Жалобы в страховых спорах.

Apr 17, 2013 17:36

Страховые обманывают, постоянно, злобно и цинично.
Это догма.

Чтобы права свои защитить - надо обращаться в суд. Как говорится, "в любой непонятной ситуации..." да - в суд. Это надежно, это более-менее понятны и прогнозируемы сроки и вообще там правды можно добиться много больше, а подчас и много быстрее, чем в вышестоящих или надзорных инстанциях той организации, что нарушает права гражданина-страхователя-потерпевшего.

Однако, жалобы в контролирующие органы тоже имеют право на существование. Они: а) могут таки помочь; б) хоть маленький, но всё же какой-то лучик диареи в карму обидчику отправляют. Например, наиболее адекватный вариант статистики для объективной картины страхового мира строится именно на жалобах на страховые компании.
То есть жалобы - это один из инструментов защиты своих прав. Не самый эффективный, но всё же.

Итак, кому, куда и по каким поводам жалуемся?

image Click to view



ОСАГО.

Очень распространенное заблуждение, что в любой непонятной ситуации надо жаловаться в РСА (Российский союз автостраховщиков, http://www.autoins.ru/ru/index.wbp). В большинстве случаев это не верно - вовсе не в любой.

РСА контролирует вопросы соблюдения законодательства в части ОСАГО, Техосмотра и ГринКард, да. Но львиная доля жалоб, поступающих в РСА по вопросам ОСАГО - это вопросы занижения страховых выплат. РСА не рассматривает такие вопросы и резонно отвечает, что "данный вопрос лежит в плоскости гражданских правоотношений, надзорной реакции не требует и обращайтесь в суд". Они правы. Занижение выплаты - это не нарушение законодательства.

Такие же ответы дает ФСФР (Федеральная служба по финансовым рынкам, http://www.fcsm.ru/) и имеет полное на то право.

Поэтому:
Жалуемся в РСА и ФСФР в случаях затягивания сроков выплат или неправомочных отказов в выплатах.
Не жалуемся по вопросам занижения выплат. Просто обращаемся в суд.

Каско, имущество и другие добровольные виды страхования.

Как в предыдущем абзаце уже было замечено, РСА не контролирует вопросы добровольных видов страхования.
То есть обращаться по поводу отказа в выплате по Каско и т.п. - абсолютно бесполезно.

ФСФР же - да, занимается контролем деятельности страховых компаний вообще, а не в частности. И поэтому если жалоба на страховщика с формулировкой например

В соответствии с п. 13.12 «Правил страхования», при наступлении событий по риску «Ущерб», страховое возмещение должно быть выплачено в течение 15 рабочих дней со дня подачи заявления, то есть в срок до 24.12.2012г. На дату подачи данной жалобы выплата страхового возмещения ООО «Страховое общество «Сургутнефтегаз» не произведена.

На основании вышеизложенного, считаю, что ООО «Страховое общество «Сургутнефтегаз» своими действиями грубо нарушает действующее законодательство и условия договора страхования.
Прошу Инспекцию страхового надзора по Северо-Западному федеральному округу провести проверку в отношении деятельности ООО «Страховое общество «Сургутнефтегаз», а в случае выявления нарушений применить меры ответственности.
О результате рассмотрения жалобы и принятом решении прошу сообщить в письменном виде в установленные законодательством сроки.

то ФСФР уже вынуждено будет принять жалобу к рассмотрению.
Есть множество примеров, когда надзор со стороны ФСФР подталкивал страховщика к более оперативному урегулированию убытка или к перемене точки зрения на отказ в выплате.

Хоть вопрос размера выплат также де-юро может быть рассмотрен сотрудниками ФСФР, но по практике в большинстве случаев делаются аналогичные ОСАГОшным - гражданский спор, обращайтесь в суд и всё такое.

Поэтому:
Не жалуемся в РСА вообще.
Жалуемся в ФСФР в случаях затягивания сроков выплат или неправомочных отказов в выплатах.
При занижениях выплат тоже можно жаловаться в ФСФР, но почти что бесполезно. Просто обращаемся в суд.

Куда еще можно, но не нужно жаловаться.

Прокуратура и Роспортебнадзор - структуры, формально которые конечно тоже поставлены для надзора за законностью вообще и за соблюдением Закона "О защите прав потребителей" в частности.

И при том, что Верховный суд в 2012 году и сказал, что отношения потрепевший-страховщик и страхователь-страховщик тоже подпадают под действие Закона "О защите прав потребителей", но все же страховые компании остаются финансовыми институтами и надзор за их деятельностью возложен на ФСФР.
В прокуратуре же даже теоретическая подготовка специалистов по не то чтобы страховым, а хотя бы просто по гражданским делам - весьма невелика.

То есть при поступлении жалобы в Прокуратуру или в Роспотребнадзор, будет суета, возможно будут бестолковые отписки жалобщику или предписания-запросы страховщику.
Всерьез заниматься жалобой по страховой компании вряд ли кто там станет.

Хотя и есть свежий пример того что прокуратура занялась гражданским спором с физ.лицом и с его страховой компанией. Но все же это не надзорная функция выполнялась. Так что примером этот иск быть. не может.

Когда и как жаловаться.
Единой методы нет. Есть несколько советов.

1. Не найдетесь на жалобы.

Подача жалобы - не гарантия разрешения конфликта. Это его эскалация, если хотите.
Это если большой мальчишка во дворе растоптал куличик, то жалоба - это просьба к еще большему мальчишке дать по голове тому вредителю. Иск в суд в рассматриваемой же аллегории - это просьба к еще большему мальчишке, чтобы тот заставил агрессора отстроить куличик заново.
Так и жалобы и иски же соотносятся - жалобой нельзя заставить страховщика исполнить свою обязанность, жалобой можно создать ему неприятностей за это неисполнение обязанности. Да, иногда одно сопровождает другое. Но это - частные примеры и их относительно мало.
Иском же - можно. Суть иска именно таковая - прошу взыскать со страховщика мои деньги.

2. Не скупитесь на жалобы.

Подавая иск в суд, всё же подайте и жалобу в контролирующий орган.
Кроме статистики, которая поможет другим людям не попасть в такую же ситуацию, что и Вы, еще и ответственность на страховщика ложится. Это может использоваться как элемент подковерной игры надзор-страховщик, это может повлиять на ту или иную сделку, это так или иначе, а создаст непорядочному страховщику проблем. А и хотя бы проблем по отпискам, уже хоть что-то.
Но в конце концов вода камень точит, может что-то и изменится.

3. Подавайте "пред-жалобы".

Отношения страхователь-страховщик подпадают под действие Закона "О защите прав потребителей". А это значит, что для того, чтобы впоследствии не иметь проблем в суде в взысканием в свою пользу еще и штрафа в размере 50% от присужденной суммы, то Вам следует подать досудебную претензию.

Ремарка для юристов:
Уважаемые коллеги, прошу не начинать спорить с этим посылом. Я сам знаю, что вовсе не обязательна досудебная претнезия. Но речь идет не о профессиональной, а о самостоятельной защите прав страхователя. А не каждый неподготовленный человек сможет обосновать отсутствие необходимости претензии. Пусть страхователи их подают.

И если Вы надеетесь прежде всего на скорейшее решение вопроса (альтернатива ему - медленное, в суде, но зато с упоминавшимся 50%-ым "бонусом"), то желательно в шапке претензии указать получателей копии.

То есть шапка претензии желательно чтобы выглядела так:

ООО Страховое общество
«Сургутнефтегаз»
191040, Санкт-Петербург, Лиговский пр.,
43/45

ООО «Страховое общество «Сургутнефтегаз»
628415, Тюменская область, г. Сургут,
ХМАО-Югра, ул. Энтузиастов, 52/1

копия 2:
Региональное отделение Федеральной службы по Финансовым Рынкам в Северо-Западном Федеральном округе
Санкт-Петербург, наб. реки Фонтанки, 15

Это вовсе не гарантия, того что страховщик испугается что копия претензии будет отправлена в ФСФР или РСА, но это в подателе жалобы будет выдавать юридически подкованного человека, совершающего необходимые ходы, и что отдельно важно - не совершающего ненужных телодвижений.

С таким скорее не захотят связываться, чем с тем, кто грозится написать во все-все-все инстанции.

Резюмируем.

В РСА жалуемся при:
  • отказах и затягивании сроков выплат по ОСАГО.
В ФСФР жалуемся при:
  • отказах и затягивании сроков выплат по любым видам страхования, в т.ч. и ОСАГО.
Жаловаться почти что бессмысленно:
  • при занижении выплат;
  • в Прокуратуру;
  • в Роспотребнадзор;
  • в Спортлото;
  • Путину.
А кстати было у нас два клиента, что жаловались Президенту РФ на гадов-страховщиков, тогда еще Медведеву.
Оно конечно лестно конечно, что следующая инстанция после президента - мы, но и смешно тоже.

Ну и в 10 раз повторю: суд, суд и только суд, не тратьте время на жалобы.

Вот как-то так.
Спасибо за внимание.

По теме: Образец жалобы в ФССН (нынче ФСФР) и РСА.

Надзор ФСФР (ФССН)

Previous post Next post
Up