Далеко ли до Сайгатки?

Oct 16, 2016 18:31

Действительно, далеко ли до Сайгатки ( Read more... )

тема: война 1941-45 гг., *Перфильева, по литературным местам

Leave a comment

Comments 46

livejournal October 16 2016, 13:33:27 UTC
Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal сибирского региона. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.

Reply


murmon October 16 2016, 14:32:05 UTC
Очень интересно! Да вы все выяснили уже! Станцию Бирюли конечно знаю, а вот книгу, к сожалению, не читала!
Подключусь к поиску обязательно, надо теперь книгу прочитать!

Reply

donna_benta October 16 2016, 14:48:40 UTC
Я надеялась, что вы откликнитесь!
Книга доступна в сети, во многих электронных библиотеках. И читается легко.
Сам текст информативен, все, что выяснила - из него. А какая Сайгатка описана, могут определить только местные жители. И про интернат московских ребят хотелось бы узнать, о нем рассказано очень подробно.
Про "баржи смерти" очень много публикаций. Под Сарапулом же стояло две баржи-тюрьмы, "белая" и "красная", и на обоих происходили трагедии. Сарапульский музей проводил конференцию к 95-летию тех событий.
А вы были в Чайковском?

Reply

khebeb October 16 2016, 15:03:49 UTC
там большинство пермских пароходов стоит. Сам город новый.
Бахтырскую нужно искать в путеводителях и справочниках по Волге не позднее начала 1950-х - в этих местах все сильно изменилось из-за разлива водохранилищ. Хумус недавно выкладывал такой, но, кажется, лишь от Твери до Нижнего, а здесь отрезок между Нижним и Симбирском

Reply

donna_benta October 16 2016, 15:18:31 UTC
Да, совсем молодой, статус города получил в 1962-м.
Вы правы, Бахтырская могла исчезнуть после разлива водохранилищ. Она скорее всего была между Нижним Новгородом и Чебоксарами.

Reply


murmon October 16 2016, 15:06:39 UTC
Я думаю, что пристань Бахтырку просто затопили, когда создавали в 1957 году куйбышевское водохранилище, тогда очень много затопили деревень и сел, об этом любят сейчас вспоминать и сокрушаться. А я посмотрю в старых книгах по краеведению нашей республики.

Reply

donna_benta October 16 2016, 15:26:15 UTC
Спасибо!
Мне показалось, что Бахтырская уже после Казани вверх по Волге. И могла исчезнуть позже, когда строили Чебоксарскую ГЭС. Ведь между Нижним и Казанью Чебоксарское водохранилище?

Reply

khebeb October 16 2016, 17:27:41 UTC
его плотина в Новочебоксарске, немногим ниже Чебоксар. Основной напор воды под Казанью от Куйбышевской ГЭС, но ниже Казани и до Камского устья правый берег высокий и все осталось на месте. В путеводителе Гр.Москвича по Волге Бахтырского/Бахтырки в этом районе нет, но он для пассажиров, а не судоводителей, и там много чего еще нет. Надежда либо на старые лоции, либо на топографические карты Казанской губ. (старая граница между Казанской и Нижегородской проходила, кажется, у Васильсурска - выше него и до Нижнего особых подтоплений нет и вряд ли там есть исчезнувшие топонимы)

Reply

donna_benta October 16 2016, 17:43:58 UTC
Благодарю Вас! Названия пристаней Перфильева могла еще не очень точно запомнить или не совсем точно воспроизвести, возможен художественный вымысел. Почему-то Камское Устье она назвала Усть-Камском?
Более всего интересны Сайгатка и Тайжинка, им посвящено много страниц книги. Хотя, конечно, повесть как жанр не предполагает абсолютного документализма.

Reply


anonymous October 16 2016, 19:29:41 UTC
Библиотекарь из Чайковского: Начали расследование. Скорее всего - это наша Сайгатка, судим по фразе "От Сарапула вверх по реке", однако никакая Тайжинка в наших местах не упоминается. Эпизод с Баржой смерти - вы заметили, что неверно указаны названия двух из трёх миноносцев-спасателей (а не катера, как в повести). В конце повести упоминается станция Сайгатка, где остановился поезд - в 1941 году такой точно не было, её построили вместе с ГЭС. И с бокситами тоже художественный вымысел. Эвакуированных детей из интернатов принимали во многих селах и деревнях нашего района. Постановление о выделении для них помещений принято в сентябре 1941 года. Например, в селе Фоки для 100 детей было выделено здание каменной школы. С нашими местами связано и имя охотника Сокола - была деревня Соколица и легенда о её основателе. Пока вот такие сумбурные сведения. Для уточнения: Перфильева училась в Литинституте в 1943-1948 годах?

Reply

donna_benta October 17 2016, 03:44:01 UTC
Очень рада Вашему отклику!
Да-да, Перфильева училась в Литинституте именно в это время.
Приведу информацию о ней из сборника "Книги - детям" (М., 1973):


... )

Reply

anonymous October 18 2016, 15:56:49 UTC
Продолжение из Чайковского. Сначала о Соколе. Недалеко от Сайгатки и Ольховки была деревня (или село) Соколица. Как говорят сторожилы она была основана руководителем дружины Ермака по фамилии Сокол. Отряд Ермака разбойничал в наших местах и была организована цепочка сторожевых постов, для того, чтобы при помощи костров передавать в отряд сигналы о появлении судов, идущих по Каме ( ... )

Reply

donna_benta October 19 2016, 00:42:22 UTC
В самом деле героическое время! Спасибо большое, очень важная информация. Если Анастасия Перфильева бывала в ваших местах, то могла рассказать о любом из этих сельских интернатов, и в описании их быта, обустройства детей на новом месте, думаю, близка к реальности ( ... )

Reply


tomtar October 16 2016, 20:48:21 UTC
Какое интересное книжное путешествие получилось! Мне кажется, Перфильева писала о пережитом, но названия не совсем соответствуют реальной географии. Наверняка, в повести некие обобщенные поволжские селения. А Муха в первой части - уж не та ли подобрашка из "Пяти моих собак"?
У меня была книжка с третьей обложкой, где девочка на дереве. Мне она действительно напоминала осеевскую Динку. А первая часть, дачная, как-то очень внезапно обрывалась. Сейчас посмотрела электронку - похоже, в моей книге не было нескольких глав, как раз с рассказом о "баржах смерти" и поездкой к дяде. Жаль, этой книги у меня нет, не могу проверить - менялся текст в разных изданиях или просто выпала одна тетрадка.

Reply

donna_benta October 17 2016, 04:08:03 UTC
Вы читали книжку 1962 года, мне ее обложка больше всего нравится и больше всего напоминает "Динку". Кстати, повесть Перфильевой ведь написана раньше, чем трилогия Осеевой. Для меня цепочка выстраивается, не зря ее упомянула. Кажется, что Будогоская, ее эмоциональный стиль могли повлиять и на Перфильеву, и на Осееву. Но не подтолкнула ли и повесть Перфильевой Валентину Осееву к воспоминаниям о Волге? Мне кажется, они могли общаться еще с довоенных лет, входили в один круг молодых московских литераторов, выходили сборники с их ранними произведениями. А уже потом это откликнулось в том, что Перфильева купила крымский домик у Осеевой ( ... )

Reply

tomtar October 17 2016, 06:31:26 UTC
Очень интересна возможная связь Осеева-Перфильева, тем более, что и в жизни у них могли найтись точки соприкосновения: работа воспитателями, знание беспризорных. Их книжные девочки по характеру очень похожи - решительные, упрямые. И опять приходится сетовать на скудость биографических материалов.

Reply

donna_benta October 17 2016, 07:14:32 UTC
Да, странно, что информация о прекрасных детских писателях прежде буквально просачивалась в самых сухих официальных строчках. Кажется, детская литература такая область, где все должно быть неформальным и ярким, а вот не было изданий, где писатели могли бы рассказать о себе, не оглядываясь на официоз. Хорошо, что осталось немало автобиографических произведений, но теперь остается только гадать, насколько они близки к реальным биографиям авторов.

Reply


Leave a comment

Up