Мне отмщение и аз воздам…

Aug 31, 2018 23:43

image Click to view


В российском кинопрокате стартовала заключительная часть режиссера Егора Баранова про Гоголя-сыщика - «Страшная месть». Снова две главы, но теперь уж точно конец истории, когда станет понятно, кто кроется за страшными убийствами в окрестностях Диканьки. И разгадка будет очень неожиданной.
Внимательные зрители уже поняли, что в «Страшной мести» на сцену вдруг вернется сыщик Яков Гуро (Олег Меньшиков), которого считали погибшим. Ход в стиле Шерлока Холмса, но ведь уже давно известно, что «Гоголь» - нескромная стилизация и под картины Гая Риччи об английском сыщике тоже? Повторюсь в том, когда писал про первый фильм трилогии. Меньшиков тут во многом похож на других своих персонажей - от Остапа Бендера и Фандорина до даже Костика из «Покровских ворот». Элегантный, непринужденный, ироничный интеллектуал, к чертам которого однако тут добавятся подчеркнутый прагматизм и цинизм. Нечто новое. В сюжете этот герой сыграет во многом решающую роль. Можно уверенно сказать - это у Меньшикова за последние годы одна из самых интересных работ.
Если немного продолжить об актерских работах, то я буду немного непоследователен и отмечу маленькую артистку Марту Тимофееву, которая сыграла в трилогии дочку кузнеца Вакулы Василину. Она именно в этой части раскрылась особенно ярко и не только потому что такой талант, но и потому, что объем роли был больше и персонаж был еще активнее, чем в «Вие». Василина получилась одновременно очень обаятельная, героическая и добрая. Вполне возможно, что в будущем из девочки получится настоящая звезда, которая сыграет много отличных ролей. Хотелось бы на это надеяться. 
Что касается главного героя (Александр Петров), то ему в объеме экранного времени по сути расти уже некуда и актер просто удержал высокую планку, которую задал в первых двух частях. Гоголь тут и органично рефлексирует, и совершает глупые и героические поступки, ну а в концовке из пьянства и депрессии легко, как может быть только вот в таком комиксе-фэнтези,  выскакивает в творческие подвиги без всяких сопутствующих им мук. Нам чуть подробнее разъяснят тайну рождения писателя и снова повеет духом «Гарри Поттера» (плюс повести самого Гоголя «Нос», где майор Ковалев окажется какой-то жуткой трансформацией). Вспомнят о реальной фобии литератора быть похороненным заживо (извините, но было очень весело в сцене, когда Гоголь восставал из могилы сам - например, «Убить Билла» вспомнилось мгновенно). И прочее, и прочее.
Оценивая же общие экшн, атмосферу и колорит истории, скажу, что, наверное, судя по анонсу в финале второй части, реальность оказалась чуть скромнее, чем ожидание. По размаху и фантазии. Повторюсь, интрига того, кто же этот ужасный Черный Всадник, потрясающа. Но его предыстория (именно она и рассказывает про месть, вносит этот мотив в повествование), которую мы увидим в виде большого флэшбэка из XVII века, не так масштабна, как казалась. Бой антагонистов? Да, он есть, не затянут, но и феерией зрелищности его не назовешь. Кстати, во флэшбэке появится в интересной роли колдуна-ляха Казимира Мазовецкого Кирилл Зайцев, прежде всего известный нам как Сергей Белов в «Движении вверх». Весьма неожиданный поворот, но актерская судьба, как известна, вообще часто извилиста… Атмосфера тревоги и страха же в настоящем времени истории про Диканьку снова создана качественно. Есть даже намек на киевский Евромайдан или вообще на бунт бессмысленный и беспощадный - когда разъяренные селяне соберутся вешать Гоголя. И Гуро ярко показывает, какого человека не хватает в такой ситуации и как нужно действовать.
Ну и все же, несмотря на отдельные недоработки, можно сказать, что да, трилогия завершена достойно и за этот продукт российских киношников не стыдно. Претензию еще выскажу только за слишком карнавальную концовку с явлением Пушкина (Павел Деревянко) и Лермонтова (Аскар Нигамедзянов). Уж слишком она получилась фарсовой - да, очень смешно, но несколько нелепо и неуместно. И, кстати, очень прозрачно намекает на сиквел - наверное, уже не под названием «Гоголь»!     
Оценка: 7 из 10.

http://superomsk.ru/blogs/352/

Маяковский, Кино, Пушкин, рецензия

Previous post Next post
Up