Думаете, судьба
Никольского-Обольяниново печальная? Тогда милости просим в Никольское-Прозоровское...
Время неумолимо, часто слышим мы. Но ещё более неумолим человек.
Село Шипилово с окрестностями уже с начала 1600-х годов принадлежало могущественному роду Прозоровских. Иногда некоторые части отходили другим владельцам, но к 1747 году земли вернулись под руку князей-генералов. Среди длинной череды генерал-поручиков, генерал-аншефов и генерал-майоров хочу выделить подзабытого ныне генерал-фельдмаршала.
Александра Александровича Прозоровского (1733-1809).
Один из русских терминаторов XVIII века. Начинал в одни годы с Александром Васильевичем Суворовым. В Семилетнюю войну пожалуй даже больше Суворова прошагал и провоевал с пруссаками. Бил поляков. Бил турок. Бил, а больше стравливал между собой крымских татар. Один из тех, кто положил Крым к ногам матушки-Екатерины. В отличие от Суворова, не чудил. Троюродная сестра Прозоровского, кстати, была женой Суворова. Редко, но бывал бит, да. Но намного чаще бил сам и удары его были методичны и точны. Шуток не понимал, приказы воспринимал буквально, сама Екатерина II в письмах к железному Александру не позволяла себе лирических отступлений, а ограничивалась чёткими инструкциями. Когда в феврале 1790 году императрица, встревоженная первыми признаками начавшегося, под влиянием успехов Французской революции, брожения умов, пожелала иметь в Москве главнокомандующим жёсткого и исполнительного человека, выбор пал на Прозоровского. И что же? Первым же распоряжением московского губернатора Лопухина, масона и либерала - в отставку, Радищева - под суд (доездился из столицы в столицу), либерала Новикова - под арест. Обнаружили продажи французских календарей с новым летоисчислением - иэъять все и запретить к продаже. "Инструкции были получены? Исполняем, примите первую партию арестованных."
От такого рвения даже светлейший князь Потёмкин написал Екатерине: «Ваше Величество выдвинули из Вашего арсенала самую старую пушку, которая будет непременно стрелять в Вашу цель потому, что своей собственной не имеет. Только берегитесь, чтобы она не запятнала кровью в потомстве имя Вашего Величества»
Всех заинтересовавшихся военной карьерой железного человека отсылаю к книге "Кружева и сталь. Заметки о Семилетней войне" т. II ув.
mos_art. Там тонны прекрасного.
Так вот, владел фельдмаршал Никольским-Прозоровским, бывал тут.
Но вернёмся к нашей многострадальной (да, вы видели первое фото) усадьбе. В середине XIX века княгиня Варвара Юрьевна Трубецкая (1828-1901, её мать была Прозоровской) выстроила в подражание формам расстрелиевского барокко большой двухэтажный дом, завершённый луковичными фронтонами, и два флигеля. Да вот же она на фото, сидит у лестницы и смотрит в камеру. А за её спиной - усадьба Никольское-Прозоровское.
В 1859 году она вышла замуж за Петра Петровича Трубецкого (да,
Трубецкая вышла замуж за Трубецкого), однако, большую часть времени муж жил за границей. Будучи во Флоренции с дипломатической миссией, супруг Варвары Юрьевны познакомился с Адой Винанс (1835-1917) - американской оперной певицей.
Пётр влюбился в Аду, которая была на тридцать лет моложе его. Это вызвало большой скандал в его семье в России. Император Александр II запретил Петру Петровичу возвращаться на родину, "чтобы не допустить в родимое отечество дух разврата" (то есть близкородственные связи можно, а развод без проволочек дать - нельзя). Позднее у Петра и Ады родились сын
Паоло Трубецкой, ставший скульптором, Пьер (художник) и Луиджи (инженер-электрик, без затей).
А вот один из поворотных моментов русской истории.
Усадьба Никольское-Прозоровское, 1861 год. Мировой посредник читает местным крестьянам со ступеней господского дома «Положение о крестьянах 19 февраля 1861 г.»
2020 год. Вот эти колонны, а кусты скрывают ступени, с которых 159 лет назад читали о воле.
- Но кто же разрушил усадьбу? - спросит взволнованный читатель. Марсиане, отвечу я. Ну а кто ещё, не освобождённые же русские мужички...
В 1870-1880-е годы усадьбы пошла по рукам. Конечно же, купеческим, ведь родовая аристократия неуклонно беднела. Последним предреволюционным владельцем был знаменитый предприниматель и политик
Владимир Рябушинский, счастливо успевший уехать за границу.
В 1920-е годы в усадьбе работала школа Ликбеза, которая вскоре сгорела. После Ликбеза усадьбу передали Сельскохозяйственной академии. Постройки отремонтировали, а для селекционных работ поблизости заложили фруктовый сад.
Интерьер столовой, 1930-е годы. После Великой Отечественной войны Прозоровское передали под профсоюзный дом отдыха, впрочем, вскоре он был закрыт из-за аварийности построек.
Однако в «Памятниках архитектуры Московской области» (1975) читаем: "Главный корпус в 1930-х гг. пришедший в упадок, в 1950-х годах восстановлен с заменой деревянных перекрытий железобетонными…"
Главный усадебный дом в Никольском-Прозоровском, 1955-1965 годы Мне не удалось найти, кто занимал усадьбу в 1960-1970-х, но судя по фильму Владимира Мотыля «Лес» (1980), во время съёмок усадебный дом ещё находился в приличном состоянии.
(кадры из фильма позаимствованы у
maria_anashina. Отличный блог путешествий!)
Где теперь эта лестница...
А вот фото 1996 года. Уже нет рам на первом этаже, но хотя бы есть крыша. С крышей даже покинутый дом может простоять довольно долго и Никольское-Обольяниново тому пример...
Разруха. Полное, постыдное, мерзкое запустение.
Когда-то с этого места слушали, открыв рот, о царской воле крепостным. Потом потомки крепостных пришли за набежавшими процентами.
Какая великолепная когда-то была парадная лестница!
И ведь заменили же в 1950-х перекрытия на бетон. При должном уходе усадьба могла простоять ещё хоть триста лет...
Флигель в 1955-1965 годах
Флигель в 2020 году. И это ведь сделали не враги и не столетия. Это сделали наши сограждане. Зачем? Какой смысл в этом бессмысленном самоуничтожении?
Каждой приличной усадьбе полагался парк, пруд и церковь. Парк в Никольском-Прозоровском был образцовый. Более того, в парке была построена остромодная штука - грот!
Сейчас грот в таком состоянии, что даже фотографировать не стал. Парк похож на лесные дебри с тут и там встречающимися кучами мусора.
Пруд облагорожен и за его состоянием тщательно следят.
"Как же так?" - спросит настороженный читатель. "Почему усадьба пребывает во тлене, а за прудом ухаживают какие-то добродетели?".
Отвечу, успокоив дыхание.
Дело в том, что впервые в Никольское-Прозоровское мы заехали в 2009 году. Тут было всё тоже самое, точно такая же разбомбленная усадьба, но вот на берегах пруда ревели моторами бульдозеры, терраформировавшие землю. Мы зашли в церковь Николая Угодника (фото чуть ниже), где активно шли реставрационные работы. "Как же так?" - спросили мы у пожилой женщины в платочке. "Кто это так активно и щедро благоустраивает пруд?" - спросили мы (про того, кто восстанавливает церковь спрашивать не стали). "
- Нам помогает благотворительный фонд" - ответила прихожанка.
- Наверное, это очень щедрый фонд? Ведь это огромные деньги, сделать берега пруда заново (и почти с нуля обустроить церковь)
- Да, щедрый.
- Но кто же такой щедрый в 2009 году? (да-да, прошёл год с кризиса 2008)
- Газпром - тихо прошептала прихожанка...
За прудом и церковью начинается вереница богатых коттеджных посёлков. Места тут такие, по берегам канала имени Москвы. Усадебные тут места...
Ну а дети первым делом угнали плот и уплыли на середину пруда.
Вот и церковь Николая Угодника. Состояние 5+ из 5 возможных.
А немного поодаль стоит заброшенная детская площадка с героями советских мультиков. Современные дети не смотрят старые мультфильмы. Похоже, их время прошло.
Новые вкусы.
Новые мультфильмы.
Новые усадьбы.
- Медвежонок, а давай помечтаем!
- Конечно, Ёжик. Давай помечтаем...
Рассказы об усадьбах Подмосковья:
Никольское-Обольяниново Никольское-Прозоровское Ольгово Марфино Мураново Абрамцево Талицы Шахматово Виноградово Середниково Архангельское