К 75-летию Совинформбюро. Советская пропаганда: к вопросу об ошибках и просчетах

Mar 22, 2016 18:02

"Политическая пропаганда". К 75-летию Совинформбюро РИА "Новости" открыли рубрику, посвященную этому юбилею. Прочитал статью о Якове Ломко. Думал над ней несколько дней. Понял, что не просто не согласен со многими вещами, но и должен расписать, где именно закрались косяки и системные ошибки.



Яков Ломко: у истоков информационной войны
18 марта 2016 года
Источник

Во внешнеполитической пропаганде не нужно хвалить себя - нужно рассказывать исключительно правду, считает Яков Ломко, который пришел работать в Совинформбюро через два года после окончания Великой Отечественной войны.

Яков Ломко родился в Донецке, в то время - городе Юзовка, в 1917 году. Он ровесник Октябрьской революции. Прошел Великую Отечественную войну, летал на боевые задания в период Сталинградской операции, участвовал в освобождении Ленинграда и Украины, в форсировании Днепра, освобождении Белоруссии, Литвы, Польши, в боях за Кенигсберг и Берлин. После войны был заместителем начальника Совинформбюро, главным редактором "Московских новостей", до сих пор занимается преподавательской деятельностью. Беседовала обозреватель МИА "Россия сегодня" Вера Костамо. ("ПП" Комментарий к статье от пользователя freits: "Замечание обозревателю Вере Костамо: как мог Я.А. Ломко участвовать в освобождении Ленинграда, когда Ленинград никогда не был захвачен гитлеровцами? Видимо имеется в виду оборона Ленинграда, либо снятие или прорыв блокады Ленинграда. Журналисту следовало бы знать, что эти понятия (освобождение, оборона, снятие и прорыв) совершенно разные". Это к вопросу об аккуратности и корректности сотрудников агентства - не только конкретного журналиста, но и выпускающих, научных редакторов и т.д., - которое призвано сегодня выполнять пропагандистскую функцию во всем мире).

- Яков Алексеевич, с чего для вас началась журналистика?

- Журналистика для меня началась давно - в 1933 году. Тогда я был секретарем комсомольского комитета и одновременно командиром школы. Как-то осенью из Москвы в командировку к нам в Донецк прилетел корреспондент "Комсомольской правды" Минкин. У него было задание проверить готовность школ к зиме. Он объединил нас, учеников, в три тройки "легкой кавалерии" и отправил собирать материал для статьи. И так получилось, что материал нашей бригады он опубликовал. ("ПП" Это к вопросу о том, как надо вербовать рабселькорров! В каждой теме ищутся специалисты, первичной мотивацией для которых является сам факт публикации в газете. Затем такие люди могут прийти в СМИ в качестве сотрудников или продолжать взаимодействовапть с той же прессой в качестве стрингеров - поставщиков первичной информации с мест, инсайдов и т.п.. требующих обработки профессионального журналиста).

Много позже, уже во время войны, я столкнулся с журналистикой еще раз.

Меня вызвал командир дивизии и сказал, что нужно заняться газетой "За боевую тревогу". Появилась она еще в мирное время, поэтому носила такое странное название. И, конечно, содержание ее военному времени не соответствовало. Газета должна была отвечать нуждам летчиков и боевых экипажей. ("ПП" Понимание взаимозависимости между формой и содержанием, приведение в соответствие концепции и материализации - как раз и являются функционалом главного редактора его замов). Меня назначили заместителем редактора. Пять месяцев я занимался этой газетой, потом под Сталинградом попал в госпиталь. Пробыл я там месяц, а в это время все дивизионные газеты закрыли. Для походных типографий уже не хватало шрифтов - все потерялось. Осталась одна газета для авиации дальнего действия "Красный сокол".

- После войны командование дальней авиации рекомендовало вас на учебу в Высшую дипломатическую школу МИД СССР. И через два года занятий вас распределили в Совинформбюро. Чем вы занимались в первые годы работы в СИБ?

- Я пришел в отдел Польши, Чехословакии и Венгрии. Я занимался Польшей, у меня и диссертация связана с этой страной. ("ПП" Тут я бы задал вопрос, а почему тогда Польша стремительно стала одним из главных антисоветских анклавов в социалистическом лагере? Почему антисоветские идеи польского правительства в изгнании не были нейтрализованы в ПНР? Почему русофобия польского образца в виде укронационализма, заливавшаяся на украину в течение XIX и XX веков, не была выкорчевана?Почему сегодня Польша остается лидером среди антироссийских младоевропейских и младонатовских держав? Как-то вы неправильно понимали интернационализм, товарищи, и поэтому пропаганду недорабатывали по всем фронтам!) Знал я тогда три языка: английский, немецкий и польский. Мы занимались зарубежной пропагандой внешней и внутренней политики СССР.

Во время войны Совинформбюро в основном занималось сводками с фронтов, пропагандой и контрпропагандой. Давало правду о положении на фронтах и, конечно, сыграло большую роль в открытии второго фронта. Сложно представить, как немцы врали! Под Полтавой мы захватили склад с газетами, была там и известная тогда Der Angriff. На первой полосе были изображены бегущие красноармейцы, а над ними летящие мины. И речь шла о скором поражении врага.

После войны агентство играло колоссальную роль, ведь нам поручили разоблачать клевету, касающуюся хода войны, поддержкой народно-освободительного движения. ("ПП" К сожалению, разоблачение - это всегда следование в фарватере чужой идеи, которая насильно навязывает субъекту позицию оправдывающегося, а значит переводит в роль объекта воздействия. В нынешней пропаганде можно выделить два стиля продвижения идей - атакующий, которым постоянно пользуется Запад и стиль самолюбования, которым пользутся некоторые азиатские державы (в первую очередь - Китай). Для России нужно не просто комбинировать эти стили, а еще и создавать свой собственный).

- Что для вас значит юбилей Совинформбюро?

- Для меня СИБ - это почти вся моя жизнь. После защиты кандидатской диссертации в 1952 году я работал политическим обозревателем, в 1953-м стал начальником отдела стран народной демократии и Восточной Европы. Потом был пост начальника главной редакции, весной 1956 года я стал заместителем начальника Совинформбюро.

После СИБ я был главным редактором "Московских новостей", редактировал ее 20 лет. Издавали мы ее миллионным тиражом в 124 странах мира.

- Что самое важное для журналиста-международника?

- Самое важное для журналиста-международника, который занимается внешнеполитической пропагандой, - знать фактическую сторону вопроса.

Приведу пример. США начали критиковать СССР, говорили, что страна-победитель живет очень бедно. И они выпустили материал, в котором сравнили, что на свой дневной заработок может купить рабочий в США и что может купить советский рабочий.

В ответ мы издали специальный номер, в котором рассказали о возможностях советского человека в целом. Показали стоимость билетов в Большой театр, проезд на транспорте. Рассказали о бесплатном образовании, здравоохранении. При этом мы работали исключительно с фактами.

Во внешнеполитической пропаганде не нужно хвалить себя - нужно рассказывать исключительно правду. ("ПП" Нужно не просто рассказывать, а нужно мотивировать читателей на воспринятие этой правды и переход на позиции пропагандистов. Иначе все тексты будут лишь создавать белый шум. реципиенты научаться его либо не замечать, либо симулировать восприятие стимула. Как это было в позднем СССР, где стяжательство и потребительство определенных групп людей  перекрывало по своему эффекту воздействия социалистические лозунги и установки. В конечном итоге, общество было ввергнуто в состоние социальной раздвоенности-шизофрении, и просрало все полимеры вместе с СССР. Даже не попытавшись защитить свою Родину и свой социально-экономический уклад).

- Вы долгие годы занимались пропагандой. Сейчас это слово воспринимается скорее негативно. Как вы можете оценить роль пропаганды в современном мире?

- Иные формы борьбы на международной арене возникают не потому, что кто-то задумал так. А тогда, когда для этого появились условия. Пропаганда как инструмент возникла тогда, когда стало возможно передать на воюющую сторону свою точку зрения. И завоевывать ум противника. Влиять на состояние человека, рассказать ему, что он сражается зря, не за те идеалы.

Пропаганда - это еще и инструмент общения с народами; если она опирается на реальные факты, это огромное прогрессивное дело. Если народы не будут знать друг друга, мы будем враждовать. Все неизвестное вызывает страх.

Задачи пропаганды в наше время одинаковы на всем земном шаре, мы неизбежно оказались на одной дороге. Представьте, что все народы мира вышли на одну дорогу, они дерутся, а по обочинам - болото. И вместо того, чтобы идти вместе в одном направлении, мы друг другу только мешаем. ("ПП" Не совсем так. Если вспомнить те просоциалистические режимы, которые существовали на планете и заискивали перед СССР, то мы увидим, что по пальцам можно пересчитать действительно верных союзников, которые не предали нас в конечном итоге. А многие изначально пребывали в состоянии двурушничества, умудряясь при этом прямо и косвенно доводить до Мосчквы точку зрения о том, что тот ДОЛЖЕН помогать всем "сирым и убогим" в соответствии с миссией, защищая при этом культурную уникальность аборигенов. Как показывает практика, помогать можно и нужно только тем, кто разделяет твой уклад, твои понятия о добре и зле, твои представления о мире. Иначе очень велика вероятность "пригревания" змей на груди).

Мы вступили в такую эпоху, которая называется глобализация. Мы вступили в эпоху таких технических возможностей для общения, что не имеем права не знать правды друг о друге. Обман приведет только к войне, а средства уничтожения таковы, что мы можем сжечь земной шар.

- По вашему мнению, каково место России в мире?

- Место России в человеческой семье народов мира выгодное. Она имеет огромные просторы, которые раньше казались лишь снежными пустынями.

Россия больше, чем другие страны мира, готова встретиться с теми условиями, которые создались в результате неизбежно наступающей глобализации. Глобализация - это не субъективное желание. Она началась, когда стало понятно, что земля круглая. ("ПП". Неправильно. Глобализация - это глобальное распространение американского влияния. Признавать неизбежность глобализации - это значит признавать проигрыш своей пропагандистской машины перед пиндосовской. Точно также как и концепция устойчивого развития в глубине своей имеет цель не уберечь природу, а распространить представление о том, что регламентацией по допуску ко всем недрам планеты должны заведовать пиндосы!).

Мы, человечество, - что-то вроде дневных мотыльков. Мы похожи на них, когда ставим не те задачи. Мы живем в ту эпоху, когда должны понимать себя как часть космоса. Мы ослабляем человечество, действуя во имя прибыли, и уничтожаем возможность двигаться вперед.  ("ПП" Дедушка демонстрирует, как он проиграл войну, поскольку великодушно причисляя самого себя к космополитично-проамериканским адептам и теоретиками потребительства он показывает, что врагами их не считает, так как индентифицирует себя в одном ряду с ними).

"Политическая пропаганда". Могу сказать одно: вот это благодушие и попытка мягко вразумить оппонентов одной лишь "правдой", о которых говорит Ломко, на мой взгляд превратили пропагандистскую машину СССР в унылое нечто, которая чуть ли не самостоятельно склеила ласты и ушла на дно истории. А ведь эта машина обладала колоссальнейшим массивом фактажа, историческими архивами и доступам к специалистом всех уровней...
Ну и насчет главного героя. Вот здесь находится его биография. Из нее видно, что человек физически не мог глубоко заниматься вопросами польской политики и истории, поскольку занимался там больше вопросами меторологии, как физик-мтаематик по специальности. Это к вопросу о том, мог ли он критично воспринимать и предвосхищать перекрашивание польских элит в будущем. Хотя что я привередничаю: у нас никто и не думал, что после хрущевского троцкизма СССР начнет сползать в мафиозно-потребительскую систему распределения благ и социалистической собственности!..
Но все же, "осадочек" остался! )))

пресса, пропаганда, Запад, ПП, Германия, агитация, Китай, культуртрегерство, США, война, Великая Отечественная, культура, политика, идеология, Донецк, СССР

Previous post Next post
Up