Шварц "Сказка о потерянном времени"

Mar 24, 2015 22:17


Е.Шварц "Сказка о потерянном времени" Южно-Уральское книжное изд-во, Челябинск 1972 Илл. М.Майофиса

Как все произведения Шварца, "Сказка о потерянном времени" адресована не столько детям, сколько взрослым. Ну какой ребенок всерьез задумывается над призывом: "помни: человек, который понапрасну теряет время, сам не замечает, как ( Read more... )

издательства РФ (региональные), Майофис, *Шварц, книги 70-х гг. ХХ в.

Leave a comment

Comments 22

alek_morse March 24 2015, 19:38:53 UTC
Замечательные рисунки и оформление (не говоря уже о самой сказке). Хоть сейчас издавай.

Reply

tomtar March 25 2015, 07:32:54 UTC
Мне тоже об этом подумалось. Эта сказка мне попадалась в нескольких изданиях, но иллюстрации Майофиса нравятся больше всего.

Reply


chumilo March 25 2015, 09:37:30 UTC
Интересная деталь: на 9 странице Петя изображён на фоне Старо-Калинкина моста в Ленинграде. Характерные башенки на мосту и портовые краны на заднем плане (а за мостом как раз находятся Адмиралтейские верфи).

Reply

tomtar March 25 2015, 17:37:28 UTC
Да-да, а там и до Пряжки рукой подать )) А вот в какой такой лес мог забрести Петя, при такой конкретной привязке к местности, сразу и не придумаешь.

Reply

chumilo March 26 2015, 07:51:41 UTC
А ведь до леса ходил трамвай! Возможно, это линия в Стрельну, а лес мог находиться в районе Дудергофского канала - там и сейчас лесистых парков достаточно много, а даже на момент выпуска рассматриваемого издания территория только застраивалась. Однако хороший Петя ходок - там по прямой километров 10, а он ещё должен был обойти территорию Кировского завода и порта. :)

А про Пряжку я и не подумал. :) Думается, всё-таки, художник это не имел в виду. Интересно, как бы самого Михаила Соломоновича спросить?

Reply

tomtar March 26 2015, 18:50:11 UTC
Да, Петя в отчаянии сделал немалый марш-бросок ))
Иллюстрации Майофиса нередко остроумны и ироничны, в этом издании ведь тоже использован пародийный автопортрет. Так что версию с Пряжкой я не отбрасываю окончательно. Хотя последнее слово, разумеется, за автором.

Reply


donna_benta March 25 2015, 14:27:14 UTC
Знакомая книга! Но не обращала внимания, что Южно-Уральского издательства.
А во мне интенсивная чернота иллюстраций как-то особенно остро пробудила детское восприятие времени как черной бездны: бездна до тебя, и та же бездна будет после тебя. И то, что до тебя, начинаешь постепенно наполнять красками: из рассказов близких, книжек и пр.
Сегодня не торопилась с комментарием, хотела найти иллюстрации Майофиса к этой же сказке для сборника "Рассеянный волшебник". И только вечером отыскала. Совсем иные, в цвете. И мы как-то отмечали, что художник постоянно меняет ракурс: в одной книге смотрит на персонажей издалека, в другой - приближает их. И что-то другое открывается в лицах и ситуациях.


... )

Reply

tomtar March 25 2015, 18:05:15 UTC
Она не вполне южно-уральская: на задней обложке указано "печатается по изданию: Евгений Шварц "Сказки, повести, пьесы", Дет.лит, Ленинград 1960", но касается это только текстов. В "Рассеянном волшебнике" Майофис совсем другой, не такой суровый. Но меня привлекла как раз подчеркнутая резкость оформления в южно-уральском издании. Мне кажется, она соответствует духу сказки. Между прочим, она ведь написана изначально для постановки в кукольном театра Деммени, и только потом стала публиковаться как самостоятельное произведение.

Reply

donna_benta March 25 2015, 18:24:11 UTC
Да, ночная и пугающая сказка получилась. И при этом шапка торчит у Пети-старика на голове совсем по-мальчишески, и детские лица на задней стороне обложки славные, хорошие.
Я с большим доверием отношусь к тому, как Майофис читает и интерпретирует авторов. Всегда неожиданно и ярко.
И, главное, пусть изначально в региональных издательствах, но таких неординарных художников публиковали в то время многотысячными тиражами, не снижая планки, не подстраиваясь под тривиальные "массовые" вкусы.

Reply

tomtar March 25 2015, 18:47:51 UTC
Издательство хоть и региональное, но к книжке в 16 страниц подошло вдумчиво и усердно. Даже тонированную бумагу не поленились подобрать, причем затонированы только текстовые страницы, иллюстрации идут на обычной бумаге, слегка пожелтевшей со временем. И тираж вполне союзный - 300 000. А Майофис, мне кажется, здесь немного порезвился с взрослым подтекстом: в комментарии выше обсуждали стр.9 с характерным питерским пейзажем. Недалеко от этого места находится пресловутый "желтый дом" - психиатрическая больница на Пряжке. Впавший в детство старик, бесцельно блуждающий по улицам, явно тамошний клиент ))

Reply


sergej_manit March 25 2015, 16:59:43 UTC
Мне она всегда уж больно контрастной казалась...

Reply

tomtar March 25 2015, 17:35:07 UTC
На фоне желтоватых страниц так вроде и не очень контрастно. Но угрюмовато. В этой сказке, впрочем, угрюмость уместна, мне кажется.

Reply

sergej_manit March 25 2015, 17:51:50 UTC
да это у меня седня настроение ещё более весёлое чем обычно - не до угрюмостей ))

Reply

tomtar March 25 2015, 18:06:27 UTC
Весна, небось? У меня сегодня котэ впервые само на балкон запросилось, до этого было от батареи не отлепить.

Reply


anonymous November 10 2015, 23:44:50 UTC
Читал в военной публицистике: Рихард Зорге всю жизнь чудовищным образом терял время. Жил в своё удовольствие. Но, тем не менее, идеально успевал выполнять все дела.

Reply


Leave a comment

Up