Я не люблю строго следовать какой-то одной концепции и идее, я за то, чтобы любую идею творчески под себя перерабатывать. Поэтому я не буду сейчас рассказывать о Монтессори-педагогике, приводить списки предметов и мебели, необходимых для организации развивающей Монтессори-среды. Если интересно, любой родитель может всю информацию найти в интернете.
Я хочу кратко рассказать и показать, как у нас это работает. Сразу оговорюсь, что у нас все далеко от идеальной развивающей среды: нет специальных зон, пока нет детской мебели, нет места для мытья посуды, даже детского веника нет)))) (это у нас в планах, на самом деле) я просто организовала хранение игрушек согласно двум принципам.
Игрушки и материалы для игр и творчества должны быть:
- всегда доступны ребенку;
- строго упорядоченными, располагаться на своих местах.
Первый принцип мы соблюдаем с того момента, как дочка поползла и стала много времени проводить на полу. У меня в каждой комнате было несколько коробочек и кошелечков со всякой мелочью - Варя с удовольствием это все вынимала и рассматривала. Игрушек становилось больше, больше становились и коробочки и кошелечки (коробки и сумки на самом деле)))) а интереса они вызывали все меньше. Варя спокойно про ползала мимо них, пытаясь достать что-нибудь из шкафчика на кухне или в прихожей.
Второй принцип наводил на меня тоску, как только я думала о том, что буду рассортировывать игрушки по виду, собирать по сто раз пирамидки и тд. Это же долго! Обычно уборка игрушек заключалась в том, чтобы сгрести их все и убрать в коробку.
Но однажды, проводя очередную ревизию игрушек я решила попробовать их красиво расставить. Освободила несколько полок на нижних этажах шкафов. Собрала все пирамидки и расставила красиво рядом. Книжки к книжкам, пузыречки к пузыречкам, пластмассовая мелочевка - в кучку. Потом разошлась: нашла мешок с винными пробками, персиковыми и абрикосовыми косточками, морской галькой (это все я собирала для творчества, но пока, видимо, подожду))) все это рассортировала по контейнерам и красиво расставила.
Было это примерно неделю назад. Дочка уже уверенно ходит вдоль опоры, так что достать все это богатство с полок для нее не составляет труда.
И, вот знаете, те же самые игрушки, которые раньше ее интересовали только если я в них играю (и то не всегда), теперь могут увлечь ее минут на 10-15! Мне кажется, ее привлекает как раз то, что они красиво расставлены.
То есть она сама может уползти от меня в комнату, достать себе книжку, пирамидку, рассыпать камни или косточки и заниматься. Я с непривычки подглядываю за ней периодически - чудеса! Вчера пока мы с мужем готовили ужин, Варя уползла играть, да так увлеченно, что мы не решились ее отвлекать - начали ужин без нее))))
А насчет уборки... Не на много больше времени на нее тратится, если у каждой вещи свое место. Вот правда))
Я, естественно, предполагаю, что это сработает далеко не у всех детей, но попробовать стоит)))
И еще одно. Чудес не бывает. Не стоит ждать, что вы все расставите и ребенок оставит вас в покое на целый день))) если ему хватает вашего внимания в остальное время, если его ничто не беспокоит, если вы научили его играть в ту же пирамидку, то может быть он поиграет один несколько минут. А может и нет)))
Ниже несколько наших фотографий.
Две полки в стеллаже: пирамидки деревянные и пластмассовые разных видов, контейнеры с пластиковыми крышечками от детского пюре, винными пробками, косточками и морской галькой.
Удобная картонная коробка с игрушками, у которых "отпуск", при желании всегда можно открыть и поглядеть, что там. На коробке - ксилофон. Главное, чтобы палочки всегда были рядом - тогда, про ползая мимо, может поиграть. Если палочек нет, то и игры.
Контейнер со "звуковыми" игрушками: детская флейта, колокольчик, глиняная свистулька, шейкер, пищащий молоток, бусы с бубенцом и тд. Книжки, которые не порвутся: матерчатые, клеенчатые, картонные. Жестянки с пластмассовой мелочевкой. Пупс.
Начало игры.
Фото Монтессори-комнат из интеренета.