Краткая ретроспектива коррупционных схем в отечественном ВПК

Jun 14, 2013 20:57

Рассуждая о "коррупции", большинство наших сограждан, плохо понимает, что это такое. Само понятие сводится для них лишь к воровству или простой взятке. Вместе с тем в мире существует немало различных коррупционных схем, некоторые из которых и по сей день являются законными (или, при желании, могут считаться таковыми). Так же, существенно различаются они между собой и по вредоносности. Традиционно, в исторической ретроспективе последних десятилетий, в отечественной оборонной промышленности использовались следующие основные схемы «попилинга» и «откатинга»:

  1. Простая взятка. Необходимую сумму обналичивают, выписывая премию на одного или нескольких доверенных работников и собирают «в конверт», который лично или через доверенное лицо вручают взятко-получателю. Цель подкупа, обычно, досрочная приемка фактически незавершенных работ или работ с неустраненными недостатками, завышение трудоемкости выполненных работ, получение крупных или особенно выгодных заказов. В настоящее время встречается крайне редко из-за вытеснения более эффективными схемами. Иногда взятки давались «борзыми щенками», в виде подарков или дорогостоящих услуг, но эта разновидность практически полностью ушла в прошлое. Взятка имеет смысл только при кратковременном сотрудничестве и подвергает большому риску обе стороны. Общая сумма, обычно, незначительна, менее 1-2% от стоимости работ. Это практически «вечная» схема в той или иной степени встречается всегда и везде. Встречалась даже в СССР.
  2. Трудовое соглашение. Промышленное предприятие победившее в конкурсе на разработку или поставку изделий ВиВТ нанимает по трудовым соглашениям заинтересованных лиц или их представителей. Это наиболее безобидная, а может быть даже полезная схема откатов, т.к. совместный труд на общее дело облагораживает, вызывает чувство сопричастности и ответственности за общее дело. На объем выполнения работ такая схема существенно не влияет. Предельная сумма «откатов» в этом случае не превышает 10 % от стоимости работ. Сейчас практически не используется. Применялась еще в СССР, но наиболее широкое распространение получила в России в начале 90-х.
  3. Левый соисполнитель. Создается некая фирма (обычно при НИУ Заказчика), большинство работников которой заинтересованные лица и их представители, она получает все необходимые лицензии и сертификаты. Предприятие-головной исполнитель, победившее в конкурсе, привлекает эту фирму в качестве соисполнителя (если не привлекает, то как минимум, на победу в следующих конкурсах может не рассчитывать). Иногда, в качестве соисполнителей, в этом случае, могут выступать НИУ Заказчика напрямую. Работы по заказам по это схеме выполняются обычно в полном объеме, иногда с незначительными послаблениями к качеству. Объемы откатов при использовании этого метода, особенно в рамках НИР, могут достигать 30 % от стоимости работ (бывает и больше, но редко). Широко применялась в конце 90-х и даже в начале 2000-х. В настоящее время используется редко из-за организационных сложностей.
  4. Подставной головник. Создается некая фирма (например «Русские инновационные военные нано-технологии далекого будущего») получает все необходимые лицензии и сертификаты, нанимает пару «головастиков»-профессионалов и коллектив девочек-дизайнеров, выпускает «Программу развития ВС РФ до 2050 года», «Перспективные планы развития до 2125 года...» и подобные шикарно оформленные проспекты о своей виртуальной продукции. Все самые смелые фантазии «головастиков» воплощенные в картинках от лучших дизайнеров… Иногда обходятся и без «головастиков», достаточно достаточно одних только дизайнеров, которые перерисовывают красивые картинки из «модных» военных журналов. Компетентность людей принимающих решения упала настолько, что обычно и этого достаточно. Затем фирма «закономерно» выигрывает конкурсы на разработку и поставку изделий ВиВТ и становится головным исполнителем работы, после чего нанимает где-нибудь в провинции реальных исполнителей на еще уцелевших или недавно уничтоженных предприятиях ВПК, ценою подешевле (а иногда где-нибудь в «дружественном» Китае) и начинает со знанием дела втирать очки МО РФ, а иногда даже гонит свою туфту в войска. В случае разработки новых образцов, следов их деятельности часто не остается совсем (кроме презентаций и проспектов), хотя иногда, нанятыми за бесценок разработчиками, могут быть созданы какие-нибудь убогие экспериментальные образцы. На этапе государственных или межведомственных испытаний нулевой результат скрывать становится уже невозможно, признать провал тоже (в схеме участвуют слишком многие) и тему по-тихому закрывают. Фирма ликвидируется (что очень просто, т.к. никаких основных фондов у них обыкновенно нет) и создается новая (например «Военные супер-нано технологии») и все начинается сначала. Откаты по этой схеме могут достигать 100 %. Схема возникла в середине 00-х, но затем быстро переродилась в «Концерн».
  5. Концерн. Создается Госкорпорация, например Ростехнологии, туда насильно загоняют все действующие и бездействующие, но еще существующие предприятия ВПК. Руководителями на них назначаются «эффективные менеджеры», которые запутывают бухгалтерию таким образом, чтобы сделать непрозрачными денежные потоки и спокойно тырят почти все что могут. Исправно отстегивая головному руководству положенные 20% оброка «на концерн». Когда очковтирательство становится невозможным, то в провальном результате обвиняются отдельные технические специалисты и/или предприятия входящие в концерн, а корпорация продолжает тырить государственные деньги почти легально и совсем безнаказанно. По этой схеме выделяемые деньги: или полностью разворовываются, или поставляется некачественная продукция, или разрабатываются и производятся нормальные, качественные ВиВТ, но с затягиванием сроков и многократной переплатой. Данная схема начала применяться в конце 00-х и ныне внедрена почти повсеместно.

При использовании схем 1, 2 или 3 оборонные предприятия, обычно, успешно разрабатывают и поставляют продукцию в войска. Продолжает создаваться новая техника, иногда «на тормозах» с задержками, вызываемыми финансовыми «утечками», которые очевидны и легко устраняются при наличии на то государственной воли. Если применяются схемы 4 и 5, то, ни о каком прогрессе речь не идет, сколько денег не дай, все пойдет только на обогащение участников концессии. Кроме того, при схеме 5 подведомственные корпорациям предприятия интенсивно деградируют из-за безграмотного руководства и финансовых «кровопусканий», и постепенно разворовываются «эффективными менеджерами» вплоть до полного банкротства и ликвидации, или в лучшем случае, приватизации по бросовой цене. После чего они начинают профессионально заниматься очковтирательством, превращаясь в "черные дыры" для государственных денег получаемых по Госзаказу, с перспективой неизбежного банкротства и ликвидации...

В самом МО РФ воровали в последнее время в основном с помощью различных аутсорсинговых схем, при импортных закупках ВиВТ и, как обычно, при распродаже «излишнего» имущества.

Вообще, многие современные проблемы комплектования ВС РФ современными образцами вооружения и ВТ, вызваны не только недостаточным финансированием, но и системным разрушением военной науки и института Заказчиков. Темы, которыми в советское время у Заказчиков занимался целый отдел теперь заведует, нередко, 1 (один) человек, в его ведении могут находится целые направления разработки и производства ВТ. А ведь ошибки Заказчиков, случайные и преднамеренные обходятся очень дорого и не всегда могут быть исправлены. Скоро возникнут и проблемы с формированием технического облика новых образцов ВиВТ, связанные с окончательной ликвидацией военной науки и деградацией отраслевой. Впрочем, и организовать эксплуатацию новой техники тоже будет затруднительно, в связи с уничтожением ремонтных структур и системы подготовки кадров в МО РФ... Целенаправленное уничтожение важнейших военных органов будет иметь тяжкие последствия уже в ближайшем будущем и устранить их будет непросто, а в рамках действующей парадигмы, эти трудности вообще непреодолимы.

Финансовый контроль за предприятиями ВПК, в настоящее время, в значительной степени утрачен из-за разрушения института Военных Представителей. Их статус, в результате реформ, значительно снижен, а в результате многочисленных реорганизаций, были потеряны квалифицированные кадры. Сейчас, большинство военных представительств представляют из себя жалкое зрелище: потертые жизнью "сапоги" со знаниями и интеллектом прапорщиков, забытые, покрытые пылью веков пенсионеры и инфантильные бессмысленные мальчики-курсанты сразу после военных училищ...

В целом, внедряемая корпоративная система управления ВПК уже продемонстрировала свою полную неработоспособность в наших условиях и ее настойчивое внедрение неизбежно приведет к полной и необратимой потере работоспособности нашего ВПК. Способность производить сложные виды ВиВТ, при сохранении прежней тенденции, будет утрачена уже в перспективе 3-5 лет. Отдельные провалы можно ожидать уже сейчас.

ВПК, экономика, 2013, коррупция

Previous post Next post
Up