподавательского состава, административные и хозяйственные помещения, кухня, солнечная терраса и аудитория с восходящими рядами кресел.
Плоские крыши и фасады различной высоты подчёркивали кубизм здания. Hanns Hopp полностью отказался от декоративных украшений, но использовал в отделке школы белую штукатурку с коричнево-красной терракотовой плиткой и сине-фиолетовым клинкерным камнем цоколей. Окна представляли собой сквозные ленты. А чтобы придать зданию ощущение лёгкости, Hanns Hopp отказался от традиционных деревянных рам и установил окна на узкие металлические профили.








В заключение пару слов о Баухаусе.
В 1933 году с приходом нацистов школа Баухаус была закрыта, а ее самые яркие студенты и преподаватели эмигрировали. Кто-то отправился в СССР строить вместе с советскими конструктивистами новые города (особенно много построек было сделано в Екатеринбурге, в Москве и Санкт-Петербурге), кто-то в США - возводить небоскребы.
Я не стану называть эти здания «стилем Bauhaus», и вообще пытаюсь не использовать этот термин, поскольку стиль и принципы строительства таких зданий зародились почти одновременно в разных концах Европы, а не только в стенах школы Bauhaus, и скорее связаны с политическими и социальными событиями того времени, чем с конкретным учебным заведением. Отмечу, что стилем Bauhaus я стараюсь называть только те здания, которые выстроены непосредственно по проектам преподавателей и учеников одноименной школы.

Источники: http://www.gdynia.pl/g2/2013_01/63803_fileot.pdf - очень подробно про новую архитектуру Восточной Пруссии на аглийском языке.
http://forum-kenig.ru/ - незаменимая кладезь знаний, на которой я частенько паразитирую
http://europeanalocal.de/eld/fedora/zbbv/ZBBauverw_1931_22.pdf - очень подробно про Прусский городской архив.
https://cloudcastle.ru/design/constructivism - памятники русского авангарда.
http://kgd.ru/news/society/item/44814-kjonigsberg-v-detalyah-ulica-generala-galickogo

Проделки и прогулки прусского кота

Previous post Next post
Up