"Эй, ухнем!" История песни, варианты классического и современного исполнения, перспективы

Mar 20, 2021 14:53



"Политическая пропаганда". Прислушавшись к замечанию бас-вокалиста Дэвида Ларсона о недооцененности русской народной песни "Эй, ухнем!" (см. пост "ПП" от 17 марта 2021 года "От "вирусного" "Веллермана" к необходимости популяризации русских народных песен. "Эй, ухнем!". Ч.2"), решил исправить ситуацию и выложить пост с материалами по истории создания, перемежая его вариантами современного исполнения таковой. Синим выделен мой текст, черным цветом -  текст статей, зеленым - цитирование из других источников, в том числе и перевод комментариев.

image Click to view


Видео. ❝ЭЙ, УХНЕМ❞ ★ СССР ☭ РОССИЯ ★ Опубликовано 09 сентября 2019 года
Аннотация к видео: Леонид Харитонов и Ансамбль им. Александрова 1965 год



Песнь бурлака
Источник
Автор: Харитонов М.

Песня волжских бурлаков «Эй, ухнем» является известной русской народной песней. Записал ее композитор Милий Балакирев (глава «могучей кучки» композиторов) и опубликовал в 1889 году в Нижнем Новгороде в книге «Сборник русских народных лирических песен Н. М. Лопатина и В. П. Прокунина». Сначала Балакиревым было издано только одно первое четверостишье, а другие два были добавлены гораздо позже.

В основе своей это песня о корчевке деревьев, чтобы освободить землю под пашню. У дерева подрубали корни, затем его тянули за веревку, привязанную к вершине - и тогда «дубинушка»-дерево «сама пойдет» (само упадет). Припевы из этих песен «Эй, ухнем!», «Подернем, подернем!», «Эх, дубинушка, ухнем! Эх, зеленая сама пойдет!» и т. д. перешли затем в песни волжских бурлаков, тянущих суда по рекам против течения, и далее в песни революционеров-народников - «Дубинушка», «Барка», «Да вы, ребята, бери дружно». ("ПП" См. также о "развивании"/"завивании" березы здесь. Могу от себя добавить, что обряд "завивания" или "заламывания" (как в песне "Во поле береза стояла") - обряд прочно и точно дохристианский, связанный с традиционными верованиями славян, фино-угров, балтов и других составных частей русского народа. Чё ж, собсно, "солнышку" песня и поется, ибо именно солнцепоклонниками прославляется светило).

Первые бурлаки появились на Руси в конце 16 века. Бурлак - это наёмный рабочий в России, который, идя по берегу, тянул (волочил) при помощи бечевы речное судно (расшиву) против течения. Бурлацкий труд являлся сезонным. Лодки тянули по «большой воде»: весной и осенью, так как зимой реки просто замерзали. Для выполнения заказа бурлаки объединялись в артели (бригады). Труд бурлака был крайне тяжёлым и монотонным. Скорость передвижения зависела от силы попутного или встречного ветра. При попутном ветре на судне (расшиве) поднимался парус, который значительно ускорял передвижение.
Выдерживать темп движения бурлакам помогали песни.
Одной из известных бурлацких песен является «Эх, дубинушка, ухнем», которая обычно пелась для координации сил артели в один из самых тяжёлых моментов: страгивании расшивы с места после подъёма якоря. Когда расшива загружалась камнем, случались моменты, когда осадка судна увеличивалась и судно плотно садилось на дно. Тогда бурлаки срубали огромную сосну, стаскивали её в реку Волгу и цепью к ней привязывали расшиву. Именно об этом моменте и поётся в песне. Ветки огромной сосны распиралась быстрым течением и сосна стаскивала расшиву с мелководья.

"Политическая пропаганда". Еще одна запись 1965 года в исполнении Леонида Харитонова. Здесь также интересен видеоряд, и композиция кадра, усиливающие подачу на порядок.

image Click to view


Видео. "Эй, ухнем" - Леонид Харитонов и Ансамбль им. Александрова (1965) Опубликовано 24 сентября 2009 года

"Политическая пропаганда". Именно это исполнение Леонида Харитонова вызывает кучу положительных эмоций не только у русских, но и у иностранцев. Вот комменты к этому видео (повествование статьи пока подождет! )))



fuat ztrk: "Не хватит никаких слов, чтобы описать, как прекрасна эта песня".


Rubin Begeja: "Я слышал эту песню пару дней назад. И с тех пор прослушал еще несколько вариантов исполнения. Это лучшая интерпретация из всех. Просто превосходно! Отличная музыка, оркестровка, клип. Глубоко и мощно, как Волга и русский народ"


sidharth cs: "Возможно, самая мужественная песня из тех, которые я слышал"

LordGuallo: "Я слушаю этот шедевр каждый раз, когда чувствую, что мой уровень тестостерона слишком низок, а борода слишком коротка".

Здесь необходимо отметить, что бурлаки не сразу были «бурлаками». Сначала они назывались «сволочью» от слова «волочить» (тянуть) и ничего ругательного тогда в нем не было. Бытует версия, что в те времена жил богатый волжский купец Бурлаков, который имел довольно большое количество артелей сволочей. Этот купец был известен своей справедливостью и честностью и всегда держал данное им слово. Именно по этомой к нему очень многие простые мужики просились на работу в артель. Так и стали их прозывать «бурлаками». Интересен факт, что бурлацкий труд полностью исчез с распространением пароходов.

Песня «Эй, ухнем» вдохновила русского художника И. Репина на написание его известной картины «Бурлаки на Волге», которая изображает страдания простого русского люда в царской России.



Затем песня приобрела широкую известность благодаря ее исполнению Фёдором Ивановичем Шаляпиным и с тех пор стала излюбленной частью репертуара многих певцов и исполнителей. Так, например, ее джазовая обработка в исполнении оркестра Гленна Миллера заняла первое местно в американских музыкальных чартах в 1941 году. Не обошел песню своим вниманием и другой американский исполнитель - классический певец Поль Робсон.

image Click to view


Видео. Song of the Volga Boatmen Опубликовано 09 ноября 2014 года ("ПП" Интересно, но английского варианта, исполненного Полом Робсоном со строчкой "Once more, boys, yet once more", в Интернете нет).

А испанский композитор Мануэль Де Фалья сделал свою аранжировку песни и издал ее под названием «Canto de los remeros del Volga» (del cancionero musical ruso) в 1922 году. Он сделал это по просьбе дипломата Рикардо Баэса, который в то время работал в Лиге Наций по оказанию финансовой помощи более чем двум миллионам русских эмигрантов-беженцев первой мировой войны. Все доходы от публикации песни потом были пожертвованы на эти цели.

Леонид Харитонов, как истинный поклонник творчества Ф.И. Шаляпина, также не мог оставить без внимания это произведение. В его исполнении в составе Краснознаменного ансамбля песни и пляски имени А.В. Александрова эта песня приобрела второе рождение и стала еще более популярной особенно в советское время. Но и по сей день эту эпохальную песню широко используют в различных фильмах и телепередачах.

"Политическая пропаганда". Помимо классического исполнения "Эй, ухнем!" сегодня имеется не так много современных обработок. Скажу сразу, большая часть их мне не особо нравится. Недорабатывают певцы и музыканты очень и очень сильно до эффектности и драйва классических исполнителей - того же КАПССА или Пола Робсона. А все почему? Потому что изъяли из песни основной функционал - песня для труда. Как будто оставили лишь мелодию для собственного выпендрежа и "яркозди своей личнозди", блин! Тем не менее, приведу несколько примеров

image Click to view


Видео. Эй, ухнем! Опубликовано 14 декабря 2015 года

"Политическая пропаганда". Маврин нелох, но однообразен. И в конце композиции он своими рифами глушит хор - нафига так сделано, не знаю.

image Click to view


Видео. Fedor Chistyakov - Bayan,Harp&Blues - Эй Ухнем Опубликовано 15 октября 2009 года

"Политическая пропаганда". Почему лично для меня не взлетают всякие джазовые обработки? Да потому что давно прочитал, что популяризация джаза в индустриальных городах США произошла после того, как музыкальные продюсеры и ммаркетологи отметили популярность этого жанра у работяг заводов и потогонных конвейеров, но только после работы в барах для расслабона. А "эй, ухнем!" - музыка для труда. Поэтому ну не взлетает лично для меня ни одно джазовое "вихляние" на эту мелодию, хотя если оценивать отстраненно, как импровизацию, то да, что-то в этом есть. Но тогда принцип историзма идет нахер.

image Click to view


Видео. Sanctorium - Эй, Ухнем (live 19.09.2020) Опубликовано 17 ноября 2020 года

"Политическая пропаганда". У "Санкториума" вроде получилось неплозо, но у них реально вокалисты идут кто в лес, кто по дрова. Тетка вообще не вывозит, если честно - ее исполнение какое-то беспорядочное, что ли... При этом аранжировка и исполнение вокалиста и музыкантов  довольно бодрое и достаточно брутальное. Лучше бы пел один мужик и не бэком, а лидирующим вокалом.
Следующий текст - для общего развития.



Кто шёл в бурлаки и как складывалась их жизнь
Источник
19 ноября 2020 года (?)

Многие знают о бурлаках только то, что они изображены на знаменитой картине Ильи Репина. Мало кто сегодня помнит об этих людях, которые добывали себе на хлеб тяжким трудом. Сегодня сложно представить, что люди могут тащить на себе огромную груженую баржу. А в старину профессия бурлака была очень распространена. Читайте, кого в бурлацком сообществе называли шишкой, как песня помогала тащить тяжести и почему женщины становились бурлачками.

Кто шел в бурлаки и что такое бечевник

С 16 века и до появления паровых двигателей суда по рекам против течения тащили бурлаки. Основной «водной дорогой» была Волга. Но существовало множество деревень, которые располагались по берегам крупных рек. Как только заканчивался ледоход, в них приходили артели бурлаков в поисках работы. Чаще всего это были отчаявшиеся люди, которые потеряли хозяйство и махнули на жизнь рукой.

Было много традиций среди бурлаков. Например, посвящение в профессию. Выбирались особо крутые берега Волги, которые еще называли «буграми жареными». Когда судно проходило мимо такого бугра, артель устраивала причал. Новичкам следовало построиться у подножья берега, а лоцман, взяв в руки лямку, находился за их спинами. И вот раздавался крик опытных работников: «Жарь!» - лоцман начинал стегать новичков лямкой, а те стремительно бежали вверх. Кто первым добегал до верха, тот избегал ударов. После этого экзамена новичок становился своим, его принимали в артель.

Ходили бурлаки по бечевнику. Так называлась прибрежная полоса, утоптанная бурлацкими ногами. Никаких особых условий для работы не предоставлялось, разве что распоряжением императора Павла было запрещено строить дома и заборы. Что касается камней, болотистых мест, кустов - их приходилось с трудом преодолевать.



Какая иерархия была среди бурлаков: шишки, подшишельные, кабальные, кашевары, косные

В бурлацкой артели существовала строгая иерархия. Бригадира называли шишкой. Обычно это был самый опытный и сильный мужчина. Он шел первым, задавая ритм движения. Идти надо было синхронно, и бурлаки шагали с правой ноги, подтягивая левую. Со стороны это выглядело как покачивание. Бывало, что кто-то сбивался, тогда шишка командовал: «Сено-солома!», чтобы люди могли снова попасть в такт. Удерживать ритм на извилистых узких дорожках, проходящих над обрывом, было непросто. Бригадир должен был уметь это делать.

Помощников шишки, которые шли по сторонам от бригадира, называли подшишельниками. Это были его главные пособники. Например, артельный староста, который занимался закупкой еды и раздачей жалования. Суммы порой были смешными и могли составлять и 30 копеек в день. Столько стоил проезд на извозчике из одного конца Москвы в другой.

За подшишельными шли бурлаки, которых следовало контролировать. Например, это были кабальные, которые спускали все жалование в первые же дни, работающие за еду. Потому особого старания они не проявляли. Самого молодого бурлака обычно назначали кашеваром.

В любой артели были и халтурщики, которые старались приложить как можно меньше усилий. За ними присматривали опытные бурлаки, которые шли сзади. Замыкал движение косный. В его обязанности входило следить, чтобы веревка не зацепилась за кусты и камни. Косный шел в своем ритме, на эту роль брали тех, кто был слаб или болен.

Как был организован бурлацкий труд

Работа у бурлаков была монотонной и крайне тяжелой. Помогал лишь ветер, который иногда мог быть попутным и дул в паруса. Тяжело ступая, люди передвигались по берегу, а когда становилось совсем тяжело, запевали песни. До нас дошла самая известная - «Дубинушка». Ее ритм помогал скоординироваться и «поднажать».

Изредка артель делала остановки, чтобы переобуться, заштопать одежду, перекусить. После ухода на берегу можно было найти потушенный костер, старую обувь, и, увы, могильный крест.

Хозяин судна нанимал артель и отбирал у бурлаков вид на жительство. Люди переходили в его собственность до момента, когда путь не будет закончен. Бурлаки были обязаны слушаться хозяина, идти день и ночь без капризов и лишних остановок, и даже отбиваться от разбойников, если они нападут на артель.

Когда идти по берегу было нереально, использовали еще один способ: на корме корабля был установлен барабан с длинным канатом, на конце которого находились якоря. Бурлаки посильнее грузились в лодку с якорями, отплывали подальше и бросали груз в воду. Бурлаки, которые находились на палубе, вручную подтягивали судно к якорям. После этого процесс повторяли.



Неженская работа: не только мужчины, но и женщины работали бурлаками

Город Рыбинск считался условной бурлацкой биржей труда. Весной в него устремлялись те, кто хотел заработать, перетаскивая баржи и суда. Интересно, что приходили не только мужчины, но и женщины. Многим из них приходилось это делать по приговору суда, то есть речь о каторжных. Но большинство представительниц прекрасного пола были свободными, например, солдатки, вдовы и даже сироты, которые не смогли выйти замуж - те, кто остро нуждались в деньгах.

Артели бурлачек собирались так же, как и мужские, из расчета на тысячу пудов груза (а это 16360 килограммов). Требовалось пять женщин, а мужчин - трое. К сожалению, женский труд оплачивался дешевле, так как практически все хозяева хотели, чтобы их баржу тащили мужики. Женщины старались сбить цену, чтобы их наняли. Несмотря на это, бурлачки неплохо зарабатывали, и денег хватало до следующего сезона. Скорее всего дело было в том, что мужчины, получив расчет, уходили в загул. На спиртное и женщин спускали немалые средства, а доход бурлака мог составлять и 500000 рублей в пересчете на современные деньги. Женщины-бурлачки были более разумны в этом плане, и финансы тратили экономно, стремясь сберечь побольше.

"Политическая пропаганда". Также рекомендую посмотреть статью от 01.11.2011 с сайта "VGil journal" "Бурлаки: история, формулы, цены". Цитата оттуда: "Любой, желающий почувствовать себя «в шкуре» бурлака, должен сделать бурлацкую лямку - кожаный пояс длиной 3 аршина (213,36 см) и шириной 4 вершка (17,78 см) с концами, сшитыми вместе, перекинуть ее через блок, жестко закрепленный на опоре на уровне груди, и укрепить на другом конце груз массой 40 кг (вес 400 Н). Если перекинуть веревку через блок, надеть лямку на грудь и начать двигаться так, чтобы поднять груз, вы почувствуете примерно ту же нагрузку, которую испытывал бурлак. С учетом того, что рабочий день бурлаков длился от рассвета до заката (с небольшим перерывом), получается, что работать бурлаком было действительно трудно! Заметим, что основной вклад в сопротивление вносит течение реки, так что уменьшение скорости течения на 25% снижает нагрузку на 44%, а возрастание на столько же приводит к росту нагрузки на 56%".

image Click to view


Видео. [КИ] «Эй, ухнем!» | Хор НВМ Китая Опубликовано 08 ноября 2011 года

image Click to view


Видео. 40 тысяч человек на Газпром Арене поют "Эй, ухнем" Опубликовано 01 сентября 2019 года


"Политическая пропаганда". Возвращаясь к песне, которую так хорошо научились исполнять военные хоры КНР. А ведь потенциал у нее огромен для нашей культуры огромен! Как видно выше, это прочухали в "Газпроме", но кроме пиар-акций лично Миллера и его конторы другого, более значимого применения ей найти не смогли. Поэтому немало таких критических комментариев к подобным движухам.
Короче, работать нужно над новым звучанием "Эй, узнем!" и ее социально-культурной реализацией (если так можно выразиться).
А может для этой песни ситуация не созрела? Революционная? А вот когда созреет, "то сама пойдет, сама пойдет"!
Ну и напоследок - рейв-обработка песни для игрухи "Мир танчиков" ("Worlds of tanks"). Довольно оригинально, кстати, получилось.

image Click to view


Видео. Эй, ухнем! (Малиновка) Rostany ft. World of Tanks Опубликовано 24 октября 2016 года

пропаганда, история, русские, культура, Газпром, песни, Россия, рок, Китай

Previous post Next post
Up