Джордж Вашингтон Де Лонг - полярный путешественник.

Oct 24, 2014 12:49

Экспедиция Лена-Таймыр 2014.

Наша экспедиция достигла некоего нового рубежа, мы прошли Лену и теперь стоим на пороге Арктики. На пороге Земли, многократно становившейся вызовом человеческому духу. История хранит несчётное количество трагических и славных страниц освоения Арктики. А многие страницы этой истории безвозвратно утеряны. Возможно какие-то ещё откроются исследователям, но многое уже никогда. Невозможно объяснить этот феномен, но действительно эта суровая и совершенно неприемлемая для человеческого бытия земля, обладает таким мощным притяжением, которое всегда будет звать к себе людей. Нет, конечно, это не для всех, но люди такие всегда были и, надеюсь, будут. Ведь именно там, за гранью, человек обретает нечто, что движет его вперёд. И даже если это была трагическая история, эта история послужит каким-то импульсом для всего человечества, который кому-то ещё не даст погрузиться в пучину обыденности и заставит оторваться от горизонтали и что-то ещё совершить.

Наш дальнейший путь будет проходить по очень длинной Оленёкской протоке, самой западной в дельте Лены, к морю Лаптевых. Но сегодня мы хотим немного отклониться от маршрута и отдать дань памяти американскому полярному путешественнику Де Лонгу, а также части его команды, нашедших последнее пристанище в своём жизненном пути здесь, в дельте Лены. Его могила находится на возвышенном островке, который теперь называют Америка-Хая, на берегу протоки Большая Туматская. Это всего в 15-20 километрах от острова Столб.





Отставной лейтенант флота Соединенных Штатов Джордж Вашингтон Де-Лонг родился в Нью-Йорке 22 августа 1844 года, принимал участие в Гражданской войне Северных и Южных штатов, зарекомендовал себя как прекрасный морской офицер.

Вот ведь, удивительные всё же были времена, тогда медийные магнаты вполне могли и хотели финансировать целые полярные экспедиции. Сейчас бы такие возможности, но теперь, к сожалению, тренд на дешёвые скандальные истории. Однако в те времена считалось разумным для привлечения внимания к изданию финансировать подобные проекты. Ведь именно Джеймс Гордон Беннет, издатель американской газеты "Нью-Йорк геральд" организовал и снарядил полярную экспедицию на яхте "Жаннетта", капитаном которой и был назначен Де Лонг. Целью экспедиции было достижение Северного полюса, а также отыскание экспедиции Норденшельда, вышедшего летом 1878 на «Веге» в плавание северо-восточным проходом.

Экспедиция на судне "Жаннетта" началась в 1879-м году. От Сан-Франциско команда Де-Лонга перешла через Берингов пролив в Чукотское море, к Колючинской губе, где узнали о благополучном выходе «Веги» в Берингово море. Тогда взяли курс на север, намереваясь достичь полюса. При выходе в Ледовитый океан на «Жаннетте» было 33 человека экипажа. Уже через два месяца после отплытия, 6 сентября 1879 года, «Жаннетга» вмерзла во льды близ острова Геральд и дрейфовала во льдах двадцать один месяц! Большую часть времени судно оставалось на боку, тем не менее ежедневно производились всевозможные научные наблюдения. 17 мая 1881 года экипаж увидел землю. То был небольшой островок, названный островом Жаннетты. 24 мая экипаж увидел другой остров, куда отряд из 5 человек высадился 3 июня, после многодневного перехода по сплошному льду. Остров назвали Генриэтта. Эти острова северо-восточной части Новосибирского архипелага позднее названы островами Де-Лонга.

После того, как не приспособленная для плавания во льдах «Жаннетта» в течение почти двух лет носилась по океану, затертая льдами, 12 июня 1881 года вследствие сильного напора сплошного льда она пошла ко дну и скрылась под водой утром 13 июня на 77° северной широты и 155° восточной долготы. Экипаж, спасшийся на льду с лодками, санями и припасами, двинулся по льду на юг и до 12 сентября не разделялся на группы. В этот день после долгих блужданий они достигли Семеновского острова, а затем снова двинулись в путь по направлению к устью Лены.

Для переезда через эту часть моря, совершенно свободную ото льда, капитан Де-Лонг разместил своих людей в три лодки, из которых в первой, кроме него, находилось еще 11 матросов. Второй лодкой с лоцманом Денбаром и 6 матросами командовал лейтенант Чипп, третья лодка с 11 матросами находилась под командованием инженера Мелвилла.

Сначала все шло благополучно, но уже вечером 12 сентября поднялась страшная буря с севера и разогнала лодки в разные стороны. Мелвиллу повезло больше других. 14 сентября он достиг восточной части дельты Лены, а спустя два дня попал в один из рукавов этой реки и остановился со своими людьми в покинутой хижине. Через несколько дней эвенки обнаружили моряков и пришли им на помощь.

Через две недели Мелвилл прибыл в населенный пункт. Здесь он нашел двух посланных на разведку матросов с лодки Де-Лонга. Люди были в состоянии полного истощения. Мелвилл решил отправиться на поиски Де-Лонга. Он собрал местных жителей с санями и собаками и направился на север, вниз по Лене. После долгих и тщательных поисков он нашел многочисленные следы стоянок, ничего не узнал о самих людях, а наступление зимних метелей помешало дальнейшим поискам.

Некоторое время ничего не было известно о судьбе «Жаннетты». Два года спустя один датский профессор сообщил, что видел у берегов Гренландии обломки разбитого судна. Среди них нашли матросскую шапку, бумагу с подписью Де-Лонга и еще некоторые предметы, свидетельствовавшие о том, что обломки принадлежали погибшей "Жаннетте".

Тела погибших были найдены в марте 1882 года на одном из островов в дельте Лены, который теперь называется Америка-Хая. Рядом с телом Де-Лонга лежал дневник:

"Суббота. 1 октября 1881 г. 11 человек офицеров и экипажа с полярного судна США «Жаннетта» высадились на лед. Мы пойдем к западному берегу Лены. Провианта у нас на 2 дня, а так как до сих пор мы были достаточно счастливы, то и не заботимся о будущем.

Воскресенье. 2 октября. Карта моя решительно никуда не годится. Я должен на авось продолжать путь на юг, и предоставил Богу довести нас до какого-нибудь поселения человеческого, так как сами себе помочь мы не в состоянии… пищи хватит на 1 день.

Понедельник. 3 октября. У нас осталось лишь полуголодная собака. Да поможет нам Бог. При переправе лед подо мной треснул, и я окунулся в ледяную воду по самые плечи. На ужин ничего другого не оставалось, кроме собаки. Ели все, кроме меня и доктора. Дров мало, ночуем под открытым небом. Мы не согрелись, и высушиться нам не представляется возможным.

Среда. 5 октября. Повар готовит на завтрак чай из спитых чайных листьев… этим мы должны довольствоваться до вечера. Мы можем ждать спасения лишь от чуда - более никакого исхода я не вижу.

Четверг. Все очень слабы…

Пятница. Последняя горсточка чая опущена сегодня в котел, и теперь нам предстоит переход в 35 верст, на которые мы имеем немного спитого чая и 2 полштофа спирта.

Суббота. Завтра: 20 грамм спирта в полупинте горячей воды. Холодно. Мало дров. На ужин - 10 грамм спирта.

Воскресенье. Отслужили церковную службу, и я отсылаю двух матросов за помощью. Перешли через реку. Снова провалились под лед.

Понедельник. Последние 10 грамм спирта. Съедаем куски оленьей кожи. Истощены окончательно. На ужин лишь по ложечке глицерина.

Вторник. Буря со снегом. К дальнейшему продвижению не способны. Дичи нет. Больше нет дров.

Среда. На обед сварили две пригоршни полярной ивы в горшке воды. Навар выпили. Мы делаемся слабее и слабее.

Четверг. Чай из травы. От посланных матросов нет вестей. Нет обуви.

Воскресенье. 30 октября. 140 день экспедиции. Дальше идти нет сил".





А это уже в якутских традициях. В подобных местах обязательно нужно что-то оставить. Тут даже и ящичек специальный есть.









В ящичке лежит специальная тетрадка, где все проходящие оставляют записи. Вот и наш капитан отметился.



Вид с горы Америка-Хая.



Предыдущая часть.

Продолжение следует.

река Лена, Де Лонг, Якутия, дельта Лены

Previous post Next post
Up