Бурлаки на футболе

Nov 04, 2019 22:38

В киноцентре "Вавилон" прошёл предпремьерный показ спортивной драмы "Дикая лига" режиссёров Андрея Богатырёва и Арта Камачо. Впрочем, это ещё один пример густой смеси: есть здесь элементы и мелодрамы, и комедии, и детектива. Картина рассказывает о становлении футбола в России, самом начале его истории на наших просторах.

image Click to view



Почему было решено привлечь в качестве режиссёров целый дуумвират? Моя версия такова: поскольку снялось здесь немало иностранных актёров, то и для работы с ними предпочли позвать и иностранного постановщика - не топового, но по сути все свои фильмы снявшего в Голливуде. Ожидали лучшего взаимопонимания. Думаю, оно получилось.




Фильмов о российском и советском футболе после 2000 года у нас уже снято немало: это и "Гарпастум" Германа-младшего, и "Матч" Малюкова с Безруковым, и режиссёрский дебют Козловского "Тренер", и "Околофутбола" Борматова (хоть и больше там о фанатах, чем о самих командах и их играх), и сериал "Команда". А в этом году нас ещё ждёт байопик о легендарном динамовском вратаре Льве Яшине. Причём "Гарпастум" тоже рассказывал о пионерах футбола в России - но, пожалуй, под другим углом и акцент больше был на человеческих драмах. А спорт - лишь фоном. В чём-то здесь "Дикая лига" на него похожа, но всё же она - вещь более массовая, а картина Германа-младшего - более артхаусная.
Вообще же при желании можно сравнить нынешнюю ленту даже... с "Человеком, который изменил всё". Конечно, не буквально. Конечно, сходство небольшое. Но оно есть. "Дикая лига" - это тоже история , как непросто из абсолютно разных игроков (а в данном случае - совершенно поначалу неподготовленных) создаётся интересная и сильная команда, пусть мы и не узнаем, какие в дальнейшем у неё были турнирные успехи.

Ощущения от сюжета немного противоречивые: с одной стороны игроки - простые российские мужики, частью это даже маргиналы. С другой - тогдашний по сути генменеджер-энтузиаст, в обычной жизни - успешный фабрикант Балашов (Дмитрий Назаров). Как ни крути - капиталист. По сути создатели продвигают мысль: предприниматель, даже не скрывая планов заработать на своей футбольной идее, может быть человечным, не сухим и рубахой-парнем. Именно такими были многие русские купцы, а Балашов по сути купцом и является. Назарову успешно удалось создать сочный образ : он и азартен, и сентиментален, и хитёр, и прагматичен, и где-то комичен одновременно. Попадание актёра в роль - на 100%.

Главный герой картины же - бывший бурлак Варлам (Владимир Яглыч) вместе с любимой девушкой Маликой, которую играет Аделина Гизатуллина (вот, сразу вырисовывается дружба народов) приезжает в Москву. Причём впервые там его показывают именно на Хитровке - довольно криминальном рынке, где ловкие и вороватые люди так и шастают... Показав себя в бою стенка на стенку, на который принимаются денежные ставки, он обращает на себя внимание англичанина Паркера с довольно мутной историей (Эдриан Пол). Тот и зовёт его в свою футбольную команду - по сути вторую во всей Москве после аристократических "Сокольников". Паркер считает, что из парня с такими хорошими данными выйдет толк. Действительно, так и получается... но в основном уже в другой команде, которую создаст энтузиаст Балашов. Почему - пояснять не будем, чтобы уже не допустить спойлера. Яглыч тоже сыграл интересную роль, по своему содержанию она уже совсем другая: герой участвует и в любовной интриге, которая по сути станет источником всего дальнейшего сюжета, он простоват, но с другой стороны сообразителен, находчив и упорен. Целая эпопея - это процесс футбольного образования его и других игроков команды "Дикие" под руководством английского тренера Джонса (Уильям Шокли). Это во многом напомнило диалоги финна и русского егеря в "Особенностях национальной охоты": каждый говорит на своём языке, эмоционально и с убеждением, но всё равно все друг друга почему-то понимают. Очень весело.

Мрачным же персонажем является московский криминальный авторитет того времени Сатановский (скорее некий собирательный вымышленный образ). Его сыграл Евгений Коряковский. Главный антагонист и Балашова, и Варлама, это и хозяин борделя, и воротила букмекерский, и рэкетом его люди тоже занимаются уже тогда - прямо удивительно. Во второй половине ленты противостояние с ним вместе с собственно матчем "Диких" против "Сокольников" - основное событие. Злодей тоже получился интересный, колоритный, сочувствия не заслуживающий, но и не так чтобы гениально умный.
Ну и, конечно, Яша - живчик-советник фабриканта, которого сыграл Иван Охлобыстин. Это настоящее украшение ленты, на контрасте с Балашовым это человек суховатый, странноватый, осторожный, прагматичный, казалось бы, уберегающий купца от неосторожных поступков и вроде при этом сам себе на уме. В чём-то роль отличается от многих предыдущих работ актёра и в ней он действительно показал свою многогранность.

Вообще же при создании фильма намешали самых разных исторических и современных футбольных реалий. Уже тогда мы видим прообраз футбольного комментатора: сидящего на дереве и кричащего в рупор. Откровенная шутка. Вспомнили даже традицию зенитовских болельщиков выпускать в небо голубей, когда команда забивает гол. Странно при этом вплетение в дореволюционную историю рэпа, который пересказывает по сути весь сюжет, но в таком контрасте тоже оказывается некая прелесть. Профессиональные футболисты из омского "Иртыша", тоже посетившие показ, в каких-то моментах смеялись именно с точки зрения людей компетентных, но в целом и им картина, похоже, понравилась.

Оценка: 7 из 10.

Кино, футбол, Футбол, Пушкин, рецензия

Previous post Next post
Up