«Тварь из Чёрной Лагуны»: история несостоявшегося ремейка от Джона Карпентера

Jan 11, 2021 09:15

В 1954 году на экраны американских кинотеатров вышла стереоскопическая картина Джека Арнольда «Тварь из Чёрной Лагуны», впервые представившая публике жаброчеловека (джиллмена) - последнего «классического монстра» студии Universal. Фильм оказался достаточно успешным и обзавёлся парой быстрых сиквелов, хотя, конечно, его популярность нельзя было сравнить с уровнем какого-нибудь Дракулы или Франкенштейна.


Но картина всё же оставила заметный след в истории кинематографа и жанра ужасов. В этом сыграли роль как инновационные для того времени подводные съёмки, так и концепция самого монстра. У фильма появилась своя фанбаза, благодаря которой он не сгинул в пучине безвестности. К слову, среди поклонников картины можно найти весьма интересные имена. Так, шведский киноклассик Ингмар Бергман пересматривал «Тварь» на каждый день рождения. А первый сиквел картины, хоть и предсказуемо уступал оригиналу, всё же отметился одним необычным достижением. Он стал единственным 3D-продолжением стереофильма, выпущенным в так называемый золотой век 3D.

На волне популярности хорроров в конце 1970-х - начале 1980-х Фабрика Грёз начала переосмыслять на современный лад классические сюжеты из 1950-х. В результате на свет появились новые версии «Вторжения похитителей тел» и «Нечто». Этот список должна была пополнить и «Тварь». В 1982 году Джон Лэндис попытался запустить в производство ремейк картины. Для написания сценария он нанял Найджела Нила. Известно, что в его работе фигурировала пара жабролюдей («хороший» и «плохой»), за которыми охотился американский флот. Но дело так и не продвинулось дальше сценария. Лэндис хотел снимать кино в 3D (в начале 1980-х Голливуд попытался возродить позабытый к тому времени формат), однако руководство Universal выступило против. Студия решила сделать ставку на «Челюсти 3-D» и побоялась, что два фильма про морских монстров навредят друг другу в прокате.

В 1983 году «Челюсти 3-D» вышли на большие экраны. Хоть картина и отбила затраты, однако отзывы критиков и зрителей были попросту уничижительными. К тому же, попытка возрождения 3D обернулась пшиком - после начального всплеска интереса публика быстро разочаровалась в формате. Так что ремейк «Твари» был положен на полку. Известно, что через несколько лет проект попытался сдвинуть с мёртвой точки Джо Данте - но и у него ничего не получилось.

Следующая попытка снять современную версию «Твари» случилась в начале 1990-х и оказалась связана с именем Джона Карпентера. После провала «Большого переполоха в маленьком Китае» (который Карпентер воспринял очень болезненно) режиссёру перестали предлагать крупные проекты, и ему пришлось переключиться на фильмы с малыми бюджетами. Этот подход оказался успешным. «Принц тьмы» и «Чужие среди нас» сумели принести прибыль, а последний ещё и обрёл культовый статус. К тому же после выхода «Нечто» на видеокассетах отношение к некогда разгромленной критиками картине начало заметно улучшаться.

Всё это помогло восстановить репутацию Карпентера. После «Чужих среди нас» он работал над несколькими проектами, включая Shadow Company по сценарию Шейна Блэка с Куртом Расселом в главной роли, но каждый раз что-то срывалось. И вот наконец Карпентер нашёл свой следующий фильм. Им стала «Исповедь невидимки». В Warner Bros. согласились выделить на неё 40 млн долларов - крупнейший бюджет в карьере Карпентера. Фактически, кино должно было вернуть его в высшую лигу. Тогда никто не сомневался, что «Исповедь» будет коммерчески успешной. Главная звезда фильма Чеви Чейз как раз был на пике популярности - казалось, что могло пойти не так? Так что о Карпентере заговорили вновь. И однажды президент студии Universal Том Поллок позвонил ему и пригласил на встречу. На ней он предложил режиссёру повторить опыт «Нечто» и снять ремейк любой из лент в библиотеке студии на его усмотрение. Не особо раздумывая, Карпентер выбрал «Тварь из Чёрной Лагуны».

Режиссёр отказался использовать сценарий ремейка десятилетней давности и обратился к Биллу Филлипсу, с которым когда-то поработал над «Кристиной». Карпентер изложил ему свои основные идеи (например, что действие ремейка должно разворачиваться в наши дни в Амазонке), после чего тот взялся за работу. Что касается дизайна монстра, его разработкой занялся легендарный Рик Бейкер.

В мае 1992 года Филлипс представил первую версию сценария ремейка. Она открывалась эпизодом авиакатастрофы над Амазонкой. Самолёт с двумя браконьерами сбился с курса и упал в Чёрную Лагуну. Одного из них вскоре утащил жаброчеловек, другой получил страшную рану, но ему всё же удалось спастись.

Далее действие переносилось на пять лет вперёд и мы знакомились с  главной героиней, Сирри -  активисткой Greenpeace, протестовавшей против вырубки амазонских лесов и шиповавшей для этого деревья. Спасаясь от полицейской облавы, Сирри спряталась на корабле учёного по имени Абель (по словам сценариста, он назвал персонажа в честь режиссёра Абеля Феррары). Выяснилось, что он участник археологической экспедиции и направляется в Чёрную Лагуну. Посовещавшись, учёные согласились оставить Сирри на борту, чтобы не дать бразильским властям схватить её (немалую роль в этом играло то, что где-то половина персонажей пыталась флиртовать с героиней).

Прибыв в Чёрную Лагуну, учёные нашли целый комплекс сооружений с полузатопленной пирамидой (позже в ней найдётся погребальная камера, заполненная костями жабролюдей), подземное озеро, а также ряд артефактов, включая золото. Исследователи решили повременить с раскопками и подождать прибытия остальных коллег. Но один из них не выдержал искушения, нарушил приказ и погрузился внутрь пирамиды. Разумеется, он и стал первой жертвой жаброчеловека.

После гибели коллеги герои вызвали помощь, и мы вновь встретились с выжившим браконьером из пролога. Оказывается, после авиакатастрофы он устроился на работу в бразильское правительственное агентство и все эти годы ждал, пока кто-то отыщет Чёрную Лагуну. Сценарий объяснял это тем, что браконьера в бессознательном состоянии подобрали индейцы, и тот не знал точных координат места. Перехватив вызов о помощи, он вооружился винтовкой и ящиком гранат и отправился в путь, намереваясь поквитаться с жаброчеловеком.

После этого события начали развиться всё более стремительно. Жаброчеловек вновь атаковал. Ученым удалось его схватить и посадить в водяной бак. Но вскоре создание нашло способ сбежать и устроило пожар. Когда огонь добрался до ящика с гранатами, взрыв уничтожил оба корабля. Далее жаброчеловек схватил приглянувшуюся ему Сирри и унёс её в своё логово, расположенное у подземного озера. Выжившие направились за ним. Благодаря клише «давайте разделимся, чтобы прочесать большую территорию» жаброчеловеку удалось поубивать персонажей одного за другим, пока в живых не остались лишь Сирри и Абель (понятное дело, у них завязались романтические отношения).

Наконец наступил черед финальной схватки. Абель вонзил нож в жаброчеловека, и в тот момент создание поняло, что герои любят друг друга и своими действиями он доставил Сирри боль. В его глаза «появилось сожаление» (да, именно так написано в сценарии), после чего создание грустно ушло прочь и медленно погрузилось на дно Чёрной Лагуны.

Сценарий Филлипса  было сложно назвать блестящим, но и откровенно плохим его тоже не назовёшь. Он находится где-то посередине, на стыке между хорошими идеями, как осовременить старую историю, и жанровыми штампами - вроде упомянутого клише «давайте разделимся» или известного тропа, когда вроде как  активная и способная за себя постоять героиня в финале всё равно превращается в классическую «деву в беде».

По своей атмосфере и подаче сюжета сценарий Филлипса взял многое от слэшеров. В нем было немало сцен показываемых глазами жаброчеловека (в стиле вступления карпентеровского «Хэллоуина»), следившего за действиями главных героев, эпизодов с нагнетанием саспенса, когда создание появлялось где-то на заднем плане за спинами героев, и традиционных скримеров. Также сценарий был достаточно жестоким. Почти все убийства были весьма кровавыми - тут оторванные руки, и размозжённые головы, разорванные шеи и перебитые спины. В одной из версий сценария жаброчеловек скормил браконьера пираньям.

Сам жаброчеловек в этой версии должен был иметь, скажем так, два «режима». Выходя на сушу, он переходил на дыхание лёгкими и трансформировался. Его кожа меняла цвет, а глаза - форму. Автор пытался прописать моменты, которые бы увеличили симпатию зрителей к созданию. Так, спасаясь с тонущего корабля, жаброчеловек освободил содержащихся в клетках животных. Кроме того, он был достаточно умён. Столкнувшись с зеркалом, жаброчеловек быстро понял его принцип работы и затем использовал его, чтобы обмануть одного из героев.

С остальными действующими лицами всё было похуже. Они напоминали группу учёных из «Нечто», но большинству явно не хватало индивидуальных черт, чтобы их можно было как-то различать. Самым же противоречивым персонажем вышел браконьер. Взять хотя бы уже его имя (Пит Хазард), которое уместнее смотрелось бы в каком-нибудь компьютерном файтинге.

Так вот, Пит был показан как совершенно неадекватный персонаж, практически сошедший с ума после встречи с жаброчеловеком, глушащий свою боль алкоголем и мечтающий убить создание - кто-то вроде капитана Ахава. Это порождало закономерный вопрос: как сумасшедший тип (при этом ещё и иностранец) попал на работу в бразильское госучреждение? Неужели в девяностые в Бразилии были свои девяностые?

Далее, в сценарии присутствовала сцена, в которой Пит убивал из снайперской винтовки двух ученых, направлявшихся за подмогой. Казалось, будет логично, что после этого он окончательно слетит с катушек. Например, использует Сирри в качестве приманки, чтобы схватить жаброчеловека, или что-то в ещё в духе персонажа Джона Войта из «Анаконды». Но нет, этот эпизод не имел никакого продолжения. Пит не угрожал ни одному из главных героев и не нападал на них. Они так и не узнали, что он застрелил их друзей. Так что сложно сказать, для чего вообще вставлена та сцена. Видимо, автор не нашёл лучшего способа быстро избавиться от пары лишних персонажей.

В любом случае, не стоит забывать, что это была ранняя версия сценария. Если бы проект двинулся дальше, вполне возможно, что многие моменты были бы скорректированы в лучшую сторону, как в свое время случилось с «Нечто». По крайней мере, сюжет оставлял пространство для маневра. Так что мне все же кажется, что при должном старании из этого мог бы получиться более-менее неплохой ремейк. Конечно, далеко не уровня все того же «Нечто», но что-то такое, о просмотре чего не пришлось бы потом жалеть. По крайней мере, тут имелись все необходимые для этого компоненты.

Увы, в итоге «Тварь из Чёрной Лагуны» Джона Карпентера так и осталась  на бумаге. Давшая проекту путёвку в жизнь «Исповедь невидимки» его же и похоронила. «Гарантированный хит» с треском провалился в прокате, из-за чего на Universal так и не решились дать ремейку зелёный свет.

В следующем году на экраны вышел «Парк Юрского периода». Интересно, что жена Джона Карпентера (в то время она работала продюсером) пыталась использовать фильма Спилберга популярность, чтобы спасти проект. Она пробовала убедить студию, что ремейк «Твари» вполне можно было бы продвигать как «маленький фильм с ящером». Но это не помогло и в Universal не стали финансировать кино.

В качестве утешительного приза режиссёру достался от студии меньший по масштабу ремейк «Деревни проклятых». Возможно, собери он денег, это бы дало Карпентеру второй шанс. Но «Деревня» провалилась, окончательно похоронив все надежды на появление его версии «Твари». В итоге всё, что осталось от проекта Карпентера - сценарий Филлипса и дизайны Рика Бейкера, большинство из которых до сих пор держатся под замком. Лишь относительно недавно было опубликовано одно изображение, дающее возможность представить, как мог бы выглядеть жаброчеловек, если бы фильм всё же сняли.

Во второй части обзора я постараюсь рассказать о более поздних попытках снять ремейк «Твари из Черной лагуны».

Для желающих финансово поддержать:

https://yoomoney.ru/to/410012753539930

Или Web Money (USD): Z550553330247

Обзоры сценариев, ремейк, Джон Карпентер, хоррор, ужасы, нереализованные проекты

Previous post Next post
Up