Иерархия и война

Sep 29, 2014 20:44


Попалась забавная цепочка заметок, интересно взаимодополняющих друг друга.




Почему шимпанзе убивают друг друга

Давно известно, что дикие шимпанзе время от времени устраивают жестокие драки, иногда заканчивающиеся смертью одного из участников. Известны настоящие войны между племенами шимпанзе, когда представители одного племени целенаправленно убивают представителей другого племени. Точно не известно, почему шимпанзе убивают друг друга. До последнего времени была версия, что насилие среди шимпанзе во многом объясняется влиянием человеческих наблюдателей, которые нервируют обезьян и провоцируют конкуренцию, раздавая вкусную еду. Якобы среди по-настоящему диких шимпанзе насилия меньше. Недавно 30 биологов из США, Германии, Бельгии, Японии, Великобритании, Уганды и Швейцарии провели подробнейшее исследование, в котором досконально изучили обстоятельства всех известных убийств себе подобных среди шимпанзе, и рассчитали корреляцию между уровнем насилия в племени шимпанзе и особенностями образа жизни этого племени. Оказалось, что человеческие наблюдатели ни при чем, они не оказывают на уровень насилия заметного влияния. Фактически, на уровень насилия влияет один-единственный фактор - наличие в племени большой группы молодых самцов, не имеющих доступа к самкам. Такие шимпанзе ведут себя точь-в-точь как дурно воспитанные люди, оказавшиеся в сходных обстоятельствах - сбиваются в банду, идут в чужой район и устраивают гоп-стоп, а поскольку отбирать у шимпанзе нечего, то они не грабят, а только убивают и насилуют. Если рассуждать на макроэкономическом уровне, значимых факторов два: плотность населения и соотношение численности полов.

Интересно, что в шимпанзином племени Нгого, обитающем в национальном парке Кибале в Уганде, от рук и зубов преступников в год погибает 1.4% жителей племени. Если принять среднюю продолжительность жизни шимпанзе за 50 лет, получается, что 70% жителей племени погибают насильственной смертью. Детройт и Бирюлево нервно курят в сторонке.

Вы и убили-с

На самом деле, основная причина насильственной преступности давно найдена. Я читал о ней лет десять назад, в какой-то книжке по криминологии, где исследовалось влияние на эту самую преступность примерно 20 факторов. Единственным положительно влияющим оказался вот этот самый:

Фактически, на уровень насилия влияет один-единственный фактор - наличие в племени большой группы молодых самцов, не имеющих доступа к самкам. Такие шимпанзе ведут себя точь-в-точь как плохо воспитанные люди, оказавшиеся в сходных обстоятельствах - сбиваются в банду, идут в чужой район и устраивают гоп-стоп, а поскольку отбирать у шимпанзе нечего, то они не грабят, а только убивают и насилуют.

Но разве может наша молодежь, которая столь патриотична и столь радостно смотрит в рот вождю, быть причиной преступности? Конечно нет! Виноваты либеральная интеллигенция и пиндосы.

В связи с осенним приступом ФГМ у автора заметки, наш диалог в комментах он удалил. Поэтому я приведу его здесь, себе на память и для понимания логической связи предыдущих заметок с последней.

Я:
> Фактически, на уровень насилия влияет один-единственный фактор - наличие в племени большой группы молодых самцов, не имеющих доступа к самкам.

Скорее всего, дело не в самках, а в социальных лифтах. У шимпанзе, кроме самок, нет других видимых проявлений жизненного успеха, в отличие от людей, у которых доступ к самкам не так важен, как обладание "Бентли", "Айфонами" и дачами на Рублевке. Хотя, значение самок тоже существенно... А где-то возможна замена всего этого на простые желтые штаны:)

schegloff:
Насколько я помню Дольника, социальный статус у шимпанзе (и прочих стайных животных) устанавливается и поддерживается множеством "дуэлей", в которых побеждают более "альфа-самцы". Так что свое место в иерархии каждый шимпанзе знает без всяких цацок. Другое дело, что убийство особи из соседней стаи может как-то поднимать статус в собственной, но вот этот вопрос нужно изучить отдельно.

Мне кажется, что дело в подавленной агрессии низкостатусных особей, которая выплескивается на соседей. Кстати, это не только для обезьян характерно :)

Я:
Суть в причине возникновения агрессии у низкостатусных особей. А лежит она, видимо, в недостатке доли в распределяемом ресурсе. А тут уже у нас и шимпанзе возникают различия.
Кому-то щи жидкие, а кому жемчуг мелкий...

schegloff:
По агрессии есть много литературы, начиная с Лоренца. Основная причина, в общем-то, как раз низкий социальный статус. Один из любопытных результатов - младшие начальники мрут от инфарктов в четыре раза чаще, чем старшие (Пфеффер, "ВластЬ", 2014).

Я:
Интересен механизм преобразования низкого социального статуса в агрессию. Страх потерять уже достигнутый уровень или желание достичь большего, тоже ведь мотивированы чем-то кроме тщеславия.

schegloff:
Щас увидите механизм, тролль.

Иерархия и ресурсы

Базовые определения для понимания человеческого общества дал в докладе "Завершить Возрождение" Виктор Лещиков, он же Великотворщик. Я процитирую четыре предложения.

Обезьяны - стадные, а волки - стайные.
В стаде каждый добывает себе пищу единолично, а иерархия стада определяет порядок взаимного насилия.
В стае все добывают пищу вместе, а иерархия стаи определяет порядок поощрения каждого.
Человек - это "Волк 2.0, собранный в утробе примата"

Это - ключевое: добываем вместе, а распределяем и потребляем по иерархии.

Поэтому при приеме на работу курьером 19-летнему заморышу с 55 кг живого веса предложат меньше, чем 55-летнему с 85 кг, а тому, кто смотрит в пол, предложат меньше, чем тому, кто смотрит в глаза. И это правильно.

Однако разум и воображение сыграли с нами шутку; мы способны адаптироваться к иерархиям разных типов. Например, к иерархии каст, наций, социального статуса. И эти иерархии приходится учитывать вместе и одновременно. Например, конфликт чеченского милиционера (призера республиканской олимпиады в борьбе без правил, племянника крупного руководителя) с младшим братом московского банкира (члена нескольких международных организаций, волонтера общества защиты дикой природы) может протекать весьма замысловато. При этом имеет значение, в какой стране протекает конфликт, и кто из родственников наших героев какие структуры на самом деле опекает.

Задача упрощается, если принять, что на кону ресурсы, и люди, оценивая перспективы, смотрят не только на человека, но и на какой машине он подъехал, сколько чаевых оставил, какие корочки предъявил... именно это - подлинная цель исторически зафиксированных расспросов гостя в Средней Азии:

- А далеко ли путь держите?
- А кто вас там будет встречать?
- А как самочувствие вашего папеньки?
- А как здоровье баранов вашего старшего брата?

Люди пытаются понять, с кем имеют дело.

Мир усложняется с каждым новым этапом, и правила цивилизованного поведения определенно имеют смысл:

- не посылать без нужды по матушке;
- не цепляться к национальности собеседника;
- не демонстрировать поло-возрастного превосходства;
- не козырять всем, чем ни попадя...

Предполагается, что шарик маленький и круглый, и если вы вообще встретились, вы, в общем, находитесь в одной страте, и деться вам друг от друга некуда. Но, главное, ресурсы, затраченные на разрешение конфликта радикально превосходят те ресурсы, что вы оба прямо сейчас потратите. Так было не всегда. Но в 1960-е что-то переломилось, и за минувшие 50 лет рисковать стало статистически невыгодно.

На мой взгляд, изменилось основное - распределение совокупного продукта внутри общества в соответствии с иерархией.

Я не знаю, как именно это выглядело, но ничто другое не смогло бы переломить ситуацию настолько основательно.

Предыдущий перелом сходного масштаба состоялся при отмене крепостного права. За два десятка лет по всему миру вздыбились новые, прекрасные города - с брусчаткой, стеклянными витринами и фонтанами. Излишнего труда оказалось настолько много, что именно тогда у элиты появились мечты о полетах в космос и покорении морских глубин. А причина - в изменении иерархии потребления. Сеньора в одном лице заменили прорабы, десятники, бригадиры - и все закрутилось!

А предыдущий подобный перелом произошел на излете античности, когда по всей планете вздыбились храмы. Детали того, как это случилось, можно обсуждать, но результат запечатлен в камне.

Думаю, мы на пороге сходного перелома.

Т.е. в иерархическом обществе война и преступность всегда возникают, как следствие борьбы за ресурсы, когда для кого-то оказывается невозможно получить их в необходимом количестве в рамках сложившейся иерархии законным способом. И это справедливо не только для людей.

обезьяны, иерархия, элита, наука, 2014, война

Previous post Next post
Up