Андрей Мадекин - Гобелен "Леда и лебедь"
Андрей Ильич Мадекин, родился в 1963-ем году в Москве, - российский художник, историк в области искусства, писатель. Член Союза художников России и Московского Союза художников (МСХ), Ассоциации художников декоративных искусств (АХДИ).
Click to view
Фрагмент из балета "Леда", поставленного Морисом Бежаром
Танцуют: Майя Плисецкая и Хорхе Донн
Статуэтка "Леда и лебедь"
Испания - Lladro - конец XX века
Л Е Д А
Евгений Баратынский (1800-1844)
В стране роскошной, благодатной,
Где Евротейский древний ток
Среди долины ароматной
Катится светел и широк,
Вдоль брега Леда молодая,
Еще не мысля, но мечтая,
Стопами тихими брела.
Уж близок полдень; небо знойно;
Кругом все пусто, все спокойно;
Река прохладна и светла;
Брега стрегут кусты густые...
Покровы пали на заветы,
И Леды прелести нагие
Прозрачной влагой приняты.
Легко возлегшая на волны,
Легко скользит по ним она;
Роскошно пенясь, перси полны
Лобзает жадная волна.
Но зашумел тростник прибрежный,
И лебедь стройный, белоснежный
Из-за него явился ей.
Сначала он, чуть зримый оком,
Блуждает в оплыве широком
Кругом возлюбленной своей;
В пучине часто исчезает,
Но, сокрываяся от глаз,
Из вод глубоких выплывает
Все ближе к милой каждый раз.
И вот плывет он рядом с нею.
Ей смелость лебедя мила,
Рукою нежною своею
Его осанистую шею
Младая дева обняла;
Он жмется к деве, он украдкой
Ей перси нежные клюет;
Он в песне радостной и сладкой
Как бы красы ее поет,
Как бы поет живую негу!
Меж тем влечет ее ко брегу.
Выходит на берег она;
Устав, в тени густого древа,
На мураву ложится дева,
На длань главою склонена.
Меж тем не дремлет лебедь страстный
Он на коленях у прекрасной
Нашел убежище свое;
Он сладкозвучно воздыхает,
Он влажным клевом вопрошает
Уста невинные ее...
В изнемогающую деву
Огонь желания проник:
Уста раскрылись; томно клеву
Уже ответствует язык;
Уж на глаза с живым томленьем
Набросив пышные власы,
Она нечаянным движеньем
Раскрыла все свои красы...
Приют свой прежний покидает
Тогда нескромный лебедь мой;
Он томно шею обвивает
Вкруг шеи девы молодой;
Его напрасно отклоняет
Она дрожащею рукой:
Он завладел -
Затрепетал крылами он, -
И вырывается у Леды
И детства крик и неги стон.
1824
Мы уже заметили, что тема Леды и её соития с могучей водоплавающей птицей была популярна не только в изобразительном искусстве, но и в поэзии. Так совсем юный Пушкин, пятнадцати лет от роду, подробно описал всё
случившееся. Сие наталкивает на мысль, что в России сексуальное воспитание дворянских недорослей уже тогда полностью соответствовало современным европейским образовательным стандартам. Посему уже ничуть не удивляет поэтический изыск совершеннолетнего Евгения Баратынского.
Английский вариант истории в изложении Уильяма Батлера Йейтса мы тоже читали, а вот у одного французского охальника - поэта Пьера де Ронсара (1524-1585), есть сонет, посвящённый Ледо-лебединым отношениям, такого порнографического содержания, что даже перевод этого сонета в интернете найти невозможно.
Ещё эта высокодуховная древнегреческая история подарила нам крылатое выражение "яйца Леды" как символ начала чего-либо, его первопричины. Римский поэт Гораций (65 до н. э. - 8 до н. э.) хвалил Гомера (VIII век до н. э.) за то, что он свой рассказ о Троянской войне начинает не с яиц Леды, а сразу вводит слушателя in medias res - в суть дела.
Пушкин же в письме от 24 сентября 1820-го года к своему брату Льву писал: "Милый брат, я виноват перед твоею дружбою, постараюсь загладить вину мою длинным письмом и подробными рассказами. Начинаю с яиц Леды..."
Л Е Д А и Л Е Б Е Д Ь - Ж И В О П И С Ь
Л е д а Г ю с т а в а М о р о
Сюжет о Леде и лебеде, как и другие мифологические сюжеты, был популярен у художников. Но некоторые из них обращались к этому сюжету неоднократно. Среди таких художников был и Гюстав Моро.
Гюстав Моро (Gustave Moreau), (1826, Париж - 1898, Париж), - французский художник, представитель символизма.
После Гюстава Моро осталось много картин и эскизов к ним на сюжет о нашей Леде. Здесь я привожу только часть из них. Моро вообще любил помногу раз писать картины на один и тот же сюжет. Что подвигало его на это? Вряд ли то же, что и нашего известного художника Саврасова (1830-1897), писавшего очередных "Грачей", когда очень нужно было выпить. Моро, в отличие от многих художников, был, можно сказать, баловнем судьбы. Он родился в семье главного архитектора Парижа и его путь в искусство был предопределён, что, к счастью, совпадало и с его собственным желанием. Гюстав Моро никогда не нуждался в деньгах, поэтому мог писать, что захочет. Он был нелюдим и очень неохотно расставался со своими картинами.
"Я так люблю мое искусство, - писал он, - что почувствую себя счастливым, только если буду писать для самого себя."
Вот для себя он и написал своих мифологических персонажей - всех этих Лед, Саломей и прочих, лицом и статью похожих одна на другую, как спички в коробке.
Гюстав Моро и его Леды с лебедями
Статуэтка в стиле арт-деко "Леда и лебедь"
Германия - Schwarza Saalbahn E.& A. Müller - (начало XX века)
С а л ь в а д о р Д а л и и его Л е д а
У
Сальвадора Дали тоже есть несколько работ на тему о Леде и лебеде, но в отличие от Гюстава Моро, его картинные образы Леды не только разнятся между собой внешне, но и, если можно так выразиться, философия у этих картин разная.
Дали начал работу над своей первой Ледой в 1945-ом году, вскоре после атомной бомбардировки Хиросимы. В то время, когда Дали писал Леду Атомика (Атомную Леду), он был увлечён научными открытиями в области строения атома и в некоторых картинах синтезировал какой-то элемент из отдельных шаровидных корпускул, связанных внутренним притяжением, подобно тому, как частицы, составляющие атом, притягиваются его ядром.
На заднем плане картины изображены скалы Cap Norfeu (дикий скалистый берег Коста-Брава в Каталонии (Испания), между землями Росас и Кадакес, что позволяет определить местоположение сюжета.
В феврале 1948-го года барселонский журналист Карлос Сентис, встречавшийся с Дали в Нью-Йорке, объявил о скором возвращении Дали в Испанию. Сентис сообщал, что Дали, не написавший ни одного американского пейзажа за восемь лет пребывания в Соединенных Штатах, только что закончил картину с видом на Коста Брава. Он безумно скучает по дому и мечтает поговорить с рыбаками Порт-Льигата, увидеть, как они развешивают на берегу свои сети. Он больше не может ждать. Эти заявления Сентиса косвенно подтверждают, что на заднем плане картины изображен именно берег Коста-Брава.
Сальвадор Дали - Леда Атомика (1949)
"Леда Атомика", законченная в 1949-ом году, "вознесла Гала" на уровень "богини моей метафизики", говорил позже Сальвадор Дали.
Сальвадор Дали - Обнажённый Дали, созерцающий пять упорядоченных тел, распадающихся на крпускулы, из которых неожиданно сотворяется Леда Леонардо, оплодотворённая лицом Гала (1950)
Правый верхний угол полотна занимает некое подобие замка, детали которого парят в воздухе, не соприкасаясь друг с другом. Чуть ниже изображена трёхмерная конструкция из разноцветных шаров. В центре её из отдельных мелких элементов складывается смутный образ. При желании в нём можно увидеть очертания картины "Леда и лебедь" Леонардо да Винчи (ныне сохранившейся лишь в копиях) и контуры лица Гала.
Дали - мастер двойных и тройных иллюзий, когда один образ скрывается в другом. Изображения как бы спрятаны, но стоит зрителю сменить угол зрения или отойти на несколько шагов, они проявляются. Сам Дали называл такой метод параноидально-критическим. Сейчас же это направление в живописи называют метаморфическим стилем.
Сальвадор Дали - Леда и лебедь (1961)
Майкл Паркес - скульптура "Леда с лебедем"
Майкл Паркес (Michael Parkes), родился в 1944-ом году в городке Сикестоне, штат Миссури, США, - американский художник и скульптор, живущий в Испании, наиболее известный своими работами в жанре магического реализма и в стиле фентези. Специализируется на живописи, литографии и скульптуре.
Художественные Ледо-лебединые фантазии
Андреа дель Сарто - Леда и лебедь
Андреа дель Сарто (Andrea del Sarto), настоящее имя Андреа д’Аньоло ди Франческо ди Лука ди Паоло дель Мильоре Ваннукки (Andrea d'Agnolo di Francesco di Luca di Paolo del Migliore Vannucchi), (1486/87, Флоренция - 1531, Флоренция), - итальянский живописец флорентийской школы.
Винсент Селлаер - Леда и лебедь
Винсент Селлаер (Vincent Sellaer), (1490-1564), - фламандский художник эпохи Возрождения, известный своими картинами на мифологические и религиозные сюжеты. Его работы отличаются монументальностью формы и смешением итальянского и северного стилей.
Понтормо - Леда и лебедь
Понтормо (Pontormo), настоящее имя Якопо Каруччи (Jacopo Carucci), (1494, Понтормо, ныне пригород Эмполи - 1557, Флоренция), - итальянский живописец, представитель флорентийской школы, один из основоположников маньеризма.
Тинторетто Якопо Робусти - Леда и лебедь (1570)
Якопо Робусти, более известный как Тинторетто (Jacopo Robusti, Jacopo Comin, Tintoretto), (1518/1519, Венеция -1594, Венеция), - живописец венецианской школы позднего Ренессанса.
Глядя на кртину, нельзя упрекнуть Тинторетто в отсутствии чувства юмора - так и слышится диалог:
Служанка.
- Хозяйка, я к обеду птицу собираю.
Леда.
- Нет, этот лебедь мой - его я не отдам!
Лука Камбьязо - Леда и лебедь
Лука Камбьязо, а также Камбьязи или Канджаджо (Luca Cambiaso), (1527, Монелья, провинция Генуя - 1585, Эскориал, Испания), - итальянский художник-маньерист.
О, а это безобразие мы уже где-то видели... Как же, как же, -
Леда Джованни Антонио Фальдони и
Леда Рудольфа Тегнера и, конечно же
античная камея, ставшая прообразом всех этих произведений.
Паоло Веронезе - Леда и лебедь
Паоло Калиари известный как Паоло Веронезе (Paolo Veronese), (1528, Верона - 1588, Венеция), - один из виднейших живописцев венецианской школы.
Теодор Жерико - Леда и лебедь
Жан Луи Андре Теодор Жерико (Jean-Louis-André-Théodore Géricault), (1791, Руан - 1824, Париж), - французский живописец, крупнейший представитель европейской живописи эпохи романтизма.
Статуэтка "Леда и лебедь"
ГДР - Мейсен - (вторая половина XIX века)
Поль Сезанн - Леда и лебедь
Поль Сезанн (Paul Cézanne), (1839, Экс-ан-Прованс - 1906,Экс-ан-Прованс ), - французский художник-живописец, яркий представитель постимпрессионизма.
Густав Климт - Леда
Густав Климт (Gustav Klimt), (1862, Баумгартен, Австрийская империя - 1918, Вена, Австро-Венгрия), - широко известный австрийский художник, основоположник модерна в австрийской живописи. Главным предметом его живописи было женское тело, и большинство его работ отличает откровенный эротизм.
Паул Матиас Падуа - Леда и лебедь
Паул Матиас Падуа (Paul Mathias Padua), (1903, Зальцбург - 1981, Роттах-Эгерне), - немецкий художник. Он был приверженцем традиции реалиста Вильгельма Лейбля (1844-1900), которого высоко ценил Адольф Гитлер. Паул Матиас Падуа был чрезвычайно успешен как художник в период национал-социализма.
Ивана Барази - Леда и лебедь
Ивана Барази (Ivana Barazi), родилась в 1943/1944 ом году, - чешская художница.
Иоанна Хробак - Леда и лебедь
Иоанна Хробак (Joanna Chrobak), родилась в 1968-ом году в Познани, - польская художница фигуративистка.
Ким Нельсон - Леда и лебедь
Ким Нельон (Kim Nelson) - современный австралийский художник. Живёт на южном побережье Нового южного Уэлльса. Работы Нельсона сказочные и мистические.
Габриэль Грэн - Леда и лебедь
Олег Закоморный - скульптура "Леда и лебедь" (1994)
Закоморный Олег Георгиевич, родился в 1968-ом году в Новосибирске, - российский художник, заслуженный художник Российской Федерации, член-корреспондент Российской Академии Художеств, член Московского Союза художников, Творческого Союза художников России, Международного Художественного фонда.
Иоганн Хофманн - Леда и лебедь
Иоганн Майкл Фердинанд Генрих Хофманн (Johann Michael Ferdinand Heinrich Hofmann), (1824, Дармштадт - 1911, Дрезден), - немецкий художник. Известен своими многочисленными картинами, изображающими жизнь Иисуса Христа.
Л Е Д А
Дмитрий Мережковский (1865-1941)
"Я - Леда, я - белая Леда, я - мать красоты.
Я сонные воды люблю и ночные цветы.
Каждый вечер, жена соблазненная,
Я ложусь у пруда, там, где пахнет водой, -
В душной тьме грозовой,
Вся преступная, вся обнаженная, -
Там, где сырость, и нега, и зной,
Там, где пахнет водой и купавами,
Влажными, бледными травами
И таинственным илом в пруду -
Там я жду.
Вся преступная, вся обнаженная,
Изнеможенная,
И горю, и томлюсь.
В душной тьме грозовой,
Там, где пахнет водой,
Жду - и в страстном бессилии,
Я бледнее, прозрачнее сломанной лилии.
Там я жду, а в пруду только звезды блестят,
И в тиши камыши шелестят, шелестят".
II
"Вот и крик, и шум пронзительный,
Словно плеск могучих рук:
Это - Лебедь ослепительный,
Белый Лебедь - мой супруг!
С грозной нежностью змеиною,
Он, обвив меня, ласкал
Тонкой шеей лебединою, -
Влажных губ моих искал...
Крылья воду бьют,
Грозен темный пруд, -
На спине его щетиною
Перья бледные встают, -
Так он горд своей победою.
Где я, что со мной - не ведаю:
Это - смерть, но не боюсь,
Вся бледнея,
Страстно млея,
Как в ночной грозе лилея,
Ласкам бога предаюсь.
Где я, что со мной, - не ведаю".
Все покрыто тьмой,
Только над водой -
Белый Лебедь с белою Ледою.
1895
Генрих Лоссов - Леда и лебедь
Генрих Лоссов (Heinrich Lossow), (1843 года, Мюнхене, Королевство Бавария - 1897, Шлейсхайме, Австрия-Венгрия), - немецкий жанровый художник и иллюстратор. В качестве хобби занимался изображением порнографических сюжетов.
Вооот откуда берут своё начало немецкие фильмы для взрослых! Просто герои фильмов - все эти электрики и сантехники, заменили Лединых лебедей.)))
III
И вот рождается Елена
С невинной прелестью лица,
Но вся - коварство, вся - измена,
Белее, чем морская пена, -
Из лебединого яйца.
И слышен вопль Гекубы в Трое
И Андромахи вечный стон,
Сразились боги и герои,
И пал священный Илион.
А ты, Елена, клятвы мира
И долг нарушив, - ты чиста.
Тебя прославит песнь Омира,
Затем, что вся надежда мира
Дочь белой Леды - Красота.
Фотодокументы древнегреческой эпохи
Сцена из шоу Флоренза Зигфелда "Леда и лебедь" на Бродвее в конце 20-х - начале 30-х годов
Флоренз Зигфелд или Фло Зигфелд (Florenz Ziegfeld), (1869, Чикаго - 1932, Голливуд), - американский бродвейский импресарио, наиболее известный по своей серии театральных шоу "Безумства Зигфелда" (1907-1931).
Антонин Тесар - Леда и лебедь
Антонин Тесар (Antonín Tesař), родился в 1963-ем году в Кро́мержиже, - чешский фотограф. В своей работе он фокусируется в основном на портретной фотографии, маргинальной и на натюрмортах. Его работы вдохновлены мифологическими и религиозными темами старых мастеров.
Вообще-то, как на меня, это смахивает на рекламу какой-то адской депиляции интимных зон.)))
Дэррик Сантини - Леда и лебедь (фотография)
Дэррик Сантини (Derrick Santini), родился в 1965-ом году в Великобритании, - английский фотограф. Работает в жанрах портретной, рекламной, репортажной и фэшн фотографии. Живет между Лондоном и Нью-Йорком.
Н А С Т О Я Щ А Я И С Т О Р И Я Л Е Д Ы и Л Е Б Е Д Я
Как уже говорилось в первой части нашей поучительной истории, сексуальное влечение к птицам и ко всему, что с ними связано называется авизофилией. Авизофилия есть одна из разновидностей зоофилии - сексуального влечение к животным. Существует весьма своеобразный способ удовлетворения страсти для мужчины - изнасиловать птицу и в момент оргазма сломать ей шею, из-за чего её сфинктер сжимается в спазмах и доставляет большое удовольствие авизофилу.
Древние китайцы для этих целей использовали гусей. Парижские бордели XIX века нередко предлагали своим клиентам индеек. Убивать ни в чем не повинных живых существ для удовлетворения своей похоти, безусловно, жестоко, но, к счастью, в настоящее время эта парафилия встречается крайне редко.
Примечание. Парафилия в переводе с древнегреческого "любовь за пределами" - сексуальное отклонение.
Но случаются авизофилы, которые испытывают к птицам самые, если так можно выразиться, светлые чувства. Правда, это по большей части женщины. Так одна пациентка психиатрической клиники двадцати одного года от роду из Сиднея с самого детства разводила птиц. Она говорит: "Когда я занимаюсь сексом, я часто воображаю себя птицей. Иногда в моем воображении птицей становится мой любовник, а я сама остаюсь человеком. В моих фантазиях мы оба порой бываем наполовину людьми и наполовину птицами. Мне иногда так хочется стать птицей! Птицы - это очень важная составляющая моей эротической жизни".
Стейнар Кристенсен - Леда и лебедь - 2011
Стейнар Хага Кристенсен (Steinar Haga Christensen), родился в 1980-ом году в Осло, - норвежский художник.
Глядя на эту картину, понимаешь, что недавно здесь случилась рвущая душу трагедия: некто скрутил шею несчастной длинношеей птице! Кто это был - жуткий авизофил или дама, на которую напал древнегреческий бог, обернувшийся лебедем? Название картины, предметы дамского туалета и дамская бижутерия, присутствующие в картине, свидетельствуют в пользу второй версии. Хотя, глядя на контрабас на заднем плане, мне на ум приходят "консерваторочки" из фильма, ставшего классикой Голливуда, - "В джазе только девушки". Эти могли свернуть шею кому угодно. Но в картине есть подсказка: на заднем же плане рядом с контрабасом висит небольшой образок. Значит обитательница этой комнаты, артистка-контрабасистка, верующая христианка и убийство лебедя явилось закономерным завершением попытки языческого бога в образе лебедя принудить музыкантшу к нетрадиционным сексуальным отношениям.
А может, в этой комнате обитает просто бабёнка, страдающая авизофилией и одновременно свихнувшаяся на религиозной почве, потому и обычный ни в чём неповинный ручной лебедь, попавшийся ей под горячую руку после бурного корпоративчика, показался Зевсом-соблазнителем, за что был притащен в комнату, где впоследствии и нашёл свою смерть.
Но, чтобы развеять чёрные тучи над этой историей и закончить её на мажорной ноте, посмотрим на иллюстрацию, приведенную ниже. Вот она настоящая история современной Леды и её Зевса-лебедя!
Руди Херцльмайер - Настоящая история Леды и лебедя (2008)
Руди Херцльмайер (Rudi Hurzlmeier), родился в 1952-ом году в Маллерсдорфе, Нижняя Бавария, - немецкий карикатурист, художник и автор.
ПЕРВАЯ ЧАСТЬ СЮЖЕТА ВТОРАЯ ЧАСТЬ СЮЖЕТА Статуэтка "Леда и лебедь"
СССР - Дулёво - 1960-е годы
Автор - Аста Давыдовна Бржезицкая
Коль лебеди уже на юге,
А на озёрах царит штиль,
Навстречу бурным приключеньям
Умчит тебя Ледомобиль!