После прошедшей недавно в Национальном Музее КБР выставки изделий мастеров прикладного творчества во многих республиканских СМИ, появились информации о том, что в Нальчике, оказывается, есть удивительный мастер Андрей Евдокимов. Столяр, который делает деревянные часы. Не декоративные, а самые, что ни на есть, настоящие - которые ходят, а не стоят. И в них все детали выточены из разных пород дерева. Очень заинтересовала меня эта информация. Радует всегда, когда узнаёшь, что рядом живут такие увлечённые люди, способные создавать нечто интересное, уникальное. Захотелось побольше узнать об этом мастере, о его рукотворных шедеврах. И вот мы уже беседуем с Андреем Евдокимовым в его нальчикской мастерской по улице Чернышевского.
Дядина мастерская дала путёвку в жизнь
Как выяснилось, Андрей Григорьевич родом из города Майского. Здесь он родился в 1966-м году. И первые азы столярного мастерства получил там - в мастерской своей родной средней школы N 1 Майского. Трудовое обучение там преподавал его дядя Константин Павлович Евдокимов, которому удалось привить племяннику Андрею интерес к столярному делу. Мастер смеётся: «Мы ж детство провели, считай, в дядиной мастерской». Но свой трудовой путь Евдокимов начал в иной сфере. После того, как отслужил воинскую службу на полигоне Капустин Яр, Андрей Евдокимов поступил на Майский электровакуумный завод слесарем-сборщиком радиоаппаратуры. Но тут как раз грянула перестройка и на заводе пошли сокращение. А кого увольнять? В первую очередь, молодых, семьёй не обременённых, тех, кто ещё переквалифицироваться сможет. Так будущий столярных дел маэстро оказался безработным. Но не он один такой был тогда в родном городе. Андрей Евдокимов говорит, что раньше знал всех музыкантов в Майском, помогал им настраивать аппаратуру. И вот один знакомый музыкант предложил присоединиться к их артели, которая работала в столярном цехе в Лесхозе. Артель подобралась своеобразная: два музыканта, два художника, один умелый вчерашний выпускник школы и Андрей Евдокимов. Поначалу делали стульчики, табуретки для детских садов. Но даже в это, нехитрое, казалось бы, дело пришлось вникать заново. А потом дело пошло. Пригодились таланты художников - красиво оформили контору в Лесхозе. Стали получать подобные заказы. Изготавливали даже деревянные пасхальные яйца для продажи в Краснодаре. А затем начали осваивать проволочную резьбу нихромом по дереву. Делали резные стулья, зеркала, шкатулки. Когда немцы, жившие в Майском районе, стали уезжать на историческую родину, начали скупать такие поделки - говорили, что в Германии такая ручная работа очень ценится. А сам Андрей Евдокимов родной Майский тоже покинул. Но не в дальнее зарубежье отправился, а в столицу республики - Нальчик. Потому что женился на нальчанке - Ольге Тхамоковой, преподавателе музыки по классу фортепиано. Так в 1994-м году начался нальчикский период мастера.
Настоящее дело мастера любит
В Нальчике всё пришлось начинать заново. И до создания уникальных деревянных часов ещё было далеко. И стал Андрей Евдокимов просматривать объявления в газетах. Как-то наткнулся на объявление, что один мастер ищет помощников в работе с «флорентийской мозаикой». Как поясняет Андрей Григорьевич, это когда, например, к мраморной столешнице всё остальное делается из резного дерева. Начал работать с мастером Асланом. Приобрёл, наконец, свой собственный первый столярный станочек. Затем ненадолго вспомнил свою первую специальность, поступив на станцию защиты растений в Нальчике, наладил там пришедшее в негодность специальное электрооборудование. Но когда наладил, оказалось, что больше там по такому профилю ему заняться нечем. И заскучал Евдокимов без серьёзной работы, не привык он долго без дела сидеть - уволился. Работал потом в «Ростурпроминдустрии», там занялся с коллегами по работе изготовлением резных лестниц. А если точнее, то изготовлением поручней из гнутого дерева на готовую ковку. Для большинства из нас, дилетантов, это мало о чём, наверное, говорит. А это, между прочим, очень тонкая и точная работа, которая только мастера боится, а вернее любит. Ведь такие поручни делаются из десятков склеенных реек, точно подогнанных друг к другу, тогда только и нужной гибкости, и в то же время необходимой прочности можно добиться. Наверное, это можно сравнить с тем, как мастера дамасской стали изготавливали клинки, делая сплав из многих стальных полосок, проковывая каждую из них. И сделать это всё нужно художественно, со вкусом. Андрей Евдокимов показал мне, например, в своей мастерской поручень, который состоит из 280 подогнанных, проклеенных реек. Собственно говоря, такую работу Андрей Григорьевич и считает сейчас своей основной. И слывёт в ней мастером, известным в республике.
Кода Андрей Евдокимов начал работать в «Ростурпроминдустрии», там и познакомился с Асланом Урусовым, ныне директором Центра «Народные промыслы» в Нальчике. Самого Аслана Урусова Андрей Евдокимов считает очень хорошим мастером, который из дерева может сделать всё, что угодно. Когда появилась задумка организации выставки изделий мастеров народных ремёсел в Национальном музее, Аслан Урусов пригласил принять в ней участие и Андрея Евдокимова, которого знал, как замечательного столяра. Тем не менее, Андрей Евдокимов в ответ всё равно удивил. Он предложил для экспозиции деревянные часы своего изготовления.
Интернет порой тоже бывает полезен
Как это часто бывает в жизни, к новому виду творчества подтолкнул случай. Андрей Евдокимов посещает в Интернете специализированные сайты, где на форумах общаются между собой столярных дел мастера. Бывает и так, что общение не всегда бывает благожелательным. Андрей Григорьевич с улыбкой утверждает, что находятся люди, которые настоящих мастеров на таких форумах порой стараются принизить. Вот и у Евдокимова нашёлся один оппонент, который посчитал, что нальчанин слишком себя «высоко ставит». И в пример выложил на форуме снимок деревянных часов, которые изготовил один мастер из Белоруссии. Написал, что «вот это, мол, вещь - если ты на такое способен, тогда да, вопросов нет!». И не то, чтобы он сильно задел за живое Андрея Евдокимова. И не то, чтобы наш мастер решил кому-то что-то доказать. Просто сама идея изготовить настоящие деревянные часы очень увлекла Андрея Григорьевича. «А, дай-ка, попробую!», - сказал сам себе Евдокимов. В свободное от основной работы время Евдокимов теперь стал пропадать в своей мастерской, занимаясь созданием своих первых деревянных часов. И помогал ему в этом надёжный помощник, напарник Ярослав Тимонов, который горячо поддержал эту идею. Андрей Евдокимов говорит про своего напарника, что он отличный специалист, в своё время серьёзно занимался авиамоделизмом - а там очень тонкая работа по дереву требуется. Уже в работе столкнулись с тем, что нужно некоторые специальные приспособления сделать. Так в мастерской появился универсальный зуборезный деревообрабатывающий станок, затем микрокалибровальный станок.
Творческих задумок у мастера много
Сейчас в своих первых деревянных часах Андрей Евдокимов замечает некоторые недостатки, говорит, что можно было сделать иначе, лучше. Но они ему очень дороги - они ведь первые. Затем были изготовлены вторые, третьи часы. Всего за полтора года Андрей Евдокимов изготовил четыре экземпляра деревянных часов - все разные, без повторов. Для работы мастер-умелец из Нальчика использует дуб, бук, берёзу, липу, дикую вишню. Более твёрдые породы на движущиеся детали. Шестерёнки Андрей вытачивает из дуба и бука. В качестве смазки применяет исключительно графит. После выставки в Нальчике одни часы были проданы в художественном салоне в Санкт-Петербурге. Сейчас в работе у Андрея Евдокимова сразу два новых проекта деревянных часов. В одном из них мастер хочет применить принципиально другой принцип механизма - так называемый кузнечиковый спуск вместо более привычного анкерного спуска. Это по его словам, даст более точный ход часам. Сейчас погрешность в ходе его деревянных часов может составлять 3-4 минуты в сутки. Кстати, как объясняет мастер, эта погрешность для деревянных часов зависит от условий их содержания - дерево, например, очень чувствительно к влажности воздуха. Сам Андрей Григорьевич говорит, что бросать своё новое увлечение никак не собирается. Ведь это очень интересное дело, в котором нет предела совершенству. В задумках сделать, например, часы с музыкой, часы с календарём. Да мало ли, что можно ещё придумать?!
Таких мастеров, которые делают деревянные часы, в мире совсем немного. Работа эта кропотливая, требующая помимо высокого мастерства, ещё и немалых затрат времени. На пространстве СНГ известен уж упомянутый мастер из Белоруссии, который поставил это дело на коммерческую основу. Часы делает хорошие, но использует в работе и металл. Есть мастер в Москве, который создаёт часы исключительно из фанеры, здесь требуется большая работа лобзиком. Есть один мастер в России, который изготавливает карманные деревянные часы. В дальнем зарубежье сейчас деревянные часы, в основном, делают американцы и канадцы. А самые знаменитые деревянные часы создал столяр из Йоркшира Джон Харрисон в XYIII веке. Это большие башенные городские часы, которым уже 250 лет, и нет им износа. Харрисон, который был и столяром, и часовщиком одновременно, создал эти деревянные часы, просто… устав ждать от отцов города обещанных денег на приобретение дорогостоящих в то время некоторых металлических деталей для механизма часов. Мастер сделал их сам из дерева, да так сделал, что два с половиной века часы идут… Между прочим, этот самый Джон Харрисон является создателем первого в мире морского хронометра, который он сделал по заказу Великобританского Адмиралтейства.
Пожелал я творческих успехов Андрею Евдокимову в его непростой работе. А также понимающих и ценящих клиентов, которые захотят приобрести такие замечательные произведения прикладного искусства. И вышел из его мастерской в хорошем настроении и с некоторой гордостью - лишний раз на своём журналистском поприще я убедился, какие интересные, удивительные, умелые люди живут всё-таки в нашем славном городе Нальчике!