какъ понимать литературу?, вып.10 часть I

Jun 01, 2012 00:31


«Горе отъ ума» Грибоѣдова.

Я рискну предположить, что это произведеніе идейно совершенно не таково, какъ про то говорятъ школьные учебники литературы временъ СССР, да даже и РИ разночиннаго перiода.

Что же тамъ происходитъ? Нѣкій великосвѣтскій молодой человѣкъ изъ нѣкихъ странствій возвращается -- безъ особаго денежнаго капитала, воинской либо научной славы, или чина --  въ соотвѣтствующее общество Москвы и пытается болѣе или менѣе всѣхъ учить жить. Онъ подвергается за это въ лучшемъ случаѣ непониманію, въ томъ числѣ своей подруги дѣтства и ея отца (въ домѣ котораго и проходитъ дѣйствіе пьесы), кое-кто искренне и не особо, начинаетъ считать его безумнымъ, въ итогѣ онъ покидаетъ Москву - возможно навсѣгда.

На самомъ дѣлѣ, его обличенія во многомъ (не во всемъ, да) нелѣпы, съ перехлёстомъ,  его совѣты окружающимъ мало сообразны дѣйствительности, просто нѣтъ у него почтительности къ чему-либо кромѣ науки и службы дѣлу вмѣсто лицъ (въ феодальной-то странѣ!), и ужъ вовсе невозможно представить себѣ его нормальнымъ отцомъ семейства и члѣномъ общества - просто потому что со СВОИМЪ обществомъ ТАКЪ не разговариваютъ. А какое общество является его обществомъ - вопросъ открытый. Особенно имѣя въ виду жесткую общественную стратификацію того времени.

И непонятно, каковъ же онъ собственникъ, и какое дѣло ему дѣйствительно близко.

Итакъ, передъ нами образъ отщепенца, образъ абсолютно несопоставимый ни съ личностью, ни съ дѣлами автора - какъ разъ члена высшаго общества Имперіи, потомка старой знати , знатока языковъ и отличнаго композитора, кстати и погибшаго на Царской службѣ. Прототипомъ главнаго героя, какъ признавали даже сами совѣтскіе литературовѣды, врядъ-ли могъ быть самъ авторъ. Главный герой по сути проваливается въ никуда и безо всѣго, чего не скажешь обо всѣхъ остальныхъ.

Гораздо болѣе адекватенъ наборъ персонажей изумленныхъ появленіемъ главнаго героя и отторгшихъ его: это люди съ совершенно нормальными потребностями и воленіями, прослѣживается ихъ преемственность отъ предковъ, устремленность въ опредѣленное будущее - при томъ, что полёта у нихъ да, нѣтъ.

То есть: пiеса при всѣхъ обличительныхъ своихъ сторонахъ показываетъ именно деструктивность безстатусныхъ внерелигіозныхъ обличителей нравовъ какъ подвида людей. Поучающiй умникъ безъ статуса или съ сомнительнымъ статусомъ  надолго станетъ мишенью литературнаго обличенiя нашими писателями, кстати. Какъ ни странно, я вижу у автора преемственность отъ Фонвизина.  Особо скажу, слогъ пiесы совершенно возхитителенъ и остается рыдать по поводу безвременной гибели автора, не обогатившаго родную литературу еще нѣсколькими сокровищами.

Еще одинъ смысловой "ярусъ" великой комедiи раскрывается тутъ

Вся подборка какъ понимать литературу у меня тутъ

какъ понимать литературу?, рекомендую, выскочки, Российская Империя, Москва, аристократизм

Previous post Next post
Up