Виновник или святой? О неомонархическом дискурсе и Поклонской

May 29, 2016 19:01




На этой неделе исполнилось 120 лет со дня коронации Николая-2. Наверное вы спросите, кому кроме историков интересно сколько прошло времени со дня коронации последнего монарха?

Однако, существуют поклонники причудливой ереси, обожествляющей Николая-2. Для них эта дата важна и почитаема. Поговорим немного о этом интересном явлении.



Говорят, что Николай-2 был очень религиозным человеком. Для меня это спорное утверждение. Я как православный человек не понимаю и не принимаю всю эту историю с отречением от престола. Император не может признать, что он не помазанник Божий. Это понимал Павел 1, последними словами которого были "Я умру вашим Императором!".

Помазанье, это не его достижение, от которого можно отказаться, это промысел Божий. Совершив отречение, ты не просто уступил власть, ты пошел против воли Всевышнего и как результат обрек страну на все те ужасы, которые она пережила. Тот же грех на Горбачеве и верхушке КГБ и ЦК КПСС.





Это мое мнение. Теперь о рассматриваемом предмете.

Итак, царебожие - эта ересь, которая учит своих адептов о том, что Николай-2 является искупительной жертвой великого «греха неверности русского народа». Какую клятву переступил русский народ?

Рассуждают так. На Земском соборе 1613 года при призвании на царство дома Романовых русский «народ-богоносец» принёс нерушимую перед Богом присягу дому Романовых и монархическому строю, как таковому. Свержение самодержавия и последующая за этим казнь Николая II в 1918 году есть ужасная измена клятве и страшный, погибельный для России и русского народа «соборный грех», который требует особого всенародного покаяния, как если бы народ отверг самого Христа.

В то же самое время, сама смерть невиновного в измене царя уподобляется крестной смерти Христа (а сам царь - Христу), и полагается, что сам царь своей кровью искупил свой неверный народ от «соборного греха» и его тяжёлых последствий. Подобно Христу, царь Николай, в конце мира, проявит себя как «царь-победитель».

Зачем нужно всенародное покаяние если сам же «царь-жертва», по версии самих же еретиков, искупил этот «всенародный соборный грех»?

Ересь, разумеется, осуждена РПЦ в лице и нынешнего патриарха и предыдущего.

Каяться нужно обязательно и главное всенародно со всеми вытекающими, например, закрепление особого культурного статуса потомков Романовых. А, почему бы нет? Покаяние должно быть деятельным. Как раз есть «потомки», желающие получить такой особый статус … и ещё немного музейной недвижимости и ещё, ещё, ещё, аппетиты растут.

С этими «потомками» любят сфотографироваться официальные лица, получить из их рук грамоты, награды и титулы. Пусть эта мишура не стоит бумаги, жести и ткани, которые пошли на их изготовление, а всё равно приятно - царские подарки как-никак.



Есть у нас в элите эдакий «клуб любителей романовской монархии». Это чиновники, творческая интеллигенция, журналисты, писатели мало ли кто ещё. И что, спросите вы, они молятся на Николая и каются за грех свержения монархии? Нет, конечно.

Но, поговорите с «любителями монархии» 10 минут, и вы услышите тезисы этой ереси. Вполне можно фиксировать существование полноценного еретического дискурса внутри ортодоксального православия.



Например, известная своими монархическими убеждениями прокурор Поклонская, высказывалась в духе ереси царебожия когда  передавала в Ливадийский дворец фотографии семьи Николая в 2014 году: «…Николай II принес в жертву России себя, свою семью и все, что у него было. Нам нужно вспоминать и постоянно показывать этот подвиг, чтобы молодые люди любили, ценили и защищали свою родину…»

Не обошлось без упоминания жертвенного царя и новогоднее поздравление которое прокурор Крыма сделала в 2015 году: «…Николай II принес в жертву России себя, свою семью и все, что у него было. Нам нужно вспоминать и постоянно показывать этот подвиг, чтобы молодые люди любили, ценили и защищали свою родину…».

Я не ошибся, высказывания абсолютно одинаковые. Многократное произнесение религиозных формул свойственно фанатикам.
В эту еретическую логику хорошо укладывается выход Поклонской с цветной ксерокопией иконы Николая-2 на марш «Бессмертный полк». Действительно, что может быть выше святой памяти о жертвах, принесенных Народом-Победителем? Только божественный Царь-Жертва.

Поэтому, принести на марш (в нарушение всех правил) икону божества так естественно.

Этого всего можно и не знать, но люди чувствуют лукавство. Люди чувствуют, что их провоцируют, значит имело место провокация. На что направлена провокация? На общественный раскол разумеется, в то время как «Бессмертный Полк» это созидание народного единства.

Есть старый анекдот. Армянское радио спрашивают: - Что такое снег? - Как тебе сказать дорогой, ты знаешь, что такое персик? -Да, знаю. -Так вот снег, это совсем наоборот. Если вы спросите, что такое «Бессмертный Полк», то икона страстотерпца Николая - это совсем наоборот.

Государство осознало, что без построения общей идентичности будущее невозможно. «Бессмертный Полк» - это попытка построения идентичности на фундаменте самого значимого события 20го столетия. В прошлом веке мы дважды уничтожали своё государство.

«Бессмертный Полк» это еще и символ несокрушимого единства народа (т.е. Соборного единства живых и мертвых) и сильной власти. В данном контексте Николай - это символ разложения и краха власти, символ капитуляции и вероотступничества и как результат символ надвигающейся смуты.

С другой стороны, понимая значение «Бессмертный Полк» как точку единения народа, мы отбрасываем свои политические призывы и лозунги. На тех, кто пытается подверстать свои полит симпатии к этому действу мы смотрим с укоризной и брезгливостью. Вот и на Поклонскую смотрят как на политика, который пришел использовать энергию искреннего народного поминовения для рекламы своих монархических симпатий. Немного подсветить любимый образ дармовой иллюминацией.

С третьей стороны - это шаг в сторону карнавализации «Бессмертного Полка».

Мне кажется, что этот шаг находится в логике других политических жестов Поклонской. Например, прием «потомков Романовых» Марии Владимировны в качестве великой княгини. Что это как не карнавал и провокация в духе «неуловимых мстителей»?

Выражая свое недовольство общество защищает свою формируемую идентичность это хорошо и правильно. Так как если общественность не отнесется серьезно к этой выходке в самое ближайшее время, нас ждут множество веселых перформансов.
Оригинал взят у моего товарища Павла Капустина pavelkapustin

Политическая война, Царебожие, Николай II, Поклонска, Война идей, Романовы

Previous post Next post
Up