В начале этой недели, народ, который имеет в Facebookе Далай-Ламу во френдах, был несколько озадачен широтой взглядов воплощения бодхисаттвы Авалокитешвары
( Read more... )
Я не сомневаюсь, что нас переживет и ваджраяна, и католицизм, и православие. Религии, в отличие от людей, умирают медленно, сотни лет на это уходит. Да, если убрать все, что противоречит физике (что и пытается сделать Далай-Лама), то ваджраяна останется. Но что тогда в ней останется, кроме обрядов, этики и психоделики ("духовности")? А для всего этого, как верно опять же заметил Далай-Лама, никакой религии не надо, все это можно прекрасно делать и в светском внерелигиозном обществе. Ну разве что останутся какие-то элеметны, которые ваджраяна все еще сохраняет от тхеравады. Но тогда это уже и не ваджраяна будет. Та же проблема и в католицизме и православии. Да, устаревшие догматы убрать можно. Но что тогда останется, кроме обрядов, этики, и, опять же, психоделики (гораздо более примитивной, чем в ваджраяне)? Ну разве что какие-то элементы, общие с протестантизмом и кое-как наследуемые от древнего христианства. Но тогда это уже не католицизм и не православие будет.
Вопрос, что такое конфессиональная идентичность, обязаны ли мы ее сильно статически понимать. У католиков, например, стал возможен Кюнг, человек совершенно не догматического мышления. И у него много сочувствующих. У православных есть Бердяев, хотя, конечно, это менее яркий пример, при всем его пафосе.
Насчет идентичности есть очень интересные мысли у лютеранина Антона Тихомирова (в кн. "Догматика без догматизма", со ссылкой на Альтхауза). Суть можно выразить так: трагедия и неудача Реформации в том, что она обросла идентичностью, успех был бы, если бы в каждой конфессии был свой внутренний протестантизм.
Отсутствие идентичности на фоне христианского культурного базиса - это тоже идентичность определенной конфессии. Унитарианства. Таким образом лютеранство (католицизм, православие), отказавшись от своей идентичности, ничем не будет отличаться от унитарианства, и, следовательно, уже не сможет именоваться лютеранством (католицизмом, православием)
Я думаю, что Далай-Лама видит свою роль как некое надконфессиональное лидерство на основе того общего, что есть во взглядах многих людей, кому не чужды понятия этики и духовности. Я не со всеми высказываниями Его Святейшества согласен, но, вообще говоря, мне радостно, что на земле есть такой общественный деятель. Что же до смерти религии, то сдаётся мне, что сам Далай-Лама верит вполне религиозно в то, чему учит его традиция буддизма.
я и сам "озадачен широтой взглядов воплощения бодхисаттвы".)) я и не думал, и, признаться, представить не могу, в силу очевидной узости своих взглядов, как "думать о духовности и нравственности вне религии в целом".
оказалось читал уже. Маркова, с Вашей подачи, скачал. Руки дойдут - почитаю. только не совсем понял, при чём тут "духовность" и "нравственность". скорее тут можно говорить о "житейском здравомыслии", "разумном подходе к реальности", не знаю... т.е. получается, Вы так рассуждаете, что "д" и "н" в их привычном (как мне кажется) понимании остаются где-то за скобками.
Comments 56
(The comment has been removed)
Да, если убрать все, что противоречит физике (что и пытается сделать Далай-Лама), то ваджраяна останется. Но что тогда в ней останется, кроме обрядов, этики и психоделики ("духовности")? А для всего этого, как верно опять же заметил Далай-Лама, никакой религии не надо, все это можно прекрасно делать и в светском внерелигиозном обществе. Ну разве что останутся какие-то элеметны, которые ваджраяна все еще сохраняет от тхеравады. Но тогда это уже и не ваджраяна будет.
Та же проблема и в католицизме и православии. Да, устаревшие догматы убрать можно. Но что тогда останется, кроме обрядов, этики, и, опять же, психоделики (гораздо более примитивной, чем в ваджраяне)? Ну разве что какие-то элементы, общие с протестантизмом и кое-как наследуемые от древнего христианства. Но тогда это уже не католицизм и не православие будет.
Reply
Reply
Reply
У католиков, например, стал возможен Кюнг, человек совершенно не догматического мышления. И у него много сочувствующих.
У православных есть Бердяев, хотя, конечно, это менее яркий пример, при всем его пафосе.
Насчет идентичности есть очень интересные мысли у лютеранина Антона Тихомирова (в кн. "Догматика без догматизма", со ссылкой на Альтхауза). Суть можно выразить так: трагедия и неудача Реформации в том, что она обросла идентичностью, успех был бы, если бы в каждой конфессии был свой внутренний протестантизм.
Reply
Reply
Reply
Я, например, встречал интерпретацию, что это смерть религии вообще
http://ru-antireligion.livejournal.com/9627284.html
http://stop-rpc.livejournal.com/521217.html
http://ypq.livejournal.com/1540147.html
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
я и не думал, и, признаться, представить не могу, в силу очевидной узости своих взглядов, как "думать о духовности и нравственности вне религии в целом".
Reply
Reply
Reply
только не совсем понял, при чём тут "духовность" и "нравственность".
скорее тут можно говорить о "житейском здравомыслии", "разумном подходе к реальности", не знаю...
т.е. получается, Вы так рассуждаете, что "д" и "н" в их привычном (как мне кажется) понимании остаются где-то за скобками.
Reply
Leave a comment