без бумажки

May 22, 2015 14:10

Отдельно хотел бы напомнить о необходимости оставлять у себя каждую бумажку, сдаваемую в страховую компанию. А так же в СТОА, в автосалон, в банк, в любую другую организацию. Ибо "без бумажки ты букашка, а с бумажкой - человек".

Мы сейчас ведем активный прием страхователей компаний Купеческое, Оранта, АСК-Петербург и Северная Казна. Снизили стоимость ведения дела, все иски подаем по месту нахождения филиала или страховой, чтобы хоть как-то удешевить и ускорить сроки прохождения дел, чтобы у людей были шансы на получение таки выплаты.
Так вот у 4-ёх из 5-ти обращающихся нет ни одной бумажки, подтверждающей, что они обращались в страховую компанию. В лучшем случае опись принятых документов, заверенная подписью незнамо кого. С этим в суд особо не пойдешь. Ну то есть пойти можно, но суд будет вынужден запрашивать документы от страховой компании. Не получив их, запросит еще раз. Это уже пройдет 3-4 месяца и по существу рассматривать будет особо и нечего. Даже под надлежащим контролем временных администраций от ЦБ, счета страховых компаний естественным образом обнулятся через полгода. Ведь страховая жива лишь тогда, когда расходы на выплаты возобновляются доходами от новых договоров. А с приостановлением лицензии новые договоры они заключать не могут. В общем, из вдох-выдох исключили вдох, как-то так. Асфиксия, судороги, смерть.

Но таки речь про бумажки.
Десятки людей, что обращаются сейчас к нам, шансов на получение выплаты не имеют вообще. Разве что какие-то фантастически-теоретические шансы. Единицы обращающихся - имеют. И шансы их, как уже выше отметил, лежат в плоскости "успеем / не успеем". Разница между десятками и единицами - в наличии бумажек. Почему - см. выше.

И в более прозаичной ситуации следует оставлять каждую копию передаваемого и заполняемого документа себе.
"Мы так не делаем" - стандартная отговорка сотрудников отделов выплат. В таком случае следует объяснить, что отношения у вас двухсторонние и вы, страхователь, обязаны подать то-то и предоставить то-то, что сейчас и делаете. Но хотите, чтобы у вас на руках было подтверждение этого факта, что вы выполнили свою обязанность.
"Это внутренний документ компании и мы не имеем права..." - еще они говорят, когда их просишь сделать и заверить копию заявления о страховом случае или акта осмотра автомобиля. Тогда можно поинтересоваться, как это на внутреннем документе вашей компании стоит моя подпись?
В любом случае, надо сначала надавить на логику по типу вышеозначенного "дайте мне подтверджение, что я исполнил свою обязанность". Если не получается, то потребовать вызова руководителя. Если и это не прокатывает, то сделать соответствующую запись в книге жалоб и обращений, которая должна быть в каждой организации.
В конце концов, документы можно в страховую направить почтовым отправлением. Там то уж точно будет отметка о приеме и опись принятых документов.

К сожалению, у нас в стране нет единого работающего стандарта по приему документов. Каждая организация на что горазда. Есть конечно Закон "О порядке рассмотрения обращений граждан РФ", но он регламентирует лишь обращения граждан в государственные органы, но не в коммерческие организации.
Однако, есть Указ от 04.08.1983г. №9779-X "О порядке выдачи и свидетельствования предприятиями, учреждениями и организациями копий документов, касающихся прав граждан". И он вовсе не отменен, хоть и был принят еще в СССР, он действует. Этот Указ не столь подробно прописывает церемониал обращения граждан и заверения заявлений и других документов, но он однозначно говорит - заверять и выдавать.

Президиум Верховного Совета СССР постановляет:
1. Установить, что государственные и общественные предприятия, учреждения и организации выдают по заявлениям граждан копии документов, исходящих от этих предприятий, учреждений и организаций, если такие копии необходимы для решения вопросов, касающихся прав и законных интересов обратившихся к ним граждан. Копии документов выдаются на бланках предприятий, учреждений и организаций.
В таком же порядке предприятия, учреждения и организации могут выдавать копии имеющихся у них документов, исходящих от других предприятий, учреждений и организаций, от которых получить непосредственно копии этих документов затруднительно или невозможно. В случаях, когда документы были исполнены на бланках, при изготовлении копий воспроизводятся реквизиты бланков.
Предприятия, учреждения и организации высылают также копии имеющихся у них документов по запросам других предприятий, учреждений и организаций, если копии таких документов необходимы для решения вопросов, касающихся прав и законных интересов обратившихся к ним граждан.
Верность копии документа свидетельствуется подписью руководителя или уполномоченного на то должностного лица и печатью. На копии указывается дата ее выдачи и делается отметка о том, что подлинный документ находится в данном предприятии, учреждении, организации.
2. Предприятия, учреждения и организации обязаны свидетельствовать верность копий документов, необходимых для представления гражданами в эти предприятия, учреждения, организации, если законодательством не предусмотрено представление копий таких документов, засвидетельствованных в нотариальном порядке.

Сфера применения этого Указа - без ограничений. Формулировки допускают самое их широкое толкование. Но если нам, юристам, еще можно объяснить своим же коллегам, юристам или тем более судьям, что этот Указ действует и копии организация обязана выдавать, то обыватель вряд ли найдет нужную аргументацию для девочки на приёме документов. Но попробуйте, конечно, если кому актуально будет.

Итак, возвращаемся к изначально акцентированному вопросу: получайте все копии документов, передаваемых в страховую компанию. Все, без исключения. В том числе, как уже выше отметил, требуйте выдачи и заверения копии вашего заявления и акта осмотра автомобиля (ну или о чем там речь будет идти).
Как заверять.  То есть как должно быть заверена копия принятого документа. Как в Указе и прописано - "Верность копии документа свидетельствуется подписью руководителя или уполномоченного на то должностного лица и печатью. На копии указывается дата ее выдачи и делается отметка о том, что подлинный документ находится в данном предприятии, учреждении, организации."
Но можно и сократить - печать/штамп организации, дата приема, подпись, фамилия, инициалы и должность лица, принявшего оригинал документа. Входящий номер нас будет интересовать в самую последнюю очередь, хотя на это девочки на ресепшенах чаще всего и давят - "ну вот вам мужчина, входящий номер, больше я вам ничего не должна."

Пример более-менее правильного приема документов, хоть нифига и не разобрать что там написано:



Здесь должна быть подпись Денисовой А.А.



Здесь должна быть и подпись и указание ФИО принявшего документ.



А вот здесь должно быть всё. Потому что здесь нет ничего. Мы за такую подачу документов курьеров увольняем.



Ну то есть обратись мы потом в суд с такой бумажкой, ответчик вполне себе сможет ответить "а это не мы."
И что ответить на ответ ответчика в такой ситуации - большой вопрос.

Ну и в завершение про опись принятых документов. Часто страховые выдают такой листок, где просто отмечают дату получения того или иного документа. Это приемлемо. Но как и в случае с заверениями копий, в этом документе тоже должны быть идентифицирующие его признаки - подпись, ФИО, где-то в углу штамп или печать организации.

На сим всё.
Спасибо за внимание.

Вопросы?

Полезно знать!

Previous post Next post
Up