Еще раз о "Губерте в стране чудес"

May 22, 2013 15:28

В посте tomtar "Братишки" среди других книг было представлено и интереснейшее фотоиздание 30-х годов - "Губерт в стране чудес", о реальном путешествии немецкого мальчика Губерта Лосте из Саара в Москву. Его взяли под свою опеку знаменитый журналист Михаил Кольцов и его гражданская жена Мария Остен.
Об этой книге в журнале "Детская литература" вспомнили еще  в 1966 году и опубликовали статью брата Михаила Кольцова, художника Бориса Ефимова (в конце 80-х материал статьи был использован в воспоминаниях  Б.Ефимова "Судьба журналиста", посвященных брату).
Из статьи становится понятнее, почему Губерт Лосте остался в Советском Союзе: в ней опубликовано письмо матери мальчика, собственные размышления Губерта из последней главы книги и письмо к нему от Льва Кассиля.



Губерт Лосте и С.М. Буденный



Губерт и Наталия Сац



Г.Лосте с семьей. 1957 г.














Детская литература. - 1966. - № 3. - С.15-18.

И вопрос к коллекционерам. На просторах Интернета нашла настольную игру "Из Саара в Москву". Встречала утверждение. что это вкладыш в саму книгу. Так ли это? И, конечно, в глубине души остается мечта - увидеть книгу целиком. Правда, она большая редкость.




Правила игры:

Как пробраться из фашистского Саара к нам, в Москву? Губерт много думал над этим. Он не забыл ни одной дороги, ни одного средства сообщения: пароходом, самолетом, поездом, и на лыжах, и даже пешком…
Попробуйте, ребята, и вы пробраться по этой карте из Саара в Москву.
В эту игру могут играть двое, трое, шестеро и больше ребят. Каждый играющий берет по две фишки; если нет фишек, можно взять пуговицы, винтики, палочки. Из глины, хлебного мякиша, куска дерева сделайте кубик-косточку для бросания. На шести сторонах кубика напишите или выдавите точки от одной до шести.
Потом бросайте эту косточку и по числу выпавших очков передвигайте вперед фишки. Передвигать можно любую фишку - ту, которую выгоднее. Выигрывает тот, кто раньше приедет в Москву.

1 - Граница с Германией. Попавшего в эту клетку хватают штурмовики и отправляют на допрос в клетку № 4.
4 - Штаб штурмовиков. Попавший в эту клетку пропускает три хода.
5 - Фашистская тюрьма. Попавшая в эту клетку фишка выбывает из игры.
6 - Французская граница. Отсюда идут поезда на Париж. Из этой клетки фишка продвигается в клетку № 10.
9 - Завод Ситроена. Безработные у ворот, они только что уволены. Узнав, что попавший сюда путешественник едет в СССР, они усаживают его на скорый поезд. Таким образом, попавший в эту клетку к числу выброшенных очков следующего хода прибавляет 2.
10 - Париж (столица Франции). Попавший в эту клетку осматривает город и пропускает два хода.
12 - Гавр (порт Франции). Отсюда идут пароходы через Лондон в СССР. Попавший в эту клетку переносится сразу в клетку № 14.
13 - Марсель (порт Франции). Порт, из которого идут пароходы в СССР через Средиземное море. Отсюда фишка переносится в клетку № 23.
14 - Лондон (столица Англии). Попавший сюда теряет два хода на осмотр города и вследствие того, что в море качает, решает самолетом вернуться в Париж (клетка № 10), чтобы оттуда ехать другим путем.
16 - Швейцария. Попавший сюда сразу отправляется поездом в Италию в Геную (клетка № 27).
17 - Горный обвал загораживает путь. Попавший сюда вынужден вернуться в клетку № 15.
18 - Прямые билеты отсюда продаются не дальше, чем до Варшавы. Действительны только кости 1, 2 и 3.
19 - Вена (столица Австрии). Попавший сюда передвигается на одну клетку вперед.
20 - Прага (столица Чехо-Словакии). Попавший сюда передвигается на одну клетку вперед.
21 - Варшава (столица Польши). Попавший сюда теряет два хода, пока его выпустят в СССР. Пропустив два хода, прежде чем бросить косточку, он переставляет фишку в клетку № 32, откуда продолжает игру.
26 - Буря на море. Пароход вынужден вернуться в тихую бухту (клетка № 22).
27 - Генуя (порт Италии). Вследствие забастовки моряков пароходное движение прекращено на два хода. Потом идут только медленные товарно-пассажирские пароходы. Действительны кости 1, 2 и 3. Если выпадет больше очков, теряется ход.
28 - Пароход садится на мель около острова. Попавший в эту клетку сидит в ней, пока его не выручит другая фишка, причем обе фишки возвращаются для ремонта в тихую бухту (клетка № 22).
29 - Стамбул (порт Турции). Попавший сюда садится на пароход Совторгфлота и переезжает сразу в Севастополь (клетка № 39).
30 - Черное море. Пароход терпит аварию и причаливает к берегам Румынии. Его задерживают румынские власти и пассажиры, потеряв два хода, сухопутным путем возвращаются в Швейцарию (клетка № 15).
31 - Одесса. Отсюда пассажир едет пароходом в Севастополь (клетка № 39).
32 - Негорелое (станция на границе СССР).
33 - Посадка в скорый поезд, останавливающийся только на нечетный остановках (1, 3 и 5). Поэтому, если выбрасываются кости 2, 4, 6, они считаются недействительными, и ход теряется.
34 - Осмотр совхоза. Из совхоза делается маленькая прогулка пешком. Отсюда действительны только кости 1, 2, 3. Если выбрасываются 4, 5 и 6, игрок пропускает ход.
35 - Отдых в колхозе. Пропускают один ход, а потом действительны только кости 1, 2, 3.
36 - Попавший в эту клетку возвращается в Негорелое, чтобы оттуда продолжать путешествие.
37 - Попавший сюда узнает, что в Минске устраивается авиапраздник, и едет туда.
38 - Авиапраздник в Минске. Попавший сюда улетает на аэроплане в Москву (клетка № 45).
40 - Ялта. Поездка на катере в Севастополь (№ 39).
41 - Артек. Здесь герой попадает в детский пионерлагерь и пропускает три хода.
44 - Днепрогэс. Осмотр Днепрогэса (пропускается один ход). Отсюда по Днепру возвращение в Киев (№ 43).

фотокниги, *Остен Мария, журнал "Детская литература", книги 30-х гг. ХХ в.

Previous post Next post
Up