Женские профессии. Часть. 1. Повитухи.

May 18, 2015 15:22

Этой статьей я начинаю серию рассказов о традиционных женских профессиях.

Начнем с ремесла повитухи - одного из старейших женских ремесел.






Немецкое слово «Hebamme» происходит от старонемецкого «Hevianna», где первая часть означает «heben» (поднимать), а вторая - "Ahnin" -  „предок/бабка“. То есть слово повитуха изначально означало «поднимающая». По древнему обычаю германских племен повитуха поднимала новорожденного на щите и протягивала его отцу, и тот признавал (или не признавал) ребенка. По традициям тех суровых времен отец также имел право умертвить ребенка, если видел, что он слаб.

Английское слово midwife происходит от староанглийского „mid wife“ - „с женщиной/женой». Угадывается немецкий предлог „mit“ и немецкое существительное “Weib“(женщина), да?) То есть «вместе с женщиной/ роженицей».

Русское слово «повивальная бабка», «повитуха» связано с глаголом «повивать/завязывать» пуповину. Современное слово «акушерка» французского происхождения. Глагол accoucher - родить/рожать.

Можно в комментариях ниже обсудить этимологию этого слова в других языках.

1513 год. Повитуха принимает роды.




Причиной того, что женщины рожают не так легко, как в самки животных, является, конечно, вовсе не библейское проклятье дочерям Евы в момент изгнания их Эдемского сада «...и в муках будешь рожать детей своих...», а антропологические особенности строения женского таза. В процессе эволюции и изменения климатических условий на планете человеческие особи стали ходить на двух «задних» ногах, а «платой» за прямохождение и бег стало сужение костей таза.




Чтобы снизить страх перед родами, с языческих времен на помощь призывалась магия. Амулетам и прочим оберегам приписывались свойства защиты от всякого рода нечистой силы, которая якобы подстерегает роженицу и младенца, а также свойства снижения боли и «подстраховки» от возможной смерти. Многие повитухи использовали в своей работе элементы магии. В помещении, где проходили роды, произносились магические заклинания, сжигались пучки трав, проводилось символическое окуривание, к бедрам роженицы привязывали минерал аэтит ("орлиный камень"). На помощь призывались разные языческие божества.

Рождение близнецов:



Когда ребенок появлялся на свет, повихуха отрезала пуповину на длину четырех пальцев, перевязывала ее. Затем она очищала тельце от крови и слизи и купала его. Нёбо новорожденного смазывалось мёдом, чтобы возбудить аппетит. Преждевременно рожденных намазывали свиным жиром до тех пор, пока он сам не мог сохранять температуру тела.




С распространением христианства покровительницей рожениц стала считаться дева Мария, которая сама была матерью. Кстати еще в средние века многие повитухи ставили под сомнение факт девственности Марии, родившей Иисуса. Но, разумеется, они держали свое мнение при себе, так как со всесильной церковью в средние века шутки были плохи.

Роженице и ее семье следовало читать молитву «Quicumque vult». При трудных родах в немецкоязычных регионах популярен был заговор: «О дитя, живо или мертво, выходи на свет, Господь зовет тебя!» По крайней мере чисто психологически эти меры оказывали положительное влияние на роженицу.

1505 год. Из пособия для повитух:




Ремесло повитухи в средневековье было весьма почетным и уважаемым. И так было до периода "охоты на ведьм"....

«Мрачная» эпоха средневековья ознаменовалась усилением авторитета церкви во всех аспектах жизни. И повитухи были также загнаны в тесные рамки норм, предписаний и «христианских» правил, которые они были обязаны неукоснительно выполнять.

1569 год. Родильное отделение госпиталя:




В "Молоте ведьм" (1486), инструкции по разоблачению ведьм, подробно описывалось, как распознать ведьму и чем она опасна. И повитухи были "группой риска" в этой ужасной расправе.
Учитывая жалкое состояние гигиены того времени, смерть новорожденного или роженицы были частым явлением. Тем не менее, семьи умерших часто искали виноватых. Если в какой-нибудь деревне смертность рожениц или новорожденных возрастала, подозрение падало на местную повитуху. К тому же богословы утверждали, будто ведьмы-повитухи готовят свои снадобья из некрещеных младенцев.

1471 год
:



Церковь больше всего волновало, чтобы при сложных родах, когда жизнь матери и ребенка висела на волоске, повитуха успела совершить обряд «экстренного» крещения. Ведь страшнее всего считалась не смерть, а то, что «нехристь» будет вечно гореть в геене огненной, и Cатана овладеет его душой!!! В то время как крещеный младенец может спокойно умирать, его душа сразу попадет в рай.

Повитухи получали «инструкции» по проведению «экстренного» крещения. В 21 веке эти инструкции звучат совершенно абсурдно. Даже если ребенок частично вышел из чрева матери, и дело дальше не идет, то повитуха была обязана сконцентрировать свои силы на скорейшем крещении этой вышедшей на белый свет «части» ребенка (будь то даже кисть ручки или ступня ножки), а только потом продолжать оказывать дальнейшую помощь роженице и младенцу. У каждой повитухи в сумке наряду с инструментами была бутылочка со «святой» водой (которая, понятное дело, часто кишела микробами).

В некоторых регионах повитуха могла совершать последнее причастие, принимать исповедь и отпускать грехи умирающей.

Кадр из фильма "Акушерка", другие фото ниже.




Есть определенные свидетельства, по которым историки предполагают, что повитухи в средние века были меньше других людей подвержены церковному мракобесию, не очень-то придерживались этих указаний церкви и чаще всего действовали в интересах роженицы и ребенка. Однако недоброжелатели могли донести на нее в церковные «органы», что мол она не успела покрестить ребенка. А священник при подозрении, что такая-то повитуха «не блюдет веру», мог придти и присутствовать при родах. У повитухи могли быть неприятности. А в периоды «охоты на ведьм» дело могло закончиться для нее вообще костром. Ведь женщины именно этой профессии были самыми первыми «кандидатками» в «ведьмы». Повитуха владела множеством потайных знаний - разбиралась в травах, заговорах, в ее руках находилась жизнь матери и ребенка. Иногда у нее умирала роженица или новорожденный - а не приложила ли она к этому руку? Она постоянно имела дело с некрещеными младенцами, значит, по мнению теологов была наиболее подвержена искушениям дьявола. Больной мозг церковных мракобесов придумывал совершенно бредовые сценарии - что мол повитуха может поддаться уговорам и соблазнам Сатаны и подкинуть роженице ребенка Сатаны, а некрещеного ребенка роженицы умертвить. Такие сценарии встречаются в современных фильмах ужасов, а тогда это была реальность. Кроме того инквицизия считала женщину по умолчанию нечистой, греховной. Ремесло повитухи было связано с женщинами, она прикасалась к их половым органам, а через них, по мнению теологов, в тело мог вселиться Сатана. Да и сама повитуха ведь была женщиной.

1515 год.



Хотя это было и запрещено и церковью, и профессиональной этикой, но она, будучи травницей, знала, какую травку выпить (например, отвар плодов туи, которые ядовиты), чтобы беременная «выкинула» нежелательного ребенка, так как у нее обессиленной и так уже семеро голодных по лавкам. Даже если повитуха и не занималась этим, но чисто теоретически МОГЛА. А раз МОГЛА, значит, виновата. В общем, «был бы человек, а статья найдется»(с). В годы «охоты на ведьм» сотни повитух были подвержены пытками и казнены. Некоторые перед смертью под пытками "признались", что убили десятки младенцев (прим.: под пытками и сам Папа Римский бы признался, что прелюбодействовал с Сатаной)

17 век. Повитуха пришла к роженице:



Повитуха должна была вести благочестивый христианский образ жизни. Ей вменялось в обязанности также выпытать у роженицы имя отца ребенка, если та была незамужем. Вопросам христианской морали в средние века придавалось куда больше значения, чем вопросам медицинской и психологической помощи роженицам. Остается только гадать, как повитухам тех времен удавалось сохранять баланс между профессиональной этикой и требованиями церкви. При всех их продвинутых (по тем временам) медицинских познаниях нельзя забывать, что они все же были продуктами своей эпохи, с теми же страхами и проблемами, что и другие. И они должны были жить по нормам своего времени.

Роды знатной женщины:



Интерес представляют медицинские знания повитух. С незапамятных времен хорошие повитухи знали о том, что спорынья ускоряет схватки, а белена, красавка и мак оказывают наркотическое обезболивающее действие. Они умели сшивать разрыв промежности шелковыми нитками, делали кесарево живым (правда, многие роженицы не выживали). Некоторые навыки повитух прежних времен утеряны - например, как повернуть плод нужным образом с помощью введенных в матку спиц и лент.

Семья в ожидании...



Еще в Старом Завете упоминались мудрые «знающие» женщины, которые оказывали роженицам помощь в самый ответственный момент.

Много тысяч лет обучение ремеслу повитухи у всех народов проходило по одному и тому же принципу: “learning by doing“, как сказали бы сегодня. То есть молодая начинающая повитуха училась ремеслу у старой опытной женщины, сначала просто сопровождала свою наставницу, помогала ей принимать роды, наблюдала, обучалась всем секретам, а затем и сама начинала принимать роды под присмотром старшей. Так из поколения в поколение и передавались знания и опыт.

1280 год.




Справедливости ради следует отметить, что не только женщины исполняли роль повивальных бабок. В отдаленных сельских регионах к роженицам из бедных слоев было обычным делом звать мужчин-пастухов в качестве в качестве повивальных «бабок». Считалось, если он умеет принимать роды у коровы или овцы, то и у женщины сможет. Но большинство повитух все-таки были женщинами.

У древнеримских, древнегреческих и персидских врачей родовспоможение не считалось частью медицины. В отдельных древних трактатах затрагивались такие «гинекологические» темы, как зачатие, беременность, бесплодие, менструация. В общем, пока процессы протекали внутри самого организма, это относилось к медицине. Но как только начиналась стадия изгнания плода из чрева матери, это была уже не медицина, а область знаний повитухи. Ученые медики ссылались на то, что это «женские дела» или довольствовались парой поверхностных советов...Например, «заставить роженицу чихнуть, чтобы плод быстрее вышел».




Один из немногих известных трудов по акушерству, написанный мужчинами, датируется 350 годом н.э. Автор, врач Theodorus Priscianus, выражает в предисловии благодарность некой повитухе по имени Виктория, у которой он консультировался по практической части книги. «Хочу лишь поддержать тебя своими знаниями, чтобы ты, имея преимущество принадлежности к тому же полу, могла употребить эти знания для излечения женских недугов». История не сохранила никаких сведений об этой Виктории, даже неизвествестно, владела ли она грамотой, чтобы прочитать эту книгу. Мы только знаем, что она поделилась своими знаниями с доктором.

Таким образом практическая область родовспоможения была полностью в руках женщин повитух. Врачи долгое время не вмешивались в их дела. Женщины сами опытным путем находили методы помощи роженицам при осложнениях. Первые учебники по родовспоможению были написаны именно женщинами повитухами, а не врачами.

1819 год. Повитуха несет ребенка в церковь. Повитухи часто становились крестными детей, которым они помогли появиться на свет.



Одно из первых дошедших до нас имен таких «знающих» женщин это Тротула из Салерно, жившая в ХI веке . В своей книге она описала 16 вариантов осложнений при родах - например, голова не проходит через родовый канал, поперечное предлежание, ребенок идет ногами и так далее.. Как симптомы замершего плода были указаны отсутствие движений плода, впавшие глаза роженицы и ее «бесчувственность» на губах и лице. К каждому варианту осложнения Тротула дает детальные указания для повитухи.

Тротула также описывает рецепты мазей, компрессов, снадобий. Для изгнания замершего плода Тротула советует водяные или паровые ванны с определенными травами. Если это не помогает, то следуют указания, как извлечь плод по кусочкам.
Если повитуха видела, что роженица умерла, а плод еще жив, она была ОБЯЗАНА как можно скорее сделать кесарево острым бритвенным лезвием. Это было правилом у всех повитух, а также требованием церковного синода - с целью спасти жизнь ребенка. Если у повитухи не хватало мужества сделать кесарево, она должна была позвать на помощь мужчину, например, мужа роженицы. Иначе она считалась виновной в смерти ребенка и могла подвергнуться наказанию. Кесарево проводилось главным образом у умерших рожениц.

1774 год. Роды в состоятельной семье.




Если ребенок шел ногами, то следовало его слегка «втолкнуть» назад и попытаться перевернуть головой вниз. Если это не помогало, особо искусные повитухи умели ввести через родовые пути две спицы, на концах которых были привязаны тонкие ленты. С помощью спиц они особым образом оборачивали ленты вокруг ног плода, поворачивали его в нужном направлении и вытаскивали на свет божий. Эти спицы были единственным вспомогательным инструментом, которым разрешалось пользоваться повитухам. Применение щипцов являлось для них абсолютным табу, за них можно было угодить в тюрьму или по крайней мере иметь серьезные неприятности. Щипцы имели право накладывать только врачи. Акушерка была ОБЯЗАНА по первому требованию «участкового» врача предъявить ему свою сумку, чтобы он мог проверить наличие щипцов, приспособлений для абортов, а также «запрещенных» трав.

Повитуха консультирует беременную пациентку:




Когда начинались схватки, повитуха знала свое дело. Но как только наступали осложнения, у нее в средние века было немного средств. Доказательством тому была высокая смертность рожениц и новорожденных буквально до 19 века. Ведь каждое мануальное вмешательство (все эти спицы, крючки...) было сопряжено с риском занесения инфекции или кровотечением. Поворачивание плода в утробе таило в себе опасность отслоения планценты или придавления пуповины. Серьезных болеутоляющих средств не было.

Очень страшились родильной горячки, которая была обусловлена занесенной при родах инфекцией. Чаще всего она случалась при первых родах.




Данные архива города Флоренции за 1424, 1425 и 1430 годы показывают, что 20% всех замужних женщин города умирали при родах или от родильной горячки. В английских аристократических семьях в период 1330-1479 умерло 36% всех мальчиков и 29% всех девочек, не достигнув 5-летнего возраста. Данные по смертности английских рожениц составляют 25%.

Историческое исследование проливает также свет на тему бесплодия. 16-17% всех браков герцогских семей в Англии 14-15 веков были бесплодными (учитывались браки, где оба супруга доживали до нефертильного возраста).

1510.Знатная роженица:




Что касается низов, то тут более менее достоверные (отрывочные) данные по смертности рожениц из бедных слоев населения существуют только начиная с 17-18 века. Но несомненно до этого они были такими же высокими, если не еще выше, чем среди знатных рожениц. Повитухи ведь были не волшебницы. Но без их помощи смертность была бы еще выше.

18 век. Мужчина-акушер в Англии. Видно по одежде, что смотреть на гениталии роженицы ему было нельзя, он делал свою работу наощупь:



Оплата труда повитух происходила по-разному. В большинстве случаев их доходом были средства, полученные от семей рожениц. Поэтому иная повитуха предпочитала посещать богатых пациенток, а бедным время от времени отказывать. Чтобы избежать этого магистраты некоторых богатых городов сами платили (твердый) оклад своим повитухам. Например, в 1381 году город Нюрнберг платил каждой повитухе по гульдену каждые три месяца. Город Брюгге платил 12 грошей в день при 270 рабочих днях в году. Власти Ульма в 1491 году издали закон, где повитухам запрещалаось отказывать малоимущим пациенткам. Но все же абсолютное большинство повитух жили за счет оплаты своих трудов семьей роженицы деньгами или «натуралиями».




Вплоть до 20 века о повитухах во многих регионах упорно ходили слухи, что они делают также и аборты. И даже репутация тех повитух, которые никогда этого не делали, страдала из-за ее коллег, практикующих аборты. В немецком языке женщины делающие аборты, назывались Engelmacherin - «делающая ангелов». Это могла быть как пофессиональная повитуха, так и просто решившая подзаработать таким путем домохозяйка. Последние брали за «услугу» совсем недорого, но и ведь и квалификации у них никакой не было. Аборты они делали порой самыми абсурдными и опасными методами.

Роды с мужем:



18-ый век (век Просвещения) внес значительные изменения в науку и в многовековой уклад жизни. Европейские государства стали брать под свой контроль обучение повитух. Теперь они не имели права практиковать без лицензии. А лицензию можно получить только после курса обучения при госпитале. Пациентками госпиталей были были в основном незамужние и другие беременные женщины без средств к существованию. Взамен на кров и стол они соглашались стать объектами изучения докторов, студентов и будущих акушерок.

Знатные женщины всегда рожали дома, часто под присмотром нескольких повитух.

Сцена в госпитале (кадр из фильма «Акушерка»):




Бесспорно, это было очень унизительно. С этими женщинами обращались бесцеремонно, как с подопытными кроликами. Но с другой стороны без этого опыта в госпиталях и ошибок врачей невозможно было двигать вперед медицину. Именно тем безымянными женщинам мы обязаны тем, что в 21 веке смерть роженицы или ребенка случаются чрезвычайно редко.

Повитухи, особенно пожилые и опытные, были очень недовольны тем фактом, что от них требовали лицензии. Их оскорбляло, что какой-то молодой безусый врач, вчерашний студент, который и беременную видел только на картинке, будет экзаменовать ее и указывать ей, как принимать роды. И того хуже - иметь право проверять ее саквояж на предмет «запрещенных» средств.

Середина 20-го века. Сельская акушерка (Германия):




Постепенно права акушерок были урезаны. Причем не из-за церкви, а из-за медицинского авторитета докторов-мужчин. При родовых осложнениях все чаще стали звать врача. К концу 19-го/началу 20-го веков рожать с врачами стало просто безопаснее, так как были сделаны (врачами!) открытия в области наркоза, асептики и антисептики, что сделало возможным успешное проведение кесарева сечения. Смертность рожениц существенно снизилась.

Сельская акушерка:




Стоит заметить, что в отдаленных регионах роль акушерки часто брали на себя соседки или родственницы, для которых это не было основным ремеслом, они занимались этим от случая к случаю. Ведь профессионально обученных акушерок в сельской местности остро не хватало, а рожали там много и часто. И пока самоучки не брали плату за свои услуги, они не вступали в конфликт с законом. Проблемы начинались только если они начинали брать плату за свои услуги - это было позволено только после обучения в школе акушерок и получения диплома и лицензии.

Первое купание:




Но в сельской местности акушерки вплоть до середины 20-го века оставались авторитетами в области родовспоможения.

Начало 20-го века. Сельская акушерка (страна?)



История сохранила имена некоторых известных акушерок.

Мари-Луиза Буржуа (1563-1636), автор многочисленных пособий, личная акушерка французской королевы Марии Медичи :




Мари-Луиза Буржуа представляет французскому двору новорожденного дофина, будущего Людовика 13-го:




Мари-Луиза Буржуа принимала роды также и у Габриэль д’Эстре, фаворитки короля Генриха IV.

Юстина Зигемунд (1636-1705), придворная акушерка прусского двора, написала несколько иллюстрированных пособий.




Страница из книги Юстины Зигемунд:




Расскажу о двух фильмах, где особенно ярко показано соперничество врачей и акушерок 200 лет назад.

«Die Hebamme - Auf Leben und Tod»/"Акушерка -  не на жизнь, а на смерть" (2010) с Бригиттой Хобмайер в главной роли. Тироль, 1813 год...О буднях повитухи в горной альпийской деревне. Основано на реальных событиях двухсотлетней давности, когда акушерка потеряла лицензию за непроведение «экстренного крещения». Фильм есть полностью на ютьюбе (1,5 часа на немецком языке). Там на первой минуте фильма, когда акушерка собирает свой чемоданчик, видны спицы с лентой для переворачивания плода.

С полным оснащением для родов - к роженице:







Выяснение отношений мужем роженицы:







Проблемы с католической церковью:










Больница и студенты:




"Человеческим материалом" для больниц были женщины из низов.
















Еще один фильм...

«Die Hebamme»/"Акушерка" (2014) с Йозефиной Пройс в главной роли. Марбург, конец 18-го века... Фильм рассказывает о молодой девушке, которая проходит обучение в школе для акушерок. Трелейр фильма. (не знаю, есть ли фильм где-то полностью)




Ученица акушерской школы шокирована демонстрацией родов перед студентами-медиками:







Ученицам школы акушерок приходилось мыть полы в больнице:










Источники укажу в конце цикла, когда все части будут написаны.

женские профессии

Previous post Next post
Up