Часть 1 Часть 2 Часть 3 Если вам вдруг захочется разыграть гостя нашего города, то нет ничего проще. Берите его и ведите в центр, на набережную Кальмиуса. Пусть товарищ вдосталь налюбуется широтой его неспешных вод, а затем, пока он еще не остыл от впечатлений, покажите ему с моста по проспекту Павших коммунаров узкий мутный поток, поросший камышом. Встаньте в театральную позу и с гордостью заявите, что вот перед ним Кальмиус в естественном своем виде.
Впрочем, насколько этот вид ЕСТЕСТВЕННЫЙ надо еще разобраться. Ведь за недолгую историю города Донецка, река, рассекающая его с севера на юг, претерпела далеко не одно изменение.
Предания старины глубокой.
Донецк расположен в верховьях реки Кальмиус. От его истоков до центра города около 10 км, но при этом ходят упорные слухи, что казачьи чайки умудрялись подниматься аж до селения Александровка, располагавшегося в пределах современной Путиловки. Спорить не будем - в истории Донецка возможно все, но в средине 19 века судоходность Кальмиуса оценивалась весьма посредственно.
Вот что сообщает «Военно-стратегическое обозрение Российской Империи - СПб.: Генштаб, 1850.- Т.ХІ.- Ч.4. Екатеринославская губерния»: « Кальмиус судоходен только при устье своем, а при половодье на 6 верст выше».
Там же присутствует и общее описание реки: «Течение Кальмиуса довольно быстро, извилисто; глубина до селения Сартаны не более 2-х сажень, ниже этого селения глубина реки с приближением к устью, постепенно увеличивается и доходит до 4 сажень, ширина от 10 до 50 сажень; грунт дна большею частию гравелистый или песчаный. Река эта протекает в возвышенных и каменистых берегах, из коих правый крут и более обрывист…левый менее возвышен, но так же крут и местами обрывист».
Но, как говориться, лучше один раз увидеть… Давайте посмотрим на трехверстовую карту Шуберта, запечатлевшую наши окрестности еще до появлении в этих местах господина Юза. Топографическая съемка датируется 1860-65 годами. Для удобства ориентирования на карту Шуберта были нанесены оси современных проспектов Мира и Дзержинского, а так же сам металлургический завод.
Итак. Первое, что бросается в глаза - совсем не в Дикое поле приехал английский заводчик. С севера на юг по современной территории Донецка раскинулись многочисленные поселки вдоль Кальмиуса. От Александровки (район Путиловки) до Григорьевки (район Боссэ).
Во-вторых, на всем протяжении в чертах Донецка, Кальмиус имел сильноизвилистое русло, изрезанное многочисленными балками, и возвышенный западный берег.
В-третьих, уже тогда люди начали изменять реку в своих нуждах. Например, мы можем наблюдать по карте ряд прудов устроенных на Кальмиусе: у впадения балки Греково (сейчас тут
террикон шахты Засядько ); южнее впадения балки Долгая (
современный район поселка Ивановка ); два прудика находились севернее поселка Алексеевка (Семеновка) (на месте современного водохранилища севернее проспекта Мира).
Юзовские времена.
Металлургическое производство связано с потреблением большого количества воды. На получение 1 тонны стали расходуется 230-250 кубометров воды, а во времена основания металлургического завода Новроссийского общества этот показатель был еще выше, из-за использования парового оборудования. Поэтому неудивительно, что с закладкой первой домны, Джон Юз начал строительство дамбы, для перекрытия Кальмиуса.
Да, именно на Кальмиусе был создан самый первый пуд, а вовсе не там где мы привыкли его видеть у парка имени Щербакова. Мы так свыклись с этим фактом, что совершенно упускаем из вида тот момент, что до создания Первого пруда в 1891 году, завод почти двадцать лет работал из какого-то другого источника.
А находился он непосредственно у самого завода, там где Кальмиус примыкал к коксовым батареям, и представлял собою длинный неширокий водоем по излучине реки. В современном понимании - это местность южнее Мотодрома с сильным загибом в сторону террикона шахты Центрально-Заводская. Остатки этого «Самого Первого Пруда»
еще можно наблюдать в виде отстойников на территории Донецкого коксохимзавода.
Т.н. "Самый первый пруд" у террикона шахты Центрально-Заводская. Дата съемки приблизительно 1908 год.
По воспоминаниям современников, Самый Первый пруд имел склонность пересыхать в жаркие годы, и по мере роста завода, перестал удовлетворять его потребность в воде, что и привело к созданию каскада прудов по балке Скоморошине, известных теперь, как Первый, Второй и Третий пруды.
Однако, если мы посмотрим на карту Юзовки начала 20-го века, то обнаружим на Кальмиусе не один, а целых три водоема. Один находился южнее впадения в реку балки Скоморошины, а другой протянулся от современного проспекта Павших коммунаров до проспекта Маяковского. Назначение и время их создания на данный момент не известно. Об этом можно только догадываться на основе косвенных фактов.
План завода Новросийского общества и прилегающего поселка, по состоянию на 1913 года. Карта из Краеведческого музея
Так, «Южный пруд» у слияния Скоморошины и Кальмиуса, скорее всего, создавался с чисто декоративной функцией, т.к. находился в непосредственной близости от дома Юза-Свицина, и к его берегу примыкал большой сад, доставшийся Новороссийскому обществу в наследие от деревни Масловка. Если это предположение верно, то время создания пруда можно связать со строительством дома, который был окончен в 1890-м году.
Т.н. "Южный пруд" с видом на дом Юза-Свицина. Фото датируется 1908 годом.
Сложнее дело обстоит с «Северным прудом», на месте современного водохранилища. Оно появляется только на картах Юзовки позднего периода, на чертежах, относящихся к 90-м годам 19 века, его нет. Так же мы можем опереться на анонимный английский альбом, приблизительно датирующийся 1908 годом. На его страницах можно наблюдать два уже описанных пруда -«Самый Первый» и «Южный», а также некий зарождающийся водоем, но утверждать, что перед нами «Северный пуд» мы не можем. Так или иначе, но к 1927 году «Северный пруд» достиг таких размеров, что нашел отражение даже на весьма условных картах.
Предположительно "Северный пруд". Фото датируется приблизительно 1908 годом.
Продолжение следует
Водоемы Кальмиуса юзовской эпохи, наложенные на карту современного Донецка