на прошлой неделе я получила от издательства Альпина Паблишер на рецензию книгу
Дейв Берджес Обучение как приключение: Как сделать уроки интересными и увлекательными.
первое впечатление было не очень - залихватский оптимизм, который часто встречается в западном нонфикшене, помноженный на хвастовство и самолюбование автора... такое читаешь и даже если с чем-то соглашаешься, все равно хочется спорить. пожалуй, самая большая на тот момент моя претензия была к утверждению, что детей на уроках нужно развлекать. если выбирать между требованием проглотить скучное и повеселиться на уроке-шоу - наверное, шоу все-таки лучше. но по сути все то же пассивное потребление.
однако, к середине первой части я переменила свое мнение и об авторе, и о его методах. потому что он действительно создает живые и интересные уроки, подходит к процессу творчески. потому что не считает, что сейчас дети должны потерпеть и делать скучное и неприятное ради светлого будущего. потому что искренне озабочен, как сделать так, чтобы детям было в школе хорошо. в итоге я даже прониклась лозунгом Берджеса "учи как пират", поскольку за желанием привлечь внимание и удивить там есть и очень важный призыв выходить за рамки, рисковать.
вторую часть книги я читала уже взахлеб, ловя себя на мысли, что хочется побыстрее найти каких-нибудь детей и начать чему-то их учить. хотя многие идеи мне знакомы, я и сама не раз придумывала способы как превратить учебу в игру, как заменять сухую теорию двигательным-интерактивным, как искать близкие ребенку, жизненные примеры и прочее. но тут эти "крючки", как называет их автор, систематизированы и когда читаешь все подряд, запускается и собственный мозговой штурм, начишаешь достаривать и развивать идеи. кажется невзможным не заразиться энтузиазмом автора.
этот заряд и поток идей пригодятся любому человеку работающему с детскими группами (не обязательно в школе). возможно даже не только детскими. много полезного в книге нашлось для проведения праздников (и теперь мне еще больше хочется делать познавательные праздники). родителям хоумскулеров должно быть любопытно. да и другим родителям тоже, поскольку нужно уже что-то менять в представлении общества о роли и поведени учителя. хватит, по выражению Берджеса, кормить детей сырым мясом и удивляться, что они не едят его с удовольствием.
возможно, первого моего, не слишком приятного, впечатления о книге не случилось бы, посмотри я сразу выступления автора на TED. теперь-то мне Берджес ужасно нравится и хочется поискать и другие его выступления, и книги.
Click to view