Screaming steel: нереализованный проект Джеймса Кэмерона, Рэндолла Фрейкса и Дж. Лоутона

Oct 09, 2013 22:48

Кто такой Рэндолл Фрайкс? Это писатель, сценарист, а по совместительству еще и давний друг Джеймса Кэмерона (надеюсь, его мне представлять не нужно). Еще в 1978 году они на пару срежиссировали дебютную короткометражку “Ксеногенезис”. Позже Фрайкс участвовал в написании новеллизаций для первого и второго “Терминатора”, а также оказывал помощь Кэмерону в работе над сюжетом “Правдивой лжи”.


Рэндолл Фрайкс

Кто такой Дж. Ф. Лоутон? Это сценарист (по злой иронии судьбы, страдающий дислексией), который вытянул свой счастливый билет в конце 80-х, когда Touchstone pictures заинтересовалась его сценарием “Три тысячи” и запустила его в разработку. Позже этот проект сменил название на “Красотку” и cтал одним из главных хитов 1990 года, собрав по всему миру 400 миллионов долларов. В 1992 года вышел еще один весьма популярный фильм, сценарий которого был написан Лоутоном - речь идет о самом кассовом фильме в карьере Стивена Сигала “В осаде”.


Дж. Лоутон

Разумеется, на этом Лоутон не остановился и продолжил писать сценарии. В 90-е на экраны вышло еще несколько фильмов, к сюжетам которых он приложил руку - но увы,  ни один из них и близко не имел той же популярности, что его два первых хита. Тем не менее, в первой половине 90-х он был одним из самых перспективных голливудских сценаристов.

Этих трех людей объединяет то, что в начале 90-х они вместе работали над одним проектом, известным как “Screaming steel”. Кэмерон и Фрейкс придумали сюжет и написали тритмент, а Лоутону было поручено создать на основании этого тритмента полноценный сценарий. И вот, 17 ноября 1991 года он представил свою 144 страничную работу.




2017 год. После масштабных бунтов населения, богатые жители мегаполисов приняли решение обнести бедные районы защитной стеной. Внутри трущоб началась анархия - банды байкеров на летающих мотоциклах разделили кварталы и ведут друг с другом постоянные междоусобные войны за территорию. Местное население же вынужденно отчаянно бороться за выживание на опустошенной земле. Впрочем, большинству богатых жителей уже давно плевать на то, что происходит за стеной - тем более, что официальная пропаганда утверждает, что полиция делает все, чтобы покончить с преступностью и помочь жителям.

Главный герой нашей истории - 18 летний Малькольм. Несмотря на то, что он ни в чем не знает нужды (его отец большая шишка в полиции), он с весьма большим отвращением относится к своим родителям и сверстникам из золотой молодежи. А еще, ему весьма интересно, что же на самом деле происходит за стеной - но поскольку идти записываться в полицию Малькольм не собирается (а по другому туда не попасть), он проводит почти все свободное время на симуляторе летающего мотоцикла.

И вот, как-то раз судьба сводит его с байкершой по имени Рео, которая является участницей банды “привидений”. Она проникла через стену, чтобы освободить схваченного полицией лидера своей группировки по имени Карри. Попытка оказалась неудачной, и сейчас за Рео гонится половина полиции Лос-Анджелеса.

Поддавшись порыву, Малькольм помогает ей, и после сцены воздушной погони, его мечта сбывается и он попадает за стену. Там, разумеется, все оказывается совсем не так, как рассказывали по телевизору. Никаких центров помощи бедным не существует, а полиции абсолютно плевать на преступников. Главная задача стражей порядка - отлов людей для трудовых центров, которые фактически представляют собой узаконенные концлагеря, где работники работают по 18 часов на благо элиты города, пока не умрут (при этом официально все эти предприятия роботизированы и обходятся без человеческого участия). Политика властей заключается в том, чтобы максимально сократить население трущоб, после чего можно будет наконец снести их.

Малькольм не может вернуться назад, ибо его скорее всего приговорят к смерти, и ему ничего не остается делать,  кроме как последовать за Рео на базу “привидений”. Поначалу, выросшие в трущобах байкеры  как могут третируют мажора из города, но затем во время налета конкурирующей группировки, Малькольму удается применить полученные на симуляторе навыки в реальной жизни , и сбить байк вражеского лидера. После такого подвига, “призраки” принимают Малькольма в свои ряды, а тот принимает их образ жизни (делает себе татуировки, начинает носить их одежду, его лицо покрывается шрамами и т.п.).



Наш идеалистичный герой, который отчаянно хочет сделать что-то хорошее, чтобы изменить положение жителей трущоб, немедленно начинает агитировать свою новую “семью” на предмет помощи обычным людям. Разумеется, поначалу другие байкеры воспринимают это как безумие, но потом все же постепенно начинают прислушиваться к словам Малькольма. Чтобы произвести впечатление на Рео и укрепить свой авторитет, Малькольм предлагает ей план, как вызволить бывшего лидера группировки Карри.

Герои снова возвращаются в Лос-Анджелес . В процессе вылазки, Малькольм узнает,  что на самом деле его родители никакие ему не родители - его настоящая семья погибла в одном из трудовых центров, принадлежащих его нынешнему “отцу”.  В конце концов, герою удается вызволить Карри, после чего возникает новая проблема: Карри оказывается еще более отмороженным, нежели полиция будущего - все что ему интересно, это лишь убийства врагов (а если враги кончились - он легко найдет себе новых). Нужно ли говорить, что ему абсолютно плевать на судьбы жителей трущоб.

К тому же, Карри крайне не нравится, что Малькольм положил глаз на Рео. Столкновение двух персонажей неминуемо. В итоге Малькольм бросает Карри вызов, после чего они устраивают дуэль на байках в заброшенном водоканале.  Разумеется, Малькольм побеждает и становится новым предводителем “привидений”. После этого, байкеры начинают помогать простым жителям - раздают украденные продовольствие и медикаменты населению, пытаются постепенно восстановить инфраструктуру...

Естественно, власти города вовсе не заинтересованы в том, чтобы жители трущоб начали самоорганизовываться. Они разворачивают информационную компанию против Малькольма, обвиняя его в убийстве приемного отца, а затем начинают методично уничтожать одну банду за другой. Малькольм, который понимает чем все закончится, устраивает общее собрание всех группировок байкеров, на которой ему удается убедить их оставить вражду и объединить силы против полиции.

В финале разворачивается большая битва, когда воздушная армада полицейских сил, флагманом которой служит огромный летающий корабль увешанный пулеметными турелями, вторгается в трущобы и начинают их бомбардировку.

Использую самодельную вакуумную бомбу, байкеры уничтожают часть сил противника, после чего начинается грандиозное воздушное сражение. В конце концов, Малькольму удается сбить огромный корабль, после чего деморализованные власти города соглашаются оставить жителей бедных кварталов в покое и не мешать им отстраивать свой дом. Конец.

К сожалению, несмотря на все поиски, мне практически не удалось узнать дополнительных подробностей об этом проекте, что достаточно странно - ибо про другие нереализованные проекты, в которых участвовал Кэмерон, можно без труда найти массу информации. Так что буду говорить лишь про сам сценарий.
Я не могу сказать, что эта история смогла захватить мое воображение. Во-первых, завязка показалась мне уж слишком надуманной. Мне как-то сложно поверить, чтобы герой, видя как абсолютно незнакомая ему девушка, в рукопашном поединке укладывает шестерых копов, вдруг загорелся желанием ей помочь и наставил пистолет на стражей порядка. Уж можно было бы обыграть это как-то более правдоподобно.

Во-вторых, здешний мир не отличается большой продуманностью. Причина, по которой была построена стена подана в крайне общих чертах. Для тритмента такое объяснение подошло бы - но для такого объемного сценария (144 страницы - это фактические 2.5 часовой фильм), это не годится.  Да и если за стеной все так плохо, нет еды, нет технологий - откуда у байкеров все эти летающие мотоциклы? Это ведь крайне сложные и дорогие устройства - где они их берут, как заправляют их, чем ремонтируют? За счет чего выживают все остальные, если трущобы находятся в блокаде, своего производства там нет, и никто не присылает им гуманитарную помощь

В-третьих, в конце второго акта есть глупый момент, когда полиция хватает героя, после чего главный злодей простреливает Малькольму ноги… и уходит, оставляя его в трущобах, хотя это абсолютно бессмысленно.

В-четвертых, концовка тоже оставляет ряд вопросов - герои победили полицию Лос-Анджелеса… и? В стране больше нет полиции, нет армии которая бы как-то на это отреагировала? А как быть с остальными резервациями? И это во многом как-то нивелирует эффект от общего настроя сценария и его посыла.

На мой взгляд, если бы по этой работе был снят фильм, то он наверно получился бы весьма зрелищным для тех лет(все таки, он изобилует большим количеством захватывающих воздушных сцен), но из-за всех условностей сюжета вряд ли бы вышел за рамки обычного блокбастера (конечно, если не учитывать возможности того, что Кэмерон лично бы переписал сценарий и исправил все недочеты). Хотя вполне возможно, что благодаря этим сценам он бы до сих пор был бы на слуху. В конце концов, если даже “Водный мир”, несмотря на провал, до сих пор вспоминают - то чем эта работа хуже?

Также, нельзя не отметить ряд параллелей между этой работой и “Аватаром” - очевидно, что уже тогда у Кэмерона сформировалась некая концепция, и вполне вероятно что этот сюжет был первым пробным камнем который в итоге привел его на Пандору.

Еще стоит отметить то, что сценарий был написан под рейтинг R. 90-е, особенно их первая половина, были золотым временем для масштабных экшн-сценариев - и тогда рейтингам уделяли куда меньше внимания, чем сейчас. В наши дни же большинство сценаристов сразу бы писали с расчетом на PG-13.

Как я уже сказал, мне не удалось найти больше дополнительной информации о проекте. Могу лишь предположить, что он так и остался на бумаге во многом из-за всех этих воздушных сцен, которые вероятно были бы весьма дорогостоящими и технологически сложными. К тому же, в следующем 1992 году в Лос-Анджелесе в самом деле начались бунты (из-за дела Родни Кинга) - и по мотивам этих событий Кэмерон написал сценарий “Странных дней”. Вероятно, он не видел смысла работы над двумя проектами схожей тематики одновременно, и выбор был сделан в пользу “Дней”, которые были более злободневными.

В любом случае, “Screaming steel” можно воспринимать как свидетельство прошедшей киноэпохи - когда в производство могли запускаться такие проекты, которые бы никто никто не стал рассматривать сейчас. Да и опять таки, какое-то ДНК этой работы можно проследить в “Cтранных днях” и “Аватаре” - а значит, нельзя сказать, что она сгинула в производственном аду, не оставив после себя вообще никаких следов.



Джеймс Кэмерон, экшн, Обзоры сценариев, фантастика, нереализованные проекты

Previous post Next post
Up