церковное пение: проблемы источниковедения, текстологии, исполнительской интерпретации.

Oct 02, 2008 14:39


в Киеве открылась международная конференция
"Церковное пение: проблемы источниковедения, текстологии, исполнительской интерпретации"

по благословению Блаженнейшего Владимира, митрополита Киевского и всея Украины, конфернеция, посвященная памяти прот. Иоанна Вознесенского (1838-1910г.), а также приуроченная к празднованию 1020-летия крещения Руси, 175-летию Национального Педагогического Универститета, 95-летию Национальной Музыкальной Академии, 90-летию Национальной библиотеки Украины, продлится со 2-го до 5-го октября сего года.

Сегодня среди прослушанных мною докладов особо запомнились:

выступление Магды Сухиашвили (кандидат искусствоведения, Тбилисская госконсерватория) -"Мелизматика и ее особенности в древних грузинских церковных песнопениях".
Магда объяснила слушателям различия "простых" и разукрашенных" напевов, рассказала о роли импровизаций - несмотря на обилие последних, грузинские певчие ориентируются на базисный напев, из-за четкой регламентации импровизаций сохраняется каноничность древних напевов.
Всем было интересно узнать, что с упразднением автокефалии грузинской церкви в 1811г. и вплоть до 80-х годов ХХ столетия, почти два века (!) традиционное каноническое пение было фактически запрещено. Однако  не смотря на давление властей, русский партес в Грузии не прижился, и сейчас они вновь вернулись к своим традиционным каноническим роспевам.

профессор Анатолий Конотоп, рассказавший о своих исследованиях "Канона на Распятие Господне и на Плачь Пресвятой Богородицы" в роспеве знаменного трехголосья ХVIIст.
Этот канон является редким представителем малоизученных (пока) произведений, переходных от монодии к партесному пению. мы прослушали уникальную аудиозапись расшифровки древней рукописи, в исполнении сестер Свят-Троицкого Голутвинского монастыря.
жаль, что на выступление каждого участника отводиться 20-30 минут. Анатолий Викторович столь увлекательно рассказывал, что мне бы хотелось его слушать дольше, узнать подробности об упомянутом вкратце Супрасльском Ирмологии, который он дешифровал.

а еще я узнала много интересного про "Слово о полку Игореве" от проф. Юрия Мосенкиса и слушала доклад проф. Елены Мурзиной "Фольклорный текст и его парадигма".

надеюсь, продолжение следует:)

житие мое, мусикия

Previous post Next post
Up