Думаете, что нет усадебной повести печальнее, чем повесть о
Никольском-Прозоровском?
Ну что же, добро пожаловать в Ольгово...
Былое величие древнего рода, где ты? А ведь очевидец, составляя документ, писал: «К 26 июля 1927 г. вывезено в Дмитровский музей: 1) мебель - 250 предметов, 2) картин, рисунков - 286, 3) оружие - 152, 4) бронзовые и металлические изделия - 177, 5) фарфор - 45, 6) стекло, хрусталь - 14, 7) разные предметы - 56. Итого - 980 вещей». Богатая библиотека частью отправилась в будущую Ленинку, частью разошлась по местным библиотекам, частью... Ну, вы понимаете, колхозников больше согревало тепло печки, чем тепло знаний. Как говорили современники, множество ценных вещей было потеряно, испорчено, просто пропало. Кое-что потом видели на толкучках, в комиссионных магазинах, у коллекционеров...
Но не будем сразу обращаться к беспощадному XX веку, заглянем лучше в век галантный, XVIII.
Льгово (так до XIX века называлось село) имеет историю, восходящую к 1500-м годам. Село переходило из рук в руки, пока наконец в 1740-х не оказалось во владении рода Апраксиных.
Род древний (некий Солохмир, основатель рода, «муж честен», татарский мурза, приехал на службу к князю Олегу Рязанскому из Большой Орды в 1371 году), служил честно, честно погибал на поле боя, но в допетровские времена особо отмечен не был. Апраксины взлетели при Петре I.
Создателями усадьбы в Ольгово были Степан Фёдорович Апраксин, генерал-фельдмаршал времён Семилетней войны, победитель в
сражении при Гросс-Егерсдорфе, и его сын, Степан Степанович Апраксин.
Надо признать,
Степан Фёдорович Апраксин (1702-1758) был человеком скорее удачливым, чем умным и отважным. С детства записанный в солдаты гвардейских полков, благодаря покровительству родственников и друзей, он рос в чинах, редко участвуя в походах и сражениях. Современники отмечали его посредственные способности, сочетавшиеся с ленивым характером. Но умение выбирать себе покровителей и счастливая звезда привели к тому, что императрица Елизавета Петровна пожаловала Апраксина в фельдмаршалы и именно его назначила главнокомандующим действующей армией. Россия вступала в
Семилетнюю войну. И в первом же сражении с пруссаками русская армия одержала
победу! Но, читая о ходе сражения мы видим, что победа произошла скорее вопреки командованию Апраксина. Ключевую роль сыграли стойкость русской пехоты, хорошая артиллерия и решительные действия малоизвестного тогда
генерал-майора Петра Румянцева.
Апраксин же после победы простоял лагерем, бездействуя, неделю, а потом... начал отступать из Восточной Пруссии к границе. Русская армия лишилась всех стратегических преимуществ, которые могла бы извлечь из славной победы. Кампанию следующего года пришлось начинать «с нуля».
Сам Апраксин был отрешён от должности, доставлен в Петербург, предан следствию, и, не дождавшись суда, умер от удара.
Степан Степанович Апраксин (1757-1827), сын Степана Фёдоровича Апраксина, также пошёл по военной части. Судьба отца никак не сказалась на его карьере (да, не наступили ещё сталинские времена). Апраксин-младший в славные екатерининские годы участвовал в крымских походах против турок, отличился в битве с чеченцами на Сунже в 1785 году, был при осаде Очакова в 1788, в 1794 году участвовал в походе против польских конфедератов и пользовался большим расположением Суворова. Выйдя в отставку, жил на широкую ногу в Москве и здесь, в Ольгово.
Жизнь тут была полна развлечений и забав, гости никогда не переводились. Был построен театр, играла крепостная труппа, заезжали гастролирующие итальянские актёры. Постановка пьес поражала роскошью: в опере «Диана и Эндимион» на сцене бегали олени, слышался лай гончих. В Ольгово были свои фабрики - писчебумажная и суконная, химический завод; дворовых было до 1000 человек. Живя здесь, Апраксин вставал рано утром и отправлялся по хозяйству; все встречавшиеся должны были идти за ним, так что возвращался он домой уже с целой свитой. Иногда он ездил в окрестности обедать, пить чай, провести вечер, иногда барабаном созывался в усадьбу народ, которому объявлялось, что у барина сегодня праздник. Работы прекращались, крестьянам выкатывали бочки с вином и пивом и Апраксин приказывал веселиться. Имея слабость к постройкам, Апраксин всегда что-нибудь или ломал, или строил и не терпел возражений в этом случае. Денежные траты его не смущали, он только похлопывал себя по карману и говорил: «У меня тут всё есть».
Первый красавец своего времени, Степан Апраксин-младший отличался особенной склонностью к женскому полу. Он был причиной несчастия княгини Наталии Куракиной, бросившей для него мужа, князя Степана Куракина, двоюродного брата Апраксина. Он же, изменяя Куракиной, влюбился в свою родственницу, красавицу княжну Екатерину Владимировну Голицыну (1770-1854), дочь известной «Пиковой дамы»
Натальи Голицыной. Она неоднократно гостила в Ольгово у своей дочери.
Первый усадебный дом был построен ещё Степаном Фёдоровичем Апраксиным. В 1790-х
Франческо Кампорези капитально реконструировал старый дом, достроил второй этаж, украсил фасад, добавил деревянные пристройки. На фото дом 1910-х годов, немного перестроенный после Кампорези.
Крепостной театр. Сейчас внутри живут гастарбайтеры, армяне и узбеки.
Общий план усадьбы
Обелиски при въезде (на плане - №9)
Правый обелиск отреставрирован. Это, собственно, единственный отреставрированный объект во всей усадьбе.
Липовая аллея от обелисков к усадебному дому. Боже, как красиво здесь было когда-то...
Скотный двор (на плане - №8). Да, тут жили хозяйственно.
Готическая башня (на плане - №5) на пути от усадьбы к церкви. Когда-то их было две, стояли друг напротив друга. Осталась одна, внутри - пустые бутылки, нечистоты и мусор
Грот (на плане его почему-то нет, наверное построили уже в XIX веке) в огромном (40 га!) усадебном парке.
Обратная сторона грота. Я разговорился с местной жительницей, она рассказала, что в здешних руинах местах часто снимают фильмы и сериалы. Так, из этого грота, оформленного скитом, выходил Лев Дуров, игравший монаха-отшельника в каком-то недавнем фильме.
Как мы уже знаем, при каждой уважающей себя усадьбе должны были быть парк и пруд. У Апраксиных прудов было целых три: «Белый воробей», «Малиновый воробей» и «Черный воробей». Пруды очень большие, почему "воробьи", почему цветные - загадка.
На фото - пруд "Чёрный воробей"
Но вернёмся к усадебному дому. Вот он на фото 1910-х годов, вид от пруда "Белый воробей"
После Октябрьского переворота каким-то чудом усадьбу удалось отстоять от местных мужичков грабителей и вандалов. Просто ломящаяся от накопленных за 150 лет картин, статуй, книг, мебели, фарфора, усадьба стала...
Музеем дворянского быта. Первая экскурсия по музею официально была проведена 23 мая 1920 года. За этот год его посетило 510 человек, в 1921 - 1316, в 1922 году - 1506. Правда, после введения входной платы в 1923 году посещаемость сократилась, составив согласно журналу учета 958 человек. Три человека за день... "Нет, такой музей нам не нужен!" решили ответственные товарищи и чуждые новому времени предметы старины отправились в Дмитровский музей и в другие, часто неизвестные, направления.
«Приложения сведений» за 1926 год
сообщают: «Библиотека - около 6000-7000 томов. 370 томов выдано Рабоче-Крестьянскому Клубу, и 250 вывезено в Румянцевский музей. Архив - одна вязка опечатана по акту Центрального Архива, - вывезено 37 жалованных грамот, 10 ящиков семейного и хозяйственного архива». Куда вывезены - неизвестно.
В начале 1930-х годов тут разместился дом отдыха для командиров Красной армии, а в 1934 - 1-й районный лагерь юных пионеров Октябрьского района города Москвы.
Ольгово 1925-1940 годов. Снаружи всё целое.
В ноябре-декабре 1941 года недалеко от Ольгово проходила линия фронта, усадьба оказалась на территории, занятой немцами. С 28 ноября по 5 декабря на
Перемиловских высотах близ Дмитрова шли ожесточенные бои, Яхрома была захвачена. Местная жительница рассказала мне, что в овраг в парке после освобождения Ольгово сбрасывали трупы немцев. Тем не менее, усадьба не пострадала.
Ольгово в, предположительно, 1960 году. Теперь здесь
санаторий "Радуга" Министерства химической промышленности. Двери усадьбы, похоже, заколочены.
Ольгово в 1968 году, на этот раз точная датировка. Всё, приехали: выбитые двери, отвалившаяся штукатурка, пустые оконные проёмы.
В начале 1970-х годов началась реставрация усадебного дома. По крайней мере, так кажется на первый взгляд. На фотографии 1972 года мы видим строительные леса вокруг здания. Крыша частично отсутствует.
Интересно, что статуи с футболистами уже нет, зато есть фонтан с детьми. Впрочем, сейчас там нет ни футболистов, ни фонтана...
И ещё одно фото 1972 года, март. Во времена существования санатория на чердаке главного дома находился водонапорный бак. В результате вымораживания дома его, по-видимому, прорвало, и вылившаяся из него вода застыла огромной сосулькой.
После этого усадебный дом был обречён.
Я поговорил с местным жителем (пузатый пожилой дядька, тракторист). Спросил, как давно дом выглядит вот так. Пейзанин, задумавшись, ответил: "Вот сколько я здесь работаю, всегда таким дом был. А работаю я здесь сорок лет..."
Не война разрушила один из самых красивых усадебных домов Подмосковья. Запустение 1960-х и "реставрация" 1972 года - они страшнее немцев.
Здесь когда-то была парадная лестница. Люди выходили на неё, смотрели на пруд, улыбались, думали о чём-то своём...
Интерьер комнаты в 1910-х годах
Ольгово до 1917 года, бальная зала. Картины, бюсты, колонны...
Ольгово в 1950-е, тот же бальный зал. Если фото правильно датировано (источник: А.Н. Греч. "Венок усадьбам", М., 2006 год), то всё в очень хорошем состоянии.
Хотя я, признаюсь, сомневаюсь в датировке.
Ольгово в 2020-м году. Да, это тот же бальный зал! Обратите внимание на остатки декоративных прямоугольных колонн. Внешняя стена дома просто рухнула, исчезла. Также ничего не осталось от красивых круглых колонн.
Теперь и санатория "Радуга" нет. В бывших корпусах для дворовой прислуги живут какие-то непонятные люди. Тут же бродят гастарбайтеры. Застиранное бельё на верёвках, покосившиеся окна и двери, мусор, полуразобранные машины, дух нищеты и тревоги. Здесь часто снимают кино, в основном фильмы и сериалы про войну: "Женщины на грани", "Чокнутая", "Слуга государев", "Русский крест", "Красные горы", "Рай" Андрея Кончаловского, из последних - "Калашников".
В феврале 2003 года усадьбу купил Олег Дерипаска. Новый владелец обязался провести реставрацию.
В 2008 году был утвержден концептуальный план восстановления усадебного комплекса.
Вики пишет, что "в марте 2015 года стало известно, что новые владельцы не только не провели реставрацию, но ещё и не поддерживали усадьбу в надлежащем состоянии. В связи с этим всё превратилось в руины, были утрачены почти все парковые постройки: беседки, статуи и павильоны."
Из нынешнего 2020 года можно сказать: восстанавливать тут уже нечего.
Можно только снести и построить заново.
Потому что
всё как обычно... Хранение фотографий - фото хостинг iMGSRC.RU (
imgsrc_ru)
Рассказы об усадьбах Подмосковья:
Никольское-Обольяниново Никольское-Прозоровское Ольгово Марфино Мураново Абрамцево Талицы Шахматово Виноградово Середниково Архангельское