"Если б можно нам было успеть в одночасие высказать душу..."

Oct 01, 2010 22:43

Побывал сейчас на моноспектакле "Наташина мечта", поставленном по пьесе Ярославы Пулинович (написана ею в 21-летнем возрасте) 26-летним Шамилем Дыйканбаевым, магистрантом Школы-студии МХТ и Центра имени Мейерхольда. В главной и единственной роли - Елена Горина, которая замечательно читала монолог другой девушки по имени Наташа в пьесе "Победила я", представленной Дыйканбаевым на прошлогоднем фестивале "Любимовка".
У меня есть своя кинематографическая версия относительно "Наташиной дилогии" Пулинович как современного аналога "синема-верите" и "прямого кино" уже в виде документального видеопризнания, сделанного непосредственно в камеру, которая почти незаметно для глаза должна медленно-медленно отодвигаться от лица героини, начинающей рассказ о себе на очень крупном плане, чтобы только в финале мы понимали, где именно это было заснято, однако самый последний кадр обязан быть вообще неожиданным и практически остраняющим всё поведанное.
А у Шамиля Дыйканбаева, естественно, думающего о какой-либо театрализации часового по продолжительности монолога девочки-подростка, несомненное остранение и даже символическое обобщение вроде бы заурядной провинциальной истории заявлено с немого пролога да и потом ещё не раз подчёркивается во время своеобразных перебивок, неких режиссёрских ремарок, словно авторских отступлений, что может кого-то отвлекать от откровенной исповеди мятущейся души, однако убеждает в конечном счёте именно желанием постановщика как можно дальше уйти от обычной фиксации на сцене очередного случая из жизни. Театр должен быть театром, в том числе - в оригинально придуманном и осуществлённом переодевании героини прямо у нас на глазах, когда мы как бы становимся свидетелями превращения всё-таки невзрачного кокона в красивую бабочку, будто это воплотилась на самом деле заветная Наташина мечта! Но ряд "беззвучных находок" Дыйканбаева даже пригодились бы при экранизации данной пьесы, несмотря на то, что интерпретировать её в кино следовало бы в манере "якобы всамделишного репортажа с финальным твистом".
И, конечно же, нельзя не отметить, что Горина в этом спектакле искусно проигрывает перед зрителями прекрасно-несчастную судьбу совсем юной девушки из небольшого городка - и не только при помощи модуляций своего голоса и чередований сбивчивой речи и внезапных пауз, как это было в случае с читкой пьесы "Победила я". Сохраняя определённую дистанцию по отношению к героине и тому, что она рассказывает, актриса является, можно сказать, и хором и протагонистом в одном единственном лице. Разумеется, это монотеатр, представление-бенефис исполнителя-одиночки, но чётко и продуманно действующего в согласии с замыслом режиссёра, который услышал в торопливом рассказе оторвы-детдомовки безмолвный крик потерянной души.
UPD. Считаю необходимым разместить в комментариях отклик режиссёра спектакля на данный пост - не ради похвальбы, а токмо пользы для... 
Previous post Next post
Up