Одной ротой против государства (2)

Nov 01, 2013 12:30



Яаак Мосин в советское время работал снабженцем, был четыре раза судим и отсидел в общей сложности почти 6 лет. Тем не менее, когда создали в 1992 году Куперьяновский батальон, его взяли на должность начальника тыла. 14 июня 1992 года, воспользовавшись тем, что ни командира части Йоханесса Керта, ни его заместителя не было на месте, он как старший по званию поднял батальон в ружьё, и приказал совершить бросок на Таллинн, что бы свергнуть коммунистов (правительство Тиита Вяхи) и привести к власти ПННЭ. Неподалёку от Тарту колонну перехватил Тартуский Кайтселит и объяснил солдатам, какой они фигнёй занимаются, после чего колонна развернулась обратно.
Сам Мосин потом утверждал, что это были просто внеплановые манёвры. Судить его не стали, просто выгнали из армии, и он присоединился к Егерской Роте, где правительство в изгнании щедро одарило его майорским чином и опять таки назначили зам командира по хозяйственной части.


Мосин тренирует Егерей.

Правительство Эстонии, Главный Штаб и лично министр обороны с осени 1992 года начали борьбу с так называемой раздробленностью Сил Обороны. Нужно было привести в порядок все нередко анархийно-полустихийно созданные воинские подразделения и упорядочить совсем уж махновские дружины Кайтселита.
С этой точки зрения Лянемааская Добровольная Егерская Рота, изначально не подчинявшаяся переходному правительству, представляла наибольшую головную боль.
Так как эмигрантское правительство финансирование роты прекратило, а эстонское не начало - то добывать средства на существование/пропитание приходилось самим.
Так как оружие было - то выход был простой - охрана частных предпринимателей, в том числе и от "братков" ( а ситуация с ОПГ на тот момент в Эстонии была катастрофическая) и по слухам, сами егеря не брезговали "крышеванием", активно влезая в разборки.
Тем не менее, к весне 1993 года переговоры между егерями и правительством были закончены и 4 марта 1993 года они были официально включены в состав Сил Обороны на правах отдельной учебной роты.
Так как мы живём в е-государстве, то нам вполне себе доступна стенограмма с заседания Госдумы, где министр обороны Хайнс Ребас даёт подробный отчет о ситуации с егерями: в ноябре 1992 года оплатили счета егерей на 40 000 крон, в начале года на 70 000 крон и после включения в состав Сил Обороны предоставлены счета ещё на 170 000 крон
Очень некислые на то время суммы.
В отчёте отмечен немаловажный момент - аренда помещений на Пулапяэ заканчивается летом 1993 года и Телефонная Сеть не хочет её продлевать, надо подыскать егерям другое место.
Вторым моментом катализировавшим позднее кризис - было назначение в мае 1993 года командующим Силами Обороны Эстонии бывшего полковника американской армии Александра Эйнсельна.


Ветеран Корейской и Вьетнамской войн (на фото он слева) описал своё первое впечатление от эстонской армии достаточно лаконично: " Мне показалось что я попал в дурдом."
Надо было наводить в этом дурдоме военный порядок.

спецподразделения, Эстония, политика, история

Previous post Next post
Up