Имперскiй Карсъ (1)

Oct 28, 2015 21:21

Даю полный перепостъ даннаго текста , будетъ продолжено снимками одного моего френда

Оригинал взят у conrad в Русский Карс. Имперское наследие городской застройки и крепость, ответившая за Севастополь
Современный Карс - это дальняя восточная окраина Турции, город типично провинциальный и не очень богатый. Но имеется здесь одна малоизвестная и нераскрученная в широких кругах достопримечательность. И это даже не старинная мощная крепость, которая получит заслуженную порцию внимания в этом рассказе, а ряд прямых и перпендикулярных друг другу улиц с имперской застройкой. Великолепные дома, отделанные чёрным туфом, характерные для Еревана, Тбилиси да и для Закавказья в целом, удачно комбинируют со старинными и уютными особняками, теми, что в изобилии можно встретить во Владимире или Краснодаре. Это Новый Карс, застроенный по регулярному плану градостроительства после присоединения города к Российской империи в 1878 году.




Вначале - карта для общего понимания, где отмечено расположение крепости, района с "русской" застройкой и вокзал. От вокзала до крепости километра два если пешком, вообще город очень компактный и небольшой с населением 75 тысяч человек.


Сперва прогуляемся по крепости, которая располагается высоко над городом и откуда открываются весьма заманчивые виды, особенно при хорошей солнечной погоде.


Не принимая во внимание российской период в истории Карса, можно вспомнить пятимесячную осаду Карса русскими войсками во время Крымской войны (1855 г.), когда в итоге османы ввиду нехватки продовольствия и дезертирства вынуждены были капитулировать, сдав крепость. Что было как нельзя кстати, так как к тому времени под натиском англичан и союзников пал Севастополь. Затем по Парижскому мирному договору Севастополь был обменян на Карс, что являлось важнейшей геополитической победой в то время, особенно по итогам не самой удачной для России Крымской войны. Но с какой стороны ни посмотри, а стратегическое значение Крыма было гораздо большим, чем гористые равнины Западной Армении. К тому же через два десятилетия по результатам очeредной русской-турецкой войны турки вынуждены были вновь оставить Карс, уже на вполне монолитный и продолжительный период, аж на 40 лет.

Меня, кстати, удивляет немного отношение к таким сооружениям в Турции. Даже если взять к примеру данную крепость, Карсскую - ведь множество значимых событий турецкой истории, пусть и не самых приятных для них, разворачивалось здесь в 19 веке, наверняка имели место героизм и мужество османских солдат, так не принёсшие военных побед, а сегодня никакой экспозиции на эту тему не имеется, да и внутри практически ничего не сохранилось. Зато сверху можно рассмотреть старинные турецкие бани, в одну из которых в своё время захаживал сам А.С.Пушкин.


В перспективе отлично видно прямые улицы Нового Карса, а если приглядеться внизу справа - просматривается русская застройка. Туда мы пойдём позже. На переднем плане также видна армянская церковь (ныне мечеть). Полноценный многовековой армянский период истории Карса закончился в 16 веке, когда город был захвачен турками. Тем не менее армянских культовых сооружений сохранилось немало - и здесь, и в соседнем Эрзуруме. Впрочем это совершенно отдельная, но не менее интересная тема.


Как я понял, Карсская крепость - это очень даже популярное место для местных, совершающих здесь полезный моцион, поодиночке и группами. Иностранных туристов замечено не было.


На одном из этих холмов несколько лет назад можно было увидеть уникальнейший недостроеный памятник, изображающий две фигуры на одном постаменте и символизирующий сближение Турции и Армении. Однако сооружение памятника так и не было завершено, так как после очередных выборов к управлению городом пришёл представитель одной из ультраправых турецких партий. Не говоря уже о примирении и дружбе, даже о трансграничных торговых связях в перспективе пришлось забыть, как и о несчастном монументе, который был безжалостно снесён. Справедливости ради стоить отметить, что дизайн памятника был весьма необычным и спорным. Интересно, что предыдыщий мэр Карса открыто выступал за открытие границы между Турцией и Арменией, собрав 70 тысяч подписей по илу (области) Карс, что составляет 20% населения - согласитесь, очень немало. К сожалению, вполне разумной идее активно противились азербайджанцы, у которых в Карсе многочисленная и влиятельная община.


Гуляем дальше и смотрим на восток.


Посетители активно фотографируются.


Немного печально, что некогда неприступная твердыня сегодня находиться практически в руинах. Не сохранились ни казармы, ни склады.


Недалеко от крепости и старого города заметил ряд новостроек. Предположу, что это социальное жильё. Нечто подобное замечал уже в сельской местности, когда рядом с заброшенными сельскими лачугами выстроены новые современные дома по типовому проекту.


А тем временем мы отметились наверху и уже спускаемся вниз.


В крепость мы заехали машине и таким же образом, естественно, выезжаем мимо ну очень бедненьких и заброшенных кварталов старого города. Да и кварталом этот район назвать сложно, скорее махалля.


По такому району мы хорошо прогулялись ранее в Анкаре, там вообще очень аутентичный и шикарный старый город, поэтому особого внимания на этой части Карса заострять не стали. Дело приближалось к вечеру, и хотелось оставить немного светового времени для "русского" Карса.


Собственно, так выглядят любые городские небогатые турецкие окраины, равно как и деревни.


А вот здесь неплохо, уютненько и цветастенько, не без фантазии.


Что ж, далее мы направляемся в часть города, полностью сформированную и застроенную при Российской империи.

В Турции называют архитектуру того времени "балтийской", пытаясь стереть неприятные, скорее всего, для своей истории воспоминания и события, включая сюда, видимо, и армянский период. "Балтийская" архитектура Карса - такое выдуманное определение доминирует во всех англоязычных источниках. Откровенно говоря, крайне спорный эвфемизм, так как никаким образом те же шикарные дома армянских купцов к "балтийской" архитектуре не относятся, равно как и другие исторические здания. К слову, армяне придерживаются позиции, что Карс город именно армянский и они, пожалуй, имеют на это основание как ранее здесь проживающие и позже изгнанные. В общем, у каждого, как популярно ныне заявлять, имеется своя собственная точка зрения, но очевидно одно - русская имперская застройка в Карсе пока ещё сохраняется, но некоторые её элементы понемногу исчезают с течением времени и заменяются безликими современными зданиями. Годы идут и город постепенно видоизменяется. Давайте посмотрим, что же сохранилось для нас сегодня.


Известный турецкий писатель Орхан Памук в своём романе "Снег" написал о Карсе следующее: "Турки, спустя сорок три года вновь захватившие город, изменили этот царский план... и поселились здесь, и культуру, которую принесли в город цари, также присвоили, поскольку она сочеталась с республиканским пафосом европеизации, а пять русских улиц назвали в честь пятерых известных в истории Карса генералов, поскольку не знали никого более великого, чем военные". Сложно с ним не согласиться, так как город, который достался Турции, с широкими улицами и впечатляющей застройкой, очень выгодно отличался от традиционных турецких кварталов с кривыми улицами и ветхими домами.


Интересно, что в Карсе ранее проживали и понтийские греки, поэтому зачастую встречаются здания с греческими мотивами.


Говорят, что при планировании и застройке города был даже специально выписан архитектор из Голландии, по крайней мере такая информация даётся в некоторых источниках. Но в целом с ней, с информацией по Карсским вопросам чрезвычайно туго. Например, о каких-то зданиях, наиболее красивых и хорошо сохранившихся, мне хотелось бы узнать поподробнее, но доступных ресурсов недостаточно. Жаль.


Широкие прямые улицы и сегодня в какой-то степени контрастируют с более современными кварталами и узкими тротуарами, а здесь хорошо и просторно. Гораздо меньше людей, так как многие дома стоят брошенные уже долгое время и не используются ни для жилья, ни с коммерческими целями.


Не помню где, в каком интернет-путеводителе прочитал о том, что местные власти будут более бережно относится к оставшейся архитектуре с целью приманки туристов. В этом я очень сомневаюсь, так как застраивая освобождающиеся площади новыми домами, заработать можно гораздо больше, чем на небогатых туристах, которые вряд ли поедут в массовом порядке в эту глушь рассматривать купеческие особняки.


Не так давно на всех улицах "русского" Карса снесли брусчатку и проезжую часть закатали в асфальт - это большая потеря для любителей атмосферности, конечно.


Небольшой сет из четырёх телефонных фото, с русскими традиционными воротами включительно.


...


...


...


Если бы не вывески и реклама на турецком языке, можно подумать, что находишься в на улицах армянского Гюмри (бывш. Ленинакан и Александрополь). Я так понимаю, что и фонари уличного освещения являются ровесниками зданий.


Ещё одно симпатичное здание скрыто деревьями.


Заглядываем иногда в подворотни, где отрывается грустное зрелище. Многие дома заброшены и находятся в плачевном состояние, а будущее их ожидает, скорее всего, печальное - под снос. Но объективности ради замечу, что некоторые здания всё же реставрируются, но уже с утратой некоторых исторических элементов. В процентном отношении, на мой взгляд, 50 на 50, пустырей, на месте которых ранее были дома, тоже хватает. В первую очередь исчезает, даже практически исчезла, деревянная застройка.


Карс непарадный, скажем так.


Один из пустырей на месте снесённого дома. Обратите внимание на ширину тротуаров, в этом районе Карса очень приятно гулять.


А с этим домом всё в порядке. И внешний исторический облик сохранён, и внутри все коммуникации уже скорее всего отвечают современным нормам.


Приятный на вид домик, небольшой и уютный, как раз подходящий для "мелкого чиновника-переписчика казённых бумаг". Надеюсь, простоит долго и его не заменят туркостроем.


Ещё раз отмечу, что эти козырьки, балконы, старые ворота смотрятся очень необычно. Красиво и самобытно. Возникает совершенно другой, особый уровень восприятия, так как находишься всё же в Турции.


К слову многие крепкие здания облюбовали государственные учреждения.


Эта часть города очень резко контрастирует с обычными улицами и выделяется своей оригинальной застройкой. Налицо очевидное, бурное развитие Карса в эпоху Российской империи. И не забываем о железной дороге в то же время, истинном символе прогресса в конце XIX века.


Существует версия, что до 1992 года турецкое правительство ничего не вкладывало в развитие Карса и региона, так как считалось, что в случае конфликта с СССР, эта территория будет быстро потеряна. Мне кажется преобразование и Карса, и других городов всё же больше связано с экономическими реформами Турции в 80-ых.


А мы тем временeм гуляем дальше, рассматривая здания, принадлежащие в прошлом зажиточным армянам.


В этом, например, ныне находится начальная школа.


Очень приятный вид - уютные тихие улицы.


Необычно, и больше нигде в Турции нет ничего подобного. Кстати, в Карсе расположена уникальная гостиница, открытая в 2011 году в красивейшем здании, построенная и принадлежавшему в российский период некоему купцу Челтикову. Это здание я, к сожалению,пропустил, так как оно, оказывается, находится чуть в стороне от наиболее интересных улиц. Гостиница так и называется - Cheltikov - вот там пожить было бы совершенно аутентично, однако стоимость проживания в этом Челтикове совершенно безбожная для меня)


Ещё один отреставрированный особняк.


А вот этот дом, мне кажется, совершенно турецкий. Выглядит довольно жалко.


Обезглавленный православный храм, русская гарнизонная церковь Александра Невского, с пристроенными минаретами и переделанная в мечеть по старинной турецкой традиции. Та же участь постигла с десяток армянских церквей в городе, гораздо более древних. Пожалуй, самый красивый архитектурный памятник "русского" Карса.


Интересно, что церковь простояла в запустении несколько десятилетий и лишь относительно недавно была передана местной религиозной организации и переделана под мечеть. Ох, посмотреть бы на этот Карс лет 30 назад, в годах так 80-ых, с его ещё нетронутым историческим пластом, в наши дни сглаживающимся и исчезающим.


Да, пожалуй, эта церковь будет в моём рейтинге русской застройки архитектурным памятником №1 в Карсе.


Мощное красивое здание по соседству с церковью, в котором чётко прослеживаются армянские мотивы.


Напротив - тоже ни разу не Турция, а скорее Таганрог. Удивительный город этот Карс.


Входные двери и козырёк.


Заходим во дворики, но как правило, ничего интересного там не находится. Упущение - стоило бы для порядку зайти внутрь одного из зданий и рассмотреть подробнее какие-то детали внутреннего убранства.


Что будет с этим домом - отреставрируют или порушат окончательно?


Ещё одна заброшка с заколоченными окнами. Неожиданный для этих мест материал облицовки - красный кирпич.


Кстати, интересная справка по населению согласно всеобщей переписи от 1897 года. Карсе проживало 10 тысяч армян, 5 тысяч славян и менее тысячи турок. Скорее всего, значительная часть русскоязычных жителей было военные и чиновники с семьями. Ну и купеческое сословие присутствовало.


Имперская лошадка.


На соседнем перекрёстке - имперский лев.


А напротив красивых старинных зданий - современный безликий город, очень характерная улица для современного Карса.


Уже почти 100 лет здесь балом правят турки, сейчас это их город - и они его активно застраивают безликими новостройками, которые понемногу отжимают территорию у архитектурного пласта, появившегося здесь в период Российской империи - пласта, который являлся уникальным и причудливым смешением нескольких культур.


ПРОДОЛЖЕНО ВОТЪ ТУТЪ

имперскiе города, скорбь, Российская Империя, Туретчина

Previous post Next post
Up