Простить иль не простить - вот в чём вопрос

Oct 08, 2018 18:14

На мой субъективный взгляд из текущих новых премьер «Маяковского» самая интересная - это драма Сарика Андреасяна «Непрощённый» с Дмитрием Нагиевым в главной роли. Это сюжет о Виталии Калоеве - человеке, у которого в 2002 году погибла семья в известнейшей большой авиакатастрофе над Боденским озером. В результате он приехал в Швейцарию и убил диспетчера, виновного в трагедии.



Скажу сразу - как режиссёру Андреасяну фильм удался, учитывая, что его предыдущую серьёзную, некомедийную работу «Землетрясение» критиковали за то-то и то-то. По большому счёту тут и придраться-то не к чему - и с точки зрения достоверности, и к художественным достоинствам.

Нагиева большинство зрителей ещё с «Осторожно, модерн!» основательно привыкли видеть в комедийных ролях, хотя и драматических, либо просто работ в других жанрах у него за карьеру немало - от «Чистилища» и «Охоты на изюбря» до «Маяковского. Двух дней». Роль Калоева критики уже поспешили назвать у Нагиева самой его необычной, но я бы лично не говорил так громко. Кстати, вспомним, что у Сергея Светлакова был подобный опыт в фильме «Камень» 2011 года - и даже не единственный. Сыграл Нагиев очень убедительно, да, но в этом нет ничего сверхъестественного. И то, что он способен на такую драму, удивления не вызывает. А сыграть пришлось не просто горе, но и немалую степень сумасшествия - художественная ли это гипербола, либо с реальным человеком всё так и было, пусть уж каждый зритель решит сам. Но проявляется это, например, в том, что герой видит детей и жену в своём доме (и не только) уже тогда, когда их нет в живых. То, что сыграть это было сложно и душевные силы отняло - очевидно. В том-то и неординарность актёрской профессии, что после «Непрощённого» мы ещё увидим Нагиева в комических ролях как ни в чём не бывало. Но помнить, что есть у него и вот такой образ, конечно, будем. И в нём он заставил на время забыть о своём шлейфе из «Физрука», того же «Модерна» или «Самого лучшего дня».

Режиссёрская убедительность - в деталях. Пропавший до возвращения героя из Испании кот - как бы единственный ещё один живой член семьи, к которому была привязана дочь Диана. Вырезки из газет о катастрофе и расследовании, из которых Калоев собрал коллекцию. Фотография, которую он всегда носит с собой и которая будет играть роль в эпизоде убийства... И много чего-то такого подобного.

Главное, как можно оценить данный фильм - это не история о мести, это история о трагедии и утрате. О том, до чего может довести человека такое горе. Ведь по сюжету Калоев не хотел убивать диспетчера и ему даже не нужны были деньги (компенсация) от его компании, он прежде всего хотел извинений.

Диспетчер Нильсен, которого сыграл Андрюс Паулавичюс, не показан, конечно, как демон во плоти. Естественно, он не ставил целью сталкивать самолёты. Сложилось многое одно к одному - усталость, непрофессиональное нарушение инструкции, растерянность в нужный момент. Однако упрямство, с которым он не хотел признавать вину, стало его главной ошибкой. Эти упрямство и трусость на хорошем уровне и сыграл актёр.

Кроме того в фильме снялось немало известных артистов - от мастера эпизодов Розы Хаируллиной до Ирины Безруковой и Феликса Цаллати. Михаил Горевой, которого уже привыкли видеть в образах злодеев, предстал в роли тоже убитого горем мужа и отца - только из Уфы. Получилось любопытно.

Ну а композитор Марк Дорбский создал музыку, успешно создающую настроение картины и передающую чувства героя - небанально и атмосферно.

Советую досмотреть большую часть титров, потому что там нам покажут настоящего Калоева и реальные кадры с места поисковых работ после катастрофы. Это - отличный штрих, дающий нам по сути полную картину происходящего.

Оценка: 8 из 10.

Маяковский, Кино, Медиакуб, рецензия

Previous post Next post
Up