За что полюбили "Черный квадрат"

Aug 21, 2012 11:25



Фото с «Последней футуристической выставке «0,10»» (декабрь 1915 - январь 1916 гг.). «Черный квадрат» на месте иконы, в красном углу. Это было первым демонстративным богохульством в публичном искусстве православной России

Александр Бенуа: «Несомненно, это и есть та икона, которую господа футуристы ставят взамен мадонны… Черный квадрат в белом окладе - это не простая шутка, не простой вызов, не случайный маленький эпизодик, случившийся в доме на Марсовом поле, а один из актов самоутверждения того начала, которое имеет своим именем мерзость запустения и которое кичится тем, что оно через гордыню, через заносчивость, через попрание всего любовного и нежного приведет всех к гибели».

М.О. Гершензон (мемуары Андрея Белого):
«…однажды М.О., поставив меня перед двумя квадратами супрематиста Малевича (черным и красным) заклокотал, заплевал; и - серьезнейше выпалил голосом лекционным, суровым:
- История живописи и все эти Врубели перед такими квадратами - нуль!
Он стоял перед квадратами, точно молясь им; и я стоял: ну да, - два квадрата; он мне объяснял тогда: глядя на эти квадраты (черный и красный), переживает он падение старого мира: "Вы посмотрите-ка: рушится все"».
Previous post Next post
Up