Молодость - состояние души

Aug 27, 2018 00:03

image Click to view



Не самая громкая, но очень яркая премьера «Маяковского» - документальный фильм «Моё поколение» режиссёра Дэвида Бэтти. Это почти полуторачасовое повествование об английской рок-музыке и ещё части поп-культуры 60-х годов - но через призму биографии известного актёра Майкла Кейна (трилогия Нолана о Бэтмэне, «Иллюзия обмана» и т. д.). Он и выступает главным рассказчиком. Почему? Потому что, не будучи сам рок-музыкантом, он - один представителей британской социальной группы «кокни», который в то время добился успеха. Слово «кокни» больше относится к лингвистике и обозначает лондонский просторечный сленг, но, как поясняют нам здесь, одновременно это и сами носители данного сленга, рабочий класс. И не только лондонцы.



Подобных «документалок» и близких к ним игровых картин о том времени и музыке снято уже немало. В частности, когда здесь немного мимоходом и по верхам рассказывают о «пиратских» радиостанциях, сразу так и хочется пересмотреть «Рок-волну» 2009 года. Или «Битл» - если помните, когда в 1995 году на компакт-дисках выпустили их антологию с одной неизвестной песней в том числе, к нему приурочили и новую документальную ленту - очень смотрибельную и увлекательную. Нельзя сказать, что в этом ряду «Моё поколение» - что-то особенное. Но креативный подход тут точно есть, да и фактов интересных собрано немало. Например, я лично не знал, что однажды «Битлз» отдали Мику Джаггеру из «Роллинг Стоунз» свою песню, когда он заключил контракт со студией, а хитового материала для записи не было. Не то чтобы это нечто новое, что раньше было совсем неизвестно, но вот так сведённое одно, второе и третье дают пёструю и бесшабашную картину и атмосферу того, что творилось тогда. Атмосфера - чуть ли не самое ценное в фильме. Чтобы передать её, режиссёр использовал множество архивных съёмок, документальных, а также сцен из старых художественных фильмов. В том числе, конечно, с участием Кейна. От первого, где он сыграл главную роль (английского офицера) до «Альфи» (эта картина нам известна и по ремейку 2005 года с Джудом Лоу в главной роли). В интервью вдруг ненадолго возникают Леннон. Или Маккартни. Или тот же Джаггер. Говорят немного мимолетно, по верхам, в угоду клипового сознания современного зрителя, но всё равно интересно.

Это не значит, что всё описанное в фильме - радужно и позитивно. Есть некоторый разбор про причины и природу увлечения тогдашней богемы и молодёжи в целом наркотиками, есть обсуждение антивоенной темы с протестами молодёжи против американской агрессии во Вьетнаме - которая чуть ли не замазала чёрной краской весь позитив от британской культурной революции и в музыке, и в кино, и в моде.

Интересна манера повествования - когда историю рассказывает за кадром монологом не только Кейн, но и начинаются его диалоги с другими знаменитостями в стиле «А ты помнишь?.... - А помнишь вот это?». Совершенно непринуждённо, неформально, легко, изящно - а в кадре тем временем видна иллюстрация событий, о которых вспоминают.

Так что в целом у Бэтти получилось целое небольшое, но логичное и при этом популярно изложенное исследование на стыке культурологии, истории и социологии, где под прицелом камеры смешались хиппи и чопорный английский истеблишмент, фотомодель Твигги, которая такая же кокни, как и Кейн, и рок-группы, сексуальная революция и политическая борьба. Его ключевой посыл - о том, как низы того общества постарались перевернуть ситуацию господства высшего класса, чинопочитания и традиционализма. При этом ты понимаешь, что сейчас такой борьбы в британском обществе не наблюдается и во многом дела вернулись на круги своя.

Молодёжь, незнакомая с историей вопроса, узнает много интересного, а зрители более старшие - … узнают что-то тоже, просто про людей им уже известных, но бывшее не на поверхности, и просто лишний раз окунётся в эстетику «свингующих 60-х».

Оценка: 9 из 10.

Маяковский, Рок, музыка, Медиакуб, интервью, рок, рецензия, Кино

Previous post Next post
Up