Картины из собрания Одесского музея западного и восточного искусства, которые похищались (часть 1)

Sep 23, 2018 20:01



Франс Хальс - Святой Лука - около 1625

Франс Хальс (Frans Hals), (1582/1583, Антверпен - 1666, Харлем), - художник, портретист Золотого века голландской живописи, известный своей свободной манерой письма. Хальс сыграл важную роль в эволюции группового портрета XVII столетия.

"Святой Лука" - картина была похищена в 1965-ом году с выставки, проводившейся в залах Государственного музея изобразительных искусств им. Пушкина в Москве, затем возвращена в Одесский музей западного и восточного искусства.





Одесский музей западного и восточного искусства

Одесский музей западного и восточного искусства - один из крупнейших художественных музеев Украины, коллекция которого обладает рядом произведений высокой художественной и культурной ценности. В экспозиции музея представлены произведения западноевропейского искусства XV-XX веков, искусство стран востока и античное искусство. Музей расположен в бывшем дворце графа Александра Михайловича Абазы по адресу: ул. Пушкинская, 9.

Музей был основан в 1924-ом году на базе коллекций Государственного художественного музея, Одесского музея красных искусств, кабинета истории искусств Новороссийского университета и частных собраний. Восточный отдел музея был открыт в 1951-ом году.
Коллекция пополнялась ценными экспонатами за счёт поступлений из Государственного Эрмитажа, ГМИИ им. Пушкина, Киевского музея западного и восточного искусства и других собраний.

Об упоминавшемся одесском Государственном художественном музее во дню сегодняшнем речь пойдёт впереди.

Среди самых ценных экспонатов Одесского музея западного и восточного искусства:

"Святой Лука" Франса Хальса;
"Святой Матфей" Франса Хальса;
"Поцелуй Иуды" Караваджо.



Франс Хальс - Святой Матфей



Караваджо - Поцелуй Иуды

Две из этих трёх картин в разное время были украдены, потом найдены и возвращены в музей.

Первая история с кражей

Изначально картина "Святой Лука" была частью цикла изображений четырёх Евангелистов. До XVIII века полотна находились на родине художника. Первое письменное упоминание о цикле картин относится к 1760-ому году. Затем они были приобретены в Голландии для Эрмитажа Екатериной Великой.

В 1771-ом году корабли, на борту которых находились картины в числе других приобретений императрицы, попали в шторм: один из них затонул, а второй, получив пробоину, с трудом добрался до Петербурга. В Эрмитаже картины попали в запасники как "не очень выдающиеся".
В 1812-ом году куратор Эрмитажа Франц Лабенский по распоряжению Александра I отобрал тридцать картин "для украшения католических храмов Таврической губернии".
30 марта 1812-го года картины были отправлены на юг Российской империи. Возможно, в середине XIX века, во время неразберихи Крымской войны, цикл картин был разделён.

В революционные годы, потрясшие Россию начала ХΧ века, след работ был утерян. Только в 1958-ом году "Святой Лука" вновь объявился. Картины Святой Лука" и "Святой Матфей" поступили в Одесский музей западного и восточного искусства из Одесской картинной галереи русского искусства, поскольку их автором до того времени считался неизвестный русский художник XIX века.
Но есть у "Святого Луки" и своя легенда. В который уже раз сталкиваюсь с тем, что за многими произведениями искусства тянется длинный шлейф легенд. Не обошла эта традиция стороной и "Святого Луку".

Легенда гласит, что картину увидел на одесском "Привозе" местный коллекционер и сообщил об этом в музей. Полотно было куплено у старушки, продававшей его, за 9 рублей, хотя та просила за него 6 рублей. No comments.))) А параллельно с этим в запасниках Одесского музея западного и восточного искусства было найдено ещё одно подобное полотно.
Хотя нет, комментарии всё же есть. В 1958-ом году 9 рублей это 90 копеек после денежной реформы 1961-го года. Тащила это значит бабка старинную картину 70 × 55 см, написанную маслом, на базар с тем, чтобы за неё попросить 6 рублей? Ну, если бы это было во время войны или в послевоенные годы, когда повсюду царила ещё разруха и люди меняли на хлеб всё, что придётся, то можно было бы понять и не такое. Но в 1958-ом году да ещё и в Одессе... И музей, заплативший за картину 9 рублей, это тоже из области фантастики. Да, легенды они разные бывают.

Две недостающие картины цикла - "Святой Марк" и "Святой Иоанн" - оказались на Западе, в частных коллекциях (последний - с 1997-го года в Музее Гетти (Калифорния, США)).

Сотрудница Эрмитажа Ирина Владимировна Линник, известная своими открытиями, осенью 1958-го года, просматривая запасные фонды Одесского Государственного Музея западного и восточного искусства, обратила внимание на две необычные картины. В углу полотен сохранились крупные красные цифры - фирменный знак старинной эрмитажной каталогизации (№ 1895 - у Луки и № 1896 - у Матфея). Уже при первом осмотре картин Ирина Владимировна убедилась, что "беспримерная по своей смелости манера живописи, широкая и энергичная могла принадлежать только самому гениальному новатору живописной техники - Франсу Хальсу". Так картина была идентифицирована как работа Хальса, известная по источникам.

Весной 1965-го года обе картины - "Святого Луку" и "Святого Матфея" - привезли из Одессы в московский Пушкинский музей на выставку шедевров искусства из украинских музеев. 9 марта был санитарный день и музей был закрыт для посетителей. Утром следующего дня была обнаружена пропажа картины. Её варварски вырезали из рамы тупым ножом, вместо того, чтобы отделить раму сначала от подрамника, а затем полотно - по внешнему периметру.

Розыск картины поручили оперативникам МУРа. Дело находилось на контроле в Прокуратуре СССР.

По иронии судьбы преступление было совершено через несколько недель после заявления тогдашнего министра культуры СССР Екатерины Фурцевой, находящейся в заграничной командировке:

"В Советском Союзе, в отличие от Запада, музеи не грабят".

Эта кража была первым крупным случаем преступления подобного рода в СССР и она едва не стоила Фурцевой министерского кресла.

Милицией отрабатывалась версия похищения на заказ, основанная на том, что собственная коллекция Пушкинского музея обладала не менее ценными картинами, но вор выбрал именно эту. Несколько месяцев дело не могло сдвинуться с мёртвой точки. Проверялись все иностранцы, которые интересовались произведениями искусства, но всё было напрасно. А ларчик просто открывался: вором оказался некий Валерий Волков двадцати семи лет, который работал в самом Пушкинском музее помощником реставратора и совершил кражу, конечно же, по заказу, но не иностранного, а московского коллекционера Валерия Алексеева, только доказать это, к сожалению, не удалось, так как почуяв опасность, заказчик отказался от своего намерения платить за украденную картину. Кроме того, коллекционер этот на поверку оказался психически больным человеком, что подтвердила экспертиза в институте Сербского.

Незадачливый вор помаялся-помаялся с картиной и решил её пристроить самостоятельно какому-нибудь богатому иностранцу. Но, поскольку в круг его общения такие не входили))), то он крутился около больших центральных магазинов и высматривал подходящую, с его точки зрения, кандидатуру. Вы не поверите, но вор сам выбрал из толпы сотрудника КГБ, который служил в советском посольстве в ФРГ и совершенно случайно оказался около магазина граммпластинок и, соответственно, в поле зрения нашего героя. Но профессионализм не пропьёшь, поэтому доблестный КГБ-ист сразу сообразил, что к чему и дело, что называется, было в шляпе.

Причина, толкнувшая Валерия Волкова на кражу, оказалась не вполне банальной. Оказалось, что Волков, мечтавший поступить в Суриковское училище, не смог этого сделать из-за прежней судимости. Волков же испытывал тягу к прекрасному до такой степени, что устроился в ГМИИ помощником реставратора. Но для этого нужно было иметь высшее образование, поэтому Волкову понадобился фальшивый диплом. Кроме того, у Волкова были долги, связанные с бурной личной жизнью. И именно в это время с ним познакомился коллекционер Валерий Алексеев и пообещал помочь с дипломом за сумму в 1000 рублей.
По словам Волкова, Алексеев тщательно подготовил его к краже: рассказал, как правильно вырезать и хранить картину, дал новую обувь, чтобы его не могли выследить собаки-ищейки. Он же и забрал у Волкова украденную картину и держал её у себя несколько месяцев, пока шёл безрезультатный поиск. Когда отдел кадров ГМИИ в ультимативной форме потребовал от Волкова диплом, тот пришёл к Алексееву за деньгами и документами, но, не получив ни того ни другого, забрал "Святого Луку". Дальнейшие нелепые шаги по продаже шедевра завершили эту историю.

Холст оказался сильно повреждённым из-за плохих условий хранения. Бесценное полотно было свернуто похитителем в трубку, отчего по всему его красочному слою пошли горизонтальные трещины. Картина почти полгода пролежала в таком виде в деревянном доме за печкой в сухости и тепле. Согласно выводу специалистов, проводивших осмотр, фактически полотно было утеряно безвозвратно.

Для спасения шедевра была проведена его реставрация, продлившаяся больше двух с половиной лет. Её провёл один из лучших реставраторов страны Степан Чураков, успешно реставрирующий полотна, принадлежащие Дрезденской картинной галерее. После реставрации картина "Святой Лука" была возращена Одесскому музею западного и восточного искусства.

По мотивам этого происшествия на киностудии "Мосфильм" был снят художественный фильм "Возвращение Святого Луки". Кроме самого похищения картины в фильме мало что осталось от действительных фактов. Но фильм получился хороший. Снимались в фильме замечательные советские актёры Владислав Дворжецкий и Всеволод Санаев.

image You can watch this video on www.livejournal.com



Возвращение Святого Луки, 1970, СССР
Режиссёр - Анатолий Бобровский
Композитор - Исаак Шварц

музейные кражи, живопись, детектив, кино, музеи мира, Франс Хальс

Previous post Next post
Up