Золотые пластинки “Вояджеров” и их содержимое

Aug 02, 2013 19:44

Летом 1977 года NASA произвело запуск двух космических кораблей "Вояджер" с целью изучения внешних планет Солнечной системы. Закончив основную часть своей миссии, “Вояджеры” отправились в  скорее всего бесконечное путешествие в межзвездном пространстве.

Как известно, на случай, если какие-нибудь инопланетные цивилизации смогут обнаружить “Вояджеры”, руководство NASA захотело оставить для них послание, чтобы попытаться передать информацию о земном мире и создателях "Вояджера". Вполне допускаю что авторы идеи могли руководствоваться и другими мотивами - ведь  вполне вероятно что Вояджеры переживут человечество - и таким образом это послание останется своеобразным памятникам нашей цивилизации, доказательством того, что человечество когда-то существовало.

За два месяца до запуска "Вояджеров", NASA обратилось к Карлу Сагану и Фрэнсису Дрейку (которые за 5 лет до этого занимались похожей работой, создавая “пластинку Пионеров”) с просьбой подготовить такое послание.





Начиная работу, его авторы исходили из следующих соображений: "Вояджеры" могут летать сотни миллионов лет, прежде чем их обнаружат (если вообще обнаружат), поэтому любое послание должно быть очень прочным. Магнитная лента не выдержит интенсивной радиации и магнитных полей, окружающих Юпитер, а хаотическое движение молекул, очевидно, вызовет разрушение любого микрофильма. Гравированные пластинки, вроде той что были расположены на борту "Пионеров", очень прочны, но вмещают лишь небольшое количество информации.



Дрейк пришел к выводу, что поскольку фонографическая запись есть не что иное, как гравированная поверхность, то ее можно выгравировать так, что она сможет содержать не только звуки и музыку, но и изображения - ведь видеоизображение может быть замедлено вплоть до частот, которые могли бы быть записаны с помощью технологии грамзаписи.

Каждое послание "Вояджера" в форме фонографической записи было сделано на медной пластинке с золотым покрытием, запакованной в алюминиевую защитную оболочку, и закреплено болтами на борту каждого космического корабля. По-видимому, ни один из "Вояджеров" не столкнется с какой-нибудь звездой или планетой, так как космос в основном пуст. Но при полете в межзвездном пространстве записи подвергнутся воздействию мельчайших частиц космической пыли и заряженных частиц. Вероятно, алюминиевая оболочка разрушится, и поверхность пластинок будет также исковеркана, но на это потребуется много времени - по разным оценкам от нескольких миллионов до миллиарда лет. Вместе с записями были упакованы фонографическая капсула и игла. На футляре записи выгравирована схема, изображающая установку иглы на поверхности записи, скорость проигрывания и способ преобразования видеосигналов в изображение. Как и на пластинке "Пионера", воспроизведена схема излучения атома водорода для получения метрических и временных единиц, а также карта пульсаров, на которой помечено положение Солнца в Галактике.

Так как на подбор и составление послания было отпущено не так и много времени. Саган и Дрейк быстро собрали группу людей из разных областей культуры. В нее вошли: Тимоти Феррис (журналист), Энн Друян (писатель), Линда Саган и Джон Ломберг (художник), Валентин Борнаков (радиоинженер), Герман Эккельман (фотограф) и много других людей, работающих в центре космических исследований при Корнельском университете. Созданное ими послание можно условно разделить на три части: музыкальную, звуковую и визуальную.

Музыка
По словам Джона Ломберга, их группе быстро пришлась по душе идея включить музыку в состав послания. Конечно, сами “Вояджеры” являются достаточными свидетельствами нашего научного и технологического уровня - но они не скажут потенциальным инопланетным цивилизациям об эстетических или философских сторонах людей. Музыка кажется хорошим средством выражения данных аспектов человечества  - ведь многие музыкальные формы и правила подобны математическим и фактически выведены из физических законов. Гармонию, например, легче всего понять из принципов усиления и интерференции. Поскольку люди используют математическую структуру музыки для выражения эмоций, музыка кажется лучшим (возможно, единственным) средством описания нашей эмоциональной жизни существам из другого мира.

Потому, примерно 75% записей "Вояджера" посвящено музыке. С помощью дирижёра Мюррея Сидлина и музыковедов Алана Лоцнакса, Роберта Брауна и Чу Вен Чанга было выбрано 27 различных произведений для записи. Западная классическая музыка представлена Бахом (Бранденбургский концерт N2, «Гавот в форме рондо», «Хорошо темперированный клавир»), Бетховеном (5-я симфония, струнный квартет № 13), Моцартом («Волшебная флейта») и Стравинским («Весна священная»), а более современная музыка - Чаком Берри («Johnny B. Goode»), Луи Армстронгом («Melancholy Blues») и Вилли Джонсоном («Dark Was the Night»).

Но западная музыка составляет менее половины музыкальной подборки. Остальная запись включает классическую музыку Индии, Явы и Японии, а также китайское произведение для 7-струнного инструмента Цисяньцинь, сочинённое 2500 лет назад китайским композитором Бо Я. Была включена и народная музыка Перу, Болгарии, Австралии, Африки, азербайджанская музыка для волынки и грузинское хоровое пение. В запись вошли игра на свирели с Соломоновых островов и ритуальное пение из Новой Гвинеи, которое, возможно, сохранилось с каменного века, когда первобытные люди только ещё начинали сочинять музыку (данные записи на сервисе Youtube).

Звуки и голоса
Другая часть послания состоит из человеческих голосов, записанных в форме приветствий Генерального секретаря ООН на 55 наиболее распространённых языках Земли (их можно послушать здесь). По признаниям авторов,  они не надеятся, что есть хоть малейшая возможность, что эти приветствия будут переведены внеземными существами. Но поскольку запись является в том числе и символом, они посчитали необходимым включить эти приветствия, как способ показать, что эти послания идут от всего нашего мира. Может так случиться, что подробный анализ этих звуков, сделанный внеземными существами, наведет их на мысль, что они создавались при прохождении воздуха через ткани легких и что эти звуки происходили от создателей "Вояджеров".

Также запись включает ряд  звуков Земли. Они начинаются с естественных звуков природы, океана и суши, которые внеземные существа смогут распознать на основании собственных исследований землеподобных планет и которые могут дать сведения о плотности нашей атмосферы. Затем идут звуки биологического мира: птиц и насекомых, лягушек, собак, львов, шимпанзе, волков. Далее записаны звуки людей и их деятельности: шаги, удары молотка, звук пилы, удара топора о дерево; звуки машины, сирены, реактивного самолёта, запуска ракеты, плачущего ребёнка, которого успокаивает мать, и регулярное щёлканье пульсара (этот звук может дать ключ к разгадке природы карты пульсаров на футляре записи). Из “вежливости”, авторы включили в эти приветствия и песню горбатого кита, чтобы показать, что на Земле могут быть и другие разумные существа помимо нас.

Кроме того, на пластинке также записано обращение тогдашнего президента США Джимми Картера.  Оно начинается следующими словами: “Этот аппарат создан в США, стране с населением 240 млн. человек среди 4-миллиардного населения Земли. Человечество всё ещё разделено на отдельные нации и государства, но страны быстро идут к единой земной цивилизации”. С тех прошло всего 35 лет - а нас уже свыше 7 миллиардов. Есть над чем задуматься...

Фотографии
Вероятно самая интересная и наглядная часть послания это 116 схем и фотографий, которые должны были представить Землю и ее обитателей. По этому поводу Саган и Дрейк советовались со многими специалистами, в том числе физиком Филипом Моррисоном, биологом Лесли Оргелом, инженером Бернардом Оливером и писателем-фантастом Робертом Хайнлайном.

Разумеется, подбор фотографий сопровождался рядом споров. Хайнлайн и Моррисон предупреждали о возможной неясности нарисованных знаков. Каждый предполагал, что если даже разумные существа имеют такое же зрение, как мы, они могут никогда не изобрести двухмерных рисунков. Один из участников группы даже "играл" роль инопланетянина и воображал, как можно неправильно понять рисунок. Сливается ли фон? Можно ли определить размер? Достаточное ли количество пальцев, ушей, зубов? Изображены ли на рисунке трехмерная форма человека, его объем в пространстве?

Поэтому авторы посчитали необходимым включить специальный ключ для разгадки природы рисунков - отметить начало последовательности рисунков простой геометрической фигурой (кругом), который был нарисован на крышке записи. Это же изображение (калибровочный круг) будет первым, что увидят наши потенциальные братья по разуму.

Сами по себе рисунки расположены в последовательности примерно соответствующей последовательности записанных на пластинке звуков: изображения естественного мира, изображения биологии Земли и изображения, которые намекают на разнообразие и богатство культуры человечества. Авторы руководствовались тем же принципом, что и при выборе музыки, стараясь представить все человечество, а не только Запад. Одним из самых  спорных решений было не включать фотографий войны, каких-либо проявлений несправедливости, угнетения или фотографий, отражающих другие серьезные проблемы, беспокоящие человечество, так как рисунки ядерного оружия могут, например, быть поняты внеземными существами как некая угроза - а кто захочет передавать угрозы в качестве приветствия с Земли? Кроме того, авторы принципиально решили не показывать любые памятники религии или идеологии. Сами составители мотивировали свое решение тем,  что правильней было бы показать лучшее в человечестве, так как они  надеялись, что оно сможет решить свои проблемы, вместо того чтобы глупо разрушить планету.

На второй картинке послания изображена пульсарная карта Млечного пути, позволяющая найти Солнце. Это изображение тоже дублирует рисунок расположенный на поверхности футляра.


Следующие два снимка представляют собой "словарь". Цифры были определены путем соотнесения двоичных и арабских знаков и групп точек. Затем были показаны математические действия. Используя схему водорода, авторы определили единицы веса, длины и времени. Таким образом были установлены единицы, которые могут быть использованы в остальных рисунках для определения размеров и веса объектов.



На следующих двух слайдах указаны параметры тел Солнечной системы. Обратите внимание, насколько ошибочны были представления середины 1970-х о массе и диаметре Плутона. Если предположить что пришельцы когда-нибудь перехватят "Вояджер", а затем посетят Солнечную систему, скорее всего они решат что деватая планета размером с Землю погибла в какой-то катастрофе.




Фотография Солнца.


Фотография солнечного спектра - первая из фотографий, сделанных в цвете. Цветные фотографии послания закодированы как три последовательные монохромные фотографии, сделанные через разные цветные фильтры. Поскольку набор линий поглощения в спектре Солнца является индикатором его цвета и светимости, внеземные астрономы смогут точно соединить три монохромных изображения в одно цветное, проводя калибровку на основании известных им сведений о звёздных спектрах. Проведя эту работу, они смогут таким же образом получить другие цветные фотографии.



Луна.


Марс.


Юпитер. По иронии судьбы, первые качественные фотографии планет-гигантов были получены как раз с помощью “Вояджеров”. Сохранись в их памяти информация, полученная при изучении Солнечной системы, она вероятнее оказалась бы куда более полезной для других цивилизаций.


Земля.

Египет и Синайский полуостров из космоса. Предполагается, что пришельцы должны будут понять, что это наш дом.



Схематически показанные атомы для ознакомления с элементным составом газов в нашей атмосфере.



Эти же самые атомные схемы используются на следующем снимке для показа структуры и деления молекулы ДНК.


Клеточное деление.


Восемь анатомических схем, расположенных одна под другой, показывают внешнюю и внутреннюю анатомию человека.












Следующая серия снимков посвящена размножению человека и показывает различные стадии митотического деления клетки, оплодотворение яйца спермой, развитие эмбриона и рождение.Правда из-за возмущения защитников морали (NASA отправляет порнографию в космос!) на этих изображениях нет фотографий голых людей, только схемы.












Следующие пять снимков призваны дать представление о человеческой семье.







Один слайд посвящен тектонике плит - поверхность Земли три миллиарда лет назад, сейчас (что видимо должна символизировать человеческая рука) и через 100 миллионов лет - по крайней мере по научным моделям середины 70-х.


Структура Земли.



После этого идут  фотографии различных земных пейзажей и ландшафтов: пустынь и гор, морских побережий и островов, горных массивов и рек.


















Теория эволюции в одном кадре.



Затем идут изображения форм жизни на Земле, деревья и поля, коралловые рифы, насекомые и цветы, моллюски, дельфины, животные морских глубин.












Джейн Гудолл и шимпанзе.


Чтобы помочь пришельцам в распознавания рисунков, авторы иногда помещали изображение силуэта важных объектов на фотографии, перед тем как воспроизвести саму фотографию - как например на этих изображениях охотяшихся бушменов. По их мнению, это должно было показать, как мы на рисунках отделяем объекты от фона (или, по словам художников, "образ" от "Земли").



Следующие снимки призваны отобразить этническое многообразие Земли.

Гватемалец.


Танцовщица с Бали.


Жительницы Анд.


Тайский ремесленник вырезает фигурку слона.



А вот и настоящий слон с погонщиком.


Если бы “Вояджеры” запускали сейчас, готов поспорить что сторонники здорового образа жизни ни за что бы не разрешили отправлять этот снимок в космос (NASA пропагандирует курение!).


Лучшие друзья человека тоже попали в послание.



Альпинист


Авторов послания очень волновал вопрос, как передать с помощью фотографии движение людей. Они попытались решить эту проблему, включив фотографию американской гимнастки Кати Рижби в упражнении на бревне, которая была сделана стробоскопической камерой (поэтому ее движения прослеживались вдоль бревна). Ей сообщили время, которое необходимо ей для проделывания упражнений, для того чтобы показать, что мы двигаемся за секунды, а не за миллисекунды или годы.


Советский легкоатлет Валерий Борзов пытается продемонстрировать пришельцам как люди бегают.



Говорят что школа это второй дом. Неудивительно что и ей нашлось место в послании.



Немного сельского хозяйства.



И супермаркет. Если пришельцы увидят эту картинку, то я думаю они будут долго ломать голову над значением ценников.


Вода занимает 70% поверхности нашей планеты и потому составители послания не могли не уделить ей внимания.





Китайская вечеринка. Забавно будет, если пришельцы решат что жест разгоряченного китайского товарища это какой-то земной знак приветствия.


А эта фотография демонстрирует процесс лизания, питья и приема пищи.


Несмотря на то, что авторы не хотели включать в послание фотографии, символизирующие войну, религию или идеологию, Великая китайская стена все же попала на один из снимков. Не так то и просто найти памятники старины, которое создавались в каких-то других целях.



Немного земного быта.









Тадж Махал. Второй памятник архитектуры, попавший на пластинки "Вояджеров".



Оксфорд.


Бостон.



Фотографии здания ООН в Нью-Йорке показывают, что у нас бывает ночь, и что мы освещаем наши города с наступлением темноты.




Строительство здания Сиднейской оперы.


Поскольку человечество в настоящее время использует простую и сложную технологию, авторы пытались передать этот диапазон деятельности. В то время как на фотографии выше ремесленник из Таиланда вырезает из дерева слона, на других рабочие управляют сложным оборудованием на сборке линии.




Музейная экспозиция



Немного научной деятельности.



Эти снимки призваны передать разнообразие средств транспорта, которыми пользуются земляне. Слева пакистанская улица, справа час пик в одном из индийских городов.



Итальянское шоссе.


Мост "Золотые ворота".


Большая часть завершающей части послания посвящена научно-техническим достижениям человечества.








Радиотелескоп в Аресибо, с которого кстати в 1964 году было отправлено знаменитое радиопослание.


Страница из “Математических начал” Ньютона. Заодно этот снимок показывает способ сохранения письменной информации.


Астронавт NASA.



Запуск ракеты "Титан-Центавр". Именно с помощью нее "Вояджеры" и были выведены на орбиту.



Земной закат.



Поскольку большую часть послания "Вояджера" занимает музыка, авторы  решили завершить снимки попыткой продемонстрировать природу музыкального выражения и показали на двух последних фотографиях струнный квартет, скрипку и страницу нот. Сразу за ними следует запись музыкальных произведений.

Авторы надеялись, что звук вибрирующей струны с ее характерными гармониками и обертонами будет ассоциирован с картиной людей, играющих на струнных инструментах. Простой характер музыкальных обозначений может дать внимательным внеземным существам возможность связать образ записанной музыки с ее графическим обозначением. Это укажет на то, что музыка составляет артефакт, созданный человеком, и что он включен в запись, потому что по некоторым причинам это важно для нас.



Все авторы послания считают, что шансов на то, что оно будет кем-то найдено очень и очень мало. И даже, если кому-то удастся его найти, и оно не будет повреждено, далеко не факт, что его смогут прочитать. В конце концов, никто из астрономов, кому Саган и Дрейк показывали свое же послание Аресибо, не смогли его расшифровать. Тем не менее, составители сошлись во мнении, что даже если золотый пластинки не будут никогда найдены, они послужили нам хорошим уроком в составлении и предугадывании посланий из космоса, на тот случай, если поиски внеземного разума когда-нибудь увенчаются успехом.

Астрономия, космос, вояджер

Previous post Next post
Up