Его жизнь - долбаная комедия

Oct 10, 2019 01:02

image Click to view



В «Маяковском» стартовал прокат фильма «Джокер» - его выпускающая студия и режиссёр Тодд Филипс решили показать историю самого сумасшедшего злодея из комиксов о Бэтмэне, что называется, сольно и с ЕГО точки зрения. Что получилось? Получилось очень любопытно, атмосферно и с надрывом. И это уже не комикс, это скорее нечто другое.

Из фильмов, где злодеи комиксов становятся главными героями, сейчас мне вспоминается по сути только «Отряд самоубийц». Там, как известно, целая сборная фриков и мерзавцев используется во благо общества, этакий штрафбат, который не жалко. В «Джокере» история совсем другая. Персонажа показывают так, чтобы зритель его пожалел. Обьективно обьясняя, как он потом докатился до жизни такой, кто его подтолкнул и так далее. И знаете, в чём-то это получается убедительно, а в чём-то нет. Естественно, в контексте с «Тёмным рыцарем» есть большие нестыковки между тем Джокером и этим. Злодей Леджера - это концентрированные безумие и злоба, а клоун Феникса - ещё не такой. Ему, видимо, ещё предстоит пройти длинную трансформацию, чтобы стать одним из самых страшных оппонентов Бэтмэна, да и самому Бэтмэну после событий нынешней картины ещё предстоит вырасти и возмужать. Ну и кроме того: в «ТР» Джокер со своими идиотскими и варьирующимися рассказами о происхождении своих шрамов выпрыгивает как будто ниоткуда, о нём раньше никто не слышал. Однако в сольнике он уже успел пошуметь в Готэме так, что «мёртвые позавидовали живым». Такое забыть уже невозможно.

«История болезни» Артура Флэка (таково его настоящее имя) рассказана обстоятельно: он честно пытался принимать назначенные ему лекарства, ходил к психоаналитику, рассказывая о своём состоянии, осознавал болезнь и надеялся хотя бы на ремиссию. Трогательна его любовь к матери, вместе с которой он продолжал жить и уже не будучи молодым человеком. Герой даже успел поработать больничным клоуном - особенно благородная миссия... Кстати, есть ощущение, что чтобы подчеркнуть болезненное состояние персонажа, Хоакин Феникс специально худел - ещё один пример голливудского изменения веса и комплекции актёра специально ради роли...

Уже в начале картины мы видим сцену, внушающую жалость к неудачливому клоуну: злобные подростки-латиносы отбирают у него рекламную вывеску, с которой он работает как зазывала магазина, заманивают в переулок и жестоко избивают. Просто так, без всякой причины. Вот, мол, урод и идиот, которого не жалко. Желая лишь помочь ему, коллега-клоун отдаёт ему в подарок револьвер для самозащиты. А при другом избиении - в метро - это «ружьё на стене» стреляет и убивает целых трёх пьяных молодчиков, тоже вздумавших избить клоуна, когда в припадке своей болезни он рядом с ними в вагоне истерически засмеялся. И вот совпадение - они оказываются сотрудниками корпорации Тома Уэйна, отца будущего Бэтмэна. Это тройное убийство по странной и преувеличенной логике режиссёра приводит к общегородской вспышке ненависти бедняков к богачам и в итоге к дичайшим беспорядкам. Символизм тут можно увидеть глубочайший: после «Судной ночи: Начало» 2018 года такое ощущение, что этой картиной Америка очередной раз выплёскивает страхи перед экономическим крахом и полным криминально-социальным хаосом, в который страна может погрузиться. Мол, перенесём снова это на экран и тогда спасёмся от него в реальной жизни. А начиналось всё это в картине с простого: забастовки мусорщиков.
Атмосферу нагнетает валяющийся везде мусор и мрачная, тоскливая и депрессивная музыка - за неё композитору Хильдур Гуднардоттир особое спасибо, создала именно то настроение, которое режиссёр и задумывал. В сочетании с фразами о сокращении трат городского бюджета, очередном кризисе в депрессию зрителя ввергают успешно. В результате этих трат будущего Джокера, кстати, «отрубают» и от лекарств, и от психиатрического наблюдения. Вот так капитализм своими же руками взращивает суперпреступника. Прелестно!

Цитата

- Я так ждала, что вы придёте ко мне и ограбите.
- У меня есть пушка. Я могу прийти завтра.

Однако старания убедить, что все случившиеся волнения, трэш и угар случились только из-за забастовки мусорщиков и резонансного тройного убийства в метро, могут быть рассчитаны на отуплённого западного зрителя, но не на более грамотного и хотя бы немного знакомого с работами Ленина, например. Потому что на самом деле понятно, конечно: это глубинное недовольство зрело годами, у него было много причин, абсолютно обьективных и серьёзнейших. И вылились в вот такую вспышку. Напрягает, что Филипс этого не поясняет. Хотя и это понятно.

Подытоживая работу Феникса: его Джокер получился очень рельефным, особенным, самым трогательным и тонким из всех киношных Джокеров. Чего стоят только попытки Артура стать стэндап-комиком... Хоть всё это и не оправдывает его злодеяния после тройного убийства при самозащите.

При этом Филипс сумел погрузить зрителя ещё и в такую параллельную вселенную, где многие события действительно нереальны, и так запутать, что ты не знаешь, чему верить: версии матери Джокера, что он тоже сын Уэйна (вот так индийское кино), либо официальной о том, что сама она психически больная, а Артур - приёмыш, которого однажды сильно ударили головой об батарею, если не ошибаюсь. С чего и начались его проблемы...

Ещё одной звездой фильма стал Роберт де Ниро. Его роль телевизионного комика Мюррея Фрэнклина, конечно, запомнилась, этот герой очень разный: он то типичный юморист из когорты тех, кому на «Первом канале» подражает Иван Ургант, то строгий ментор и моралист, то рубаха-парень, человек ошарашенный и потрясённый. Эту свою работу актёр может занести себе только в плюс.

Очень важно вот что: как уже сказано, получился не комикс. А что? Настоящая драма - и социальная, и психологическая. При всём своём экшне и мясоколбасности. Тем самым и студия, и режиссёр крупно рискнули, но по крайней мере творчески выиграли точно. А уж в плане кассы - ну, увидим. Но что-то подсказывает, что и в нём тоже.

Оценка: 8 из 10.

Маяковский, Кино, комикс, рецензия

Previous post Next post
Up