Как создавался "Чужой 3". Часть 2: деревянный планетоид Винсента Уорда

Jul 29, 2013 00:43




(кликните по картинке чтобы перейти к общему посту)

Предыдущая часть

Итак, Дэвиду Гайлеру и Уолтеру Хиллу настолько понравилась идея Винсента Уорда про монахов в космосе, что они предложили ему не только переработать ее в полновесный сценарий, но и стать режиссером будущего фильма. Для помощи Уорду продюсерами был нанят Джон Фазано, который в кратчайшие сроки написал абсолютно новый скрипт.

Сценарий Винсента Уорда и Джона Фазано
События в этом сценарии должны были происходить в гигантском монастыре, расположенном на деревянном планетоиде "Арсеон" диаметром в пять миль, который принадлежал Компании. Планетоид сконструирован по средневековым представлениям об устройстве вселенной - на нижних уровнях (которые именуются "ад") находится тюрьма, в центре станции расположено искусственное море, а на верхних уровнях (прозванных "рай") находится библиотека, монастырь и сельскохозяйственные угодья.






Рай



И ад. В сценарии и концепт-артах, авторы всеми силами пытались передать дух заброшенности и обреченности этого мира.

В монастыре проживает 350 монахов, которые верят, что живут в пост-апокалипсическом средневековье. Монахи не признают никаких современных технологий, и уклад их жизни ничем не отличается от средневековья. Чужие каким-то образом (и снова нам не дают никаких объяснений) проникли на Сулако и убили Хикса и Бишопа. Рипли с Ньют эвакуируются на спасательной шлюпке, которая приводняется в искусственном море Арсеона. Подоспевшие на помощь монахи находят в шаттле лишь одну Рипли. Когда она приходит в себя и узнает, что тело Ньют так и не нашли, а ее криокамера была забрызгана кровью, то понимает, что чужой проник на борт, и пытается предупредить монахов о грозящей опасности, но ей не верят, считая сумасшедшей.



Вскоре, одна из овец подвергается заражению, и на свет появляется гибрид овцы и чужого. Монахи обвиняют Рипли в том, что именно она виновата во вторжении чужих на их землю, проводят над ней трибунал и заточают ее в тюрьме. Лишь только один человек, монах по имени Джон, понимает, что Рипли - единственный путь к их спасению, и объединяет с ней свои усилия.



По ходу действия выясняется, что монахи - вовсе никакие не монахи, а политические заключенные, сосланные на данный планетоид (как сказано в сценарии - их "личный гулаг") семьдесят лет назад. По утверждению монахов, перед их ссылкой некий компьютерный вирус поразил всю современную технологию, из-за чего Земля стояла на грани "Нового средневековья". Со временем, корабли снабжения перестали прилетать и потому монахи сделали вывод, что Земля перестала существовать. Теперь их единственная забота - это поддержание библиотеки, где хранятся книги, некоторые из которых по их словам пережили еще пожар в Александрийской библиотеки. Поскольку нам не сообщают, сколько времени Рипли провела в криогенном сне, утверждение монахов может оказаться правдой.

Позже выясняется, что деревянный планетоид намеренно спроектирован с изъяном - чтобы обеспечить себя теплом, монахам с каждым днем приходится сжигать все больше и больше древесины, из-за чего углекислый газ попадает в атмосферу, создавая парниковый эффект, что приводит... к охлаждению поверхности планетоида.



Альберт Гор явно не согласился бы с такой трактовкой парникового механизма

Будь фильм снят,  зрители увидели бы несколько гибридов чужих с различными животными. Главный же чужой, который в сценарии назван "королем", обладал способностью менять свою окраску, мимикрируя и маскируясь под цвет помещения.  Интересно, что после одной из стычек, система маскировки чужого давала сбой, что очень напоминает схожий эпизод с Т-1000 из режиссерской версии второго "Терминатора".

Также упоминался новый подвид чужого - головоломы (headbusters), которое рождались, раскалывая голову носителя. Даже на бумаге описанные существа предстают в крайне нелицеприятном облике. Как бы это всё выглядело вживую, можно судить по нескольким наброскам, оставшимся от работы Уорда.



Гибрид «чужого» и лошади





Не спрашивайте откуда у него там взялось человеческое лицо - я сам не знаю. Но это действительно один из концептов к сценарию Фазано/Уорда.

Чужой начинает охотиться на монахов - в одной из сцен он атакует их в туалете, в другой нападает на группу монахов находящихся в пшеничном поле. Те в панике поджигают его, после чего пожар начинает распространяться по всему планетоиду.


Не правда ли не самое подходящее место для встречи с чужим?

Тем временем Рипли узнает, что заражена зародышем чужого. Затем она вспоминает, что Кейн "разродился" чужим после того как поел и приходит к выводу, что пока она не будет принимать пищу, то зародыш не "родится". Потому до самого конца скрипта Рипли будет не только  сражаться с чужим но и отважно бороться с чувством голода. Наконец, в ходе финальной схватка с монстром, Рипли и Джону удается его убить, сбросив в печь для выплавки стекла, которая на планетоиде находится как раз под библиотекой (своеобразная планировка, не правда ли?).




Используя знания из старинной книги, Джон извлекает зародыш, но тот переползает в его горло, и тогда Джон прыгает в огненную бездну, жертвуя собой. В конце спасается только Рипли и старенький пес Джона (а тинейджер с задних рядов, как указано в сценарии, кричит - "Он в собаке!").

Лучший эпитет, который можно применить к скрипту Фазано/Уорда - странный. Выбранная локация крайне необычна, если не сказать абсурдна. Две трети скрипта Рипли является пассивным героем и, по сути, никак не влияет на сюжет - она сидит взаперти, видит странные видения (в которых, к примеру, чужой фактически насилует ее) и ведет полуфилософские беседы с белокурым андроидом Антонием, который еще более необычный персонаж - ибо он уже 20 лет видит сны о том, как чужие нападают на него - и что самое невероятное, в конце сценария этот сон полностью сбывается. В лучших традициях предыдущих сценариев, нам не объясняют, ни откуда чужие взялись на "Сулако", ни каким образом они заражают своих жертв (лицехватов в скрипте не было), ни природу всех этих видений.




Концовка с извлечением эмбриона еще более сюрреалистична - известно, что Уивер уже тогда потребовала от Уорда переписать ее и сделать так, чтобы не Джон, а ее персонаж погиб. С персонажами тоже не все гладко - когда единственное живое существо, которому хочется сопереживать - это брат Джон и его собака (потому что все остальные герои настолько невыразительны), это первый признак того, что в сценарии нужно что-то срочно менять.

Кроме того, в глаза бросается определенное незнание Уордом и Фазано матчасти, что вкупе с предыдущими сценариями в какой-то момент заставляет задуматься над тем, а смотрели ли вообще их авторы фильм Джеймса Кэмерона?  Вот например, в этом сценарии  Рипли сообщает, что на Земле у нее осталась дочь, которой сейчас 70 лет и которая превратилась в обозленную на нее старуху. Но это противоречит сцене из фильма Кэмерона, где ей сообщают, что ее дочь умерла пару лет назад. Конечно, можно возразить, что эта сцена присутствовала лишь в расширенной версии фильма - но специальное издание режиссерской версии "Чужих" на лазерном диске вышло еще в 1987 году и было к тому моменту уже хорошо известно. Да и идея о том, что пока ты не будешь есть, чужой не родится...  откуда это вообще взялось?



Конечно, в работе Фазано/Уорда оставался весьма интересный социокультурный и религиозный подтекст, но в остальном она нуждалась в основательной переделке. Основной проблемой оставалось место действия - продюсеры внезапно осознали, что деревянный планетоид в космосе с средневековыми монахам никак не вписывался в реалистичную вселенную "Чужих". Но так как Гайлер с Хиллом и так уже сорвали все возможные сроки, студия просто не стала бы терпеть еще одну задержку. Потому продюсеры дали зеленый свет строительству декораций монастыря, рассчитывая, что за оставшееся до начала съемок время успеют подлечить скрипт.

Таким образом, к середине 1990 года сложилась парадоксальная ситуации, когда Винсент Уорд по решению Гайлера и Хилла был назначен режиссером фильма из-за своих необычных идей, но когда на основании этих идей был написан сценарий, то Гайлер и Хилл вдруг передумали и решили что они никак не вписываются во вселенную "чужих". Что еще хуже - Гайлер и Хилл как обычно не имели никаконо понятия, как изменить скрипт, чтобы сохранить видение Уорда, но при этом придать действию хоть немного логики.



Поэтому они выпросили у Джо Рота еще полмиллиона долларов и наняли Ларри Фергюсона, надеясь, что он исправит сценарий. Как и в случае с Эриком Рэдом, они не могли объяснить ему, что именно нужно переделать. Неудивительно, что итоговый результат оказался таким же - Фергюсон заигрался, начал активно переписывать диалоги и персонажей и только все усугубил. Сигурни Уивер как-то пожаловалась, что в одной из версий сценария Рипли была больше похожа на разозленного физрука.  В другой версии, в финале в живых оставалось семеро монахов, которые помещали мертвую Рипли в криокамеру надеясь что когда-нибудь с небес явится тот, кто сможет ее разбудить. Говорят, что когда президент студии "20 Век Фокс" Джо Рот прочитал этот сценарий, то воскликнул "Да что за [censoresd] у них там творится"?. Неудивительно, что вскоре Гайлер выписал Фергюсону чек и указал на дверь.

До начала предварительных съемок оставалось четыре недели, уже были готовы декорации монастыря, а у фильма до сих пор не было окончательного сценария. Гайлер с Хиллом в экстренном порядке запросили еще 600 000 долларов и начали лично переписывать скрипт, решив полностью убрать монастырь. Скрипя зубами, Уорд согласился на внесенные ими изменения. Но через пару дней он узнал, что его собственный ассистент каждый вечер "докладывал" продюсерам о всех его шагах, а руководство студии, втайне от него, занималось перестановками в съемочной группе - и потому покинул проект, не пожелав иметь с Гайлером и Хиллом больше ничего общего.

По злой иронии судьбы, именно уникальное видение Уорда и его необычные идеи, благодаря которым его приметили продюсеры, в итоге и послужили причиной его падения. Так, "Чужой 3" лишился второго режиссера и очередного сценария.

Концепт-арты Арсеона и монастыря

Пускай "Чужой 3" Винсента Уорда и не состоялся, но от его видения осталась серия концепт-артов и раскадровок, которые позволяют представить, как мог  выглядеть на экране Арсеон и находящийся на нем гигантский деревянный монастырь в альтернативной киновселенной, где этот фильм все же был бы снят.

Внешний вид









На этом концепте можно увидеть плавающую в "верхнем море" спасательную шлюпку

Схемы внутреннего строения











Внутри Арсеона













Быт монахов










Монах-космонавт



Монашеский суд - самый гуманный суд в мире





Тюрьма, где содержалась Рипли

Атаки чужого















Атака чужого на пшеничном поле

Несмотря на то, что деревянный планетоид в самом деле не особо вписывается во вселенную "чужих", должен отметить что умирающий мир, созданный Уордом определенно обладает какой-то притягательностью. На мой взгляд, после отстранения от съемок, ему стоило попытаться развить свою идею в самостоятельный фильм, никак не связанный с "Чужим" - благо что у него уже была проделана значительная часть предварительной работы. Но чего не случилось, того не случилось...

В следующей части обзора - история того, как итоговый сценарий "Чужого-3" писался чуть ли не во время съемок и рассказ о сложностях, сопровождавших съемки фильма.

Читать продолжение

альтернативный сюжет, Обзоры сценариев, чужой, фантастика

Previous post Next post
Up