1. "Глубокой ночью" (Альберто Кавальканти, Чарльз Крайтон, Бэзил Дирден, Роберт Хеймер, 1945, Великобритания)
2. "Психоз" (Альфред Хичкок, 1960, США)
3. "Чёртова баба" (Канэто Синдо, 1964, Япония)
4. "Квайдан" (Масаки Кобаяси, 1964, Япония)
5. "Отвращение" (Роман Поланский, 1965, Великобритания)
6. "Чёрные кошки в бамбуковых зарослях" (Канэто Синдо, 1968, Япония)
7. "Плетёный человек" (Робин Харди, 1973, Великобритания)
8. "Жилец" (Роман Поланский, 1976, Франция)
9. "Чужой" (Ридли Скотт, 1979, США)
10. "Нечто" (Джон Карпентер, 1982, США)
Если первый список (см. предыдущий пост) был глубоко личным и, разумеется, куда больше говорил об его авторе, чем о кинематографе (хотя смею надеяться о последнем тоже что-то важное сообщал), то здесь, напротив, я постарался максимально уйти от личных переживаний - и попытаться представить объективную картину феномена "страшного" в кино. Посему наоборот - принималось во внимание только кино, строго укладывающееся в рамки канона жанра. Но помимо этого главным критерием было конечно, чтобы кино было действительно страшным. Вследствие чего в список не вошли: во-первых, все основоположники жанра - задавшие его архетипы - т.е. голливудские хорроры начала 1930-х годов, в большинстве своём блистательные во всех отношениях, кроме того, что не особо страшные. Во-вторых, не учитывались всевозможные "ужасные" комедии/пародии - как откровенные, так и скрытые, но где, тем не менее, проскальзывает интонация несерьёзности всего происходящего (как, например, в "Техасской резне бензопилой" или "Кошмаре на улице Вязов"). И наконец, были обойдены вниманием те абсолютно авторские произведения, которые с поверхностных формальных позиций могут быть названы хоррорами, но по сути никак не укладываются в прокрустово ложе жанра, представляя собой нечто гораздо большее (как, скажем, картины немецкого экспрессионизма или, допустим, "Вампир или Странное приключение Дэвида Грея" Дрейера).