Отцы-основатели на хлопковом поле: Дональд Кнут, Stephen Cole Kleene, Земанек, Ершов

Nov 09, 2019 22:49

Симпозиум «Алгоритмы в современной математике и ее приложениях» 1979, Ургенч, Узбекистан

Из архива Ершова Андрея Петровича: "С 16 по 22 сентября 1979 г. в г. Ургенче, областном центре Хорезмской области Узбекской ССР, состоялся симпозиум «Алгоритмы в современной математике и ее приложениях». Симпозиум проводился Академией наук Узбекской ССР при поддержке Академии наук СССР и ее Сибирского отделения. Непосредственными организаторами симпозиума были Институт кибернетики АН Узбекской ССР и Хорезмский облисполком. В симпозиуме приняли участие 26 советских и 13 зарубежных ученых.

Инициаторами симпозиума были член Национальной Академии наук США профессор Дональд Кнут, действительный член Академии наук Узбекской ССР Васил Кабулович Кабулов и автор этого сообщения. С самого начала предполагалось посвятить симпозиум памяти великого хорезмского ученого IX века Аль-Хорезми, с чьим именем в одной из его главных работ связаны такие фундаментальные понятия математики, как алгоритм и алгебра"

В колхозе имени Фрунзе под Хивой на сборе хлопка. Это вам не алгоритмы выдумывать, товарищи ученые, доценты с кандидатами...

Дональд Кнут



Стефен Клини: "работайте негры, солнце еще высоко !"


Андрей Петрович Ершов и местное начальство


Дональд Кнут-Так то оно вернее будет, это тебе не искусство программирования, фартук надо на пояс завязывать


Входим во вкус


одинокий программист-партизан в поисках белого золота


Нет равных узбекскому гостеприимству. Академик Сагды Хасанович Сираждинов, президент Узбекской Академии Наук,член-корреспондент АН СССР Андрей Петрович Ершов, организатор симпозиума, Аад ван Вейнгаарден, один из основателей голландской информатики и вычислительной техники.


Есть первый килограмм. А.П.Ершов


Дональд Кнут, Стефен Клини и "хлеб-соль"




Дональд Кнут с женой и пионеры


Участники симпозиума на экскурсии в местной школе


В школе


Продолжение банкета. Как и положено - чай из пиал


Гостей встречал ансамбль народного танца


А теперь - дискотека: Дональд Кнут танцует народные танцы


Гости на Аллее Парадов возле фонтанов в Ташкенте


Танцует Стефен Клини


Хива. Супруги Земанеки. Хозяева. Погонщик с верблюдом


Экскурсия на шелко-ткацкую фабрику. коконы шелкопряда


В парке


В официальном сообщении об Ургенчском симпозиуме (Журнал «Кибернетика», 1980, № 2) Андрей Петрович писал:

"Следует сказать, что по всем показателям прошедший симпозиум превзошел все ожидания. Состав участников симпозиума был очень сильным. В симпозиуме участвовали 26 советских и 13 зарубежных ученых. К большому огорчению, отсутствие финансовой поддержки и организационные неурядицы помешали приехать большей части ученых США и всей французской делегации.

Что касается французской делегации, то имеющиеся архивные материалы позволяют установить, что с ней произошло. Трое французских ученых, приглашенных на симпозиум, М. Нива, Ж. Вюймэ и Э. Желенб, прилетели 15 сентября из Парижа в Москву и предполагали в тот же день вылететь в Узбекистан. Однако этого не произошло. Профессор Э. Желенб в своем письме А. Ершову рассказывает:

"По прибытии в Москву 15 сентября меня и моих коллег проф. Нива и проф. Вюймэ встретила девушка от Академии наук и сообщила нам, что билетов на самолет, вылетающий этим же вечером, нет, а мы сможем улететь в Ургенч только вечером 19 сентября. Это нас очень удивило, поскольку симпозиум начинался 16 и заканчивался 21 сентября.

Мы отметили, что эта ситуация неприемлема для нас, мы не можем терять столько времени даром. Но ничего не было сделано. Нас поместили на субботу-воскресенье в гостинице Академии наук и забыли про нас. В понедельник мы обратились за помощью во французское посольство. Атташе по науке пытался добиться каких-то результатов по телефону, но не преуспел. Мы решили закончить на этом наше путешествие и 17 сентября вернулись в Париж.

Это и есть «организационные неурядицы», которые, как мы знаем, слишком часто случались в Управлении внешних связей АН СССР.

Что касается американских учёных, то здесь, возможно, проявил «бдительность» директор Московского вычислительного центра академик А.А. Дородницын, личность весьма влиятельная в официальных структурах АН СССР. Такой вывод напрашивается при чтении его письма, направленного А.П. Ершову ещё в самом начале подготовки Ургенчского симпозиума, 27 октября 1978 года. Дородницын пишет:
"Пока, поскольку я знаю, в отношении приглашенных иностранцев основной крен делается в сторону америкашек, что мне - должен откровенно признаться - не особенно нравится. В противоположность некоторым, я низкопоклонством перед этой публикой не страдаю."

Не будем обращать внимания на такие злобные выпады.

Ургенч стал местом научного паломничества группы выдающихся учёных, приехавших из разных стран, не только для того, чтобы обсудить важнейшие проблемы современной математики, но также почтить память великого средневекового ученого Мухаммада аль-Хорезми, который родился и трудился в этих местах. Каждый раз, когда мы говорим «алгоритм», мы произносим его имя.

Ургенчский симпозиум стал первым в истории науки собранием, где была сделана попытка собрать вместе всё, что известно об аль-Хорезми и его работах. Особую роль сыграл в подготовке и проведении симпозиума австрийский ученый Хайнц Земанек.
Значение Ургенчского симпозиума не ограничивается одной научной стороной дела. Для его участников поездка стала своего рода паломничеством к местам рождения и жизни аль-Хорезми. В дни симпозиума гости посетили исторические места Хивы, Бухары и Самарканда.

В городском саду Ургенча состоялся торжественный митинг, посвященный закладке памятника Мухаммаду аль-Хорезми.

Гостеприимство местных жителей было безграничным. Гостей встречали узбекские танцоры, музыканты, дети с гирляндами цветов… На полях одного из колхозов древней Хивы, расположенной поблизости от Ургенча, учёным предложили надеть специальные фартуки для сбора хлопка, и начались дружные и весёлые соревнования. Говорят, победителем стал молодой Георг Земанек.

Впоследствии «паломники» писали о симпозиуме в Ургенче:

Дональд Кнут:
Этот симпозиум - паломничество учёных в Хорезм, к месту рождения самого понятия «алгоритм» - стал для меня сбывшейся мечтой. Хотя мы с Андреем официально числились сопредседателями этой встречи, на самом деле Андрей взял на себя 99 % работы, в то время как у меня была возможность расслабиться и наслаждаться происходящим, узнавая много важного от людей, с которыми я там встречался. Такое бывает лишь раз в жизни, и мне хочется надеяться, что многие другие специалисты в области вычислительного дела смогут принять участие в подобной встрече, если кто-то ещё вдохновится примером Андрея.

За эту неделю я узнал его гораздо лучше, и был особенно поражен тем, насколько блестяще он справлялся со всеми многочисленными ролями: руководителя конференции, организатора, философа, оратора, переводчика и редактора.

Борис Трахтенброт: "Андрей Ершов был организатором ряда международных симпозиумов по теоретическому программированию, в которых принимали участие влиятельные зарубежные ученые… Кульминацией стал поистине незабываемый симпозиум «Алгоритмы в современной математике и её приложениях» (Ургенч, 1979). Он был задуман как научное паломничество в Хорезм, на родину «алгоритма», под председательством А.П. Ершова и Дональда Кнута."

Х. Земанек: "С международной точки зрения одним из наиболее впечатляющих событий стал симпозиум в Ургенче в 1979 году. Совместно с Дональдом Кнутом и от имени Академии наук СССР Андрей организовал симпозиум «Алгоритмы в современной математике и её приложениях» с такими выдающимися участниками, как С. Клини, Ф. Бауэр, Г. Кауфман и А. ван Вейнгаарден. Это мероприятие стало ключевым для развития теории алгоритмов и послужило стимулом к празднованию в 1983 году 1200-летия со дня рождения аль-Хорезми также в Хорезме, на его родине."

В начале 1980 года один из участников симпозиума, англичанин М. Патерсон, президент Европейской Ассоциации вычислительных наук, опубликовал в Бюллетене этой Ассоциации отчет о поездке в Ургенч. Он сказал в частности:
"Этот неформальный симпозиум дал возможность его участникам установить новые научные и общественные контакты и восстановить прежние. Это особенно важно в условиях, когда необходимо преодолевать языковые, политические и географические препятствия, которые так часто мешают развитию нашей науки. Я уверен, что все мы сохраним в нашей памяти тот дух содружества, коллективизма, который окутывал нас в течение этой восхитительной недели."

Воспоминания Ю.И. Манина

В 1504 году в Страсбурге была опубликована книга Грегорио Рейша Margarita Philosophica. На одной из гравюр в этой книге стоящая женская фигура, символизирующая Арифметику, созерцает двух сидящих за разными столами мужчин:   "алгориста" и "абакиста".
Абакист склонен над абаком, дожившим до дней моей молодости в виде счетов, костяшками которых умело орудовала любая кассирша в любом магазине или столовке.
Алгорист пишет арабские цифры прямо на верхней доске своего стола.
Символика этой гравюры была еще очень жива, когда появилась книга Рейша. Римская традиция, защищаемая католической церковью, заставляла пользоваться римскими цифрами для обозначения чисел. Они совершенно не подходили для вычислений, равно астрономических и коммерческих, и тут спасала первая широко распространенная вычислительная машина:  абак.
Арабские цифры и индийская система работы с десятичными записями, включающая знак для нуля, были привезены в Европу крестоносцами и купцами. "Алгористы" умели считать "на бумажке" (или "на песке"), и ассоциировались с опасным, магическим, мусульманским знанием.
"Алгористы" усвоили учение великого аль-Хорезми, уроженца Хорезма, в честь которого Андрей Петрович Ершов и Дональд Кнут организовали в 1979 году международный Симпозиум "Алгоритм в современной матем­атике и ее приложениях".
Многие замечательные математики и вычислители приехали в Ургенч.
С. Клини ходил с трудом, опираясь на палочку, ему было уже за семьдесят. Но я помню, с каким энтузиазмом он поднимался по крутым ступеням на башню обсерватории (или высокого минарета?). Он был живым воплощением истории алгоритмов в XX веке.
Подъем на башню входил в культурную программу конференции, организованную гостеприимной местной администрацией. В передовом показательном колхозе гости с любопытством смотрели, как происходит сбор хлопка: проходя между рядами кустов, вату из коробочек выщипывали руками и складывали в холщевый мешок, висящий на животе. Желающие могли попробовать сами. После этого гости обедали за длинными столами, а меж столами танцевали малоодетые танцовщицы, приводя в смущение непривычных математиков.
В Ургенче я впервые близко познакомился с Андреем Петровичем Ершовым. Я жалею, что жизнь в разных городах не позволила нам узнать друг друга получше и подружиться. Наша последняя встреча случилась, кажется, во время Международного Математического Съезда в Варшаве. Мы остановились в одной гостинице, и как-то, зазвав меня к себе в номер и заказав туда чай с закусками, А.П. показал мне подборку своих стихов.
На Симпозиуме меня попросили переводить доклад Дональда Кнута. В какой-то момент Кнут задал риторический вопрос: "Все эти люди, пишущие сейчас библиотеки программ - чем занимались бы они пятьдесят лет назад?" Кнут выдвинул предположение, что есть тип математиков (и не только математиков) с алгоритмическим мышлением, они существо­вали всегда, но впервые нашли общий дом, когда появились компьютеры. Много лет спустя, встретившись с Кнутом в Осло на церемонии присуж­дения почетных докторских степеней памяти Нильса Абеля, я напомнил ему об этом эпизоде.
Представленные участниками материалы составили две скромных тетра­ди в черных бумажных обложках, с любовью и тщанием изданные в Новоси­бирске три года спустя. Читая их, можно легче оценить, какое богат­ство сведений, идей и мнений было представлено. Мне кажется, никто не сказал об аль-Хорезми лучше, чем Х. Земанек, написавший для первого томика очерк DIXIT ALGORIZMI.
Много лет спустя, возвращаясь мысленно к дням этой короткой встречи, я постепенно стал понимать, какой уникальной она получилась - это был разговор о математике, о нашей любви к ней и жизни в ней, где мы могли ощутить свое родство с другими жизнями, в другие эпохи, мало чем по­хожие на нашу, кроме присутствия в них людей с той же страстью.
Я пишу эти строки, вернувшись после участия в небольшой международной конференции в Клостербурге, под Веной. Темой встречи был гармонический анализ и обработка изображений. Затаив дыхание, мы слушали Массимо Форназье, который разработал алгоритм и написал программу, отыскивающую место для каждого из нескольких десятков сохранившихся осколков фрески Андреа Мантеньи в церкви Эремитани, которая погибла во время бомбардировки Падуи союзной авиацией в 1944 году.
Как прекрасен был этот алгоритм!
И как сильны алгоритмы, обеспечившие конструкцию той летающей крепости, которая сбросила роковые бомбы ...
Воспоминания В.К. Сабельфельда

Симпозиум "Алгоритм в современной математике и её приложениях" в Ургенче в сентябре 1979 г., конечно, остался в моей памяти как лучший из тех советских, в которых я принимал участие. Сейчас, 30 лет спустя, я думаю, что было, по крайней мере, три причины успеха этого симпозиума.
1. Состав участников оптимально соответствовал теме симпозиума. Когда в одном месте собираются люди, которые лучше других разбираются в теме собрания, то оно, можно сказать, обречено на успех. Но как достичь этой цели, чтобы такие люди, как легендарный профессор Клини, по учебнику которого мы изучали введение в метаматематику и теорию алгоритмов, как Дон Кнут, книжкой которого "Искусство программирования" молодые программисты того времени так восхищались, приехали в далёкий Узбекистан, который находился в то время в коммунистическом Советском Союзе? Андрею Петровичу Ершову, который задумал и организовал этот симпозиум "Алгоритмы в современной математике и ее приложениях" в Ургенче, пришлось приложить громадные усилия, чтобы собрать на родине Аль-Хорезми самых лучших людей. Тут и аргументы вроде "паломничество на родину Аль-Хорезми", и "выбивание" финансовых средств на организацию конференции, на приглашения/командировочные для участников, и личное обаяние и дар убеждения Андрея Петровича. В результате в Ургенче собрались наиболее компетентные специалисты Запада (С. Клини, Д. Кнут, М. Патерсон, Ф. Штрассен, А. Мазуркевич и др. ) и СССР (В. Успенский, А. Ершов, Ю. Ершов, С. Лавров, Б. Трахтенброт, Ю. Манин, Я. Барздинь, А. Летичевский, Г. Цейтин, Ю. Матиясевич. Г. Адельсон-Вельский и др.) по теории алгоритмов и приложениям.
Наиболее важными докладами советских участников были доклад А.П. Ершова "Абстрактная вычислимость в алгебраических системах", в котором он проследил эволюцию понятия алгоритма и предложил возможные обобщения и абстракции понятия вычислимости, а также обзорный доклад Успенского и Семёнова "Что даёт теория алгоритмов".
2. Гостеприимство хозяев, новосибирских и местных организаторов симпозиума. С моей точки зрения, это был один из немногих советских симпозиумов, где организаторы проявили максимум выдумки для того, чтобы участники конференции могли плодотворно работать и с комфортом отдыхать. В моей памяти остались удавшиеся банкеты, приём в облисполкоме, интересные экскурсии. Во время обеда и ужина на столах - разнообразие фруктов, узбекские девушки в национальных одеяниях танцевали под узбекскую музыку. Для перевода с иностранного организаторами были приглашены научные переводчики. Я принимал участие в конференции официально как научный переводчик с немецкого, переводил Земанека, Штрассена, Шпеккера; Анатолий Анисимов, Вадим Котов и Сергей Покровский были научными переводчиками с английского.
3. Для меня лично (наверное, и для других молодых участников) был очень важным ещё один аспект этой конференции: возможность проследить эволюцию понятия алгоритма от самых истоков, услышать "из первых рук" те идеи, которыми руководствовались исследователи, которые впервые формулировали понятие алгоритма. С этой точки зрения очень поучительным был доклад Х.Земанека "Окружение и личность Аль-Хорезми", а также личное общение с профессорами Клини и  Кнутом. Если сейчас, ретроспективно, я думаю о том, как я изобретал новые, доселе никому неизвестные алгоритмы (например, эффективного распознавания эквивалентности в разных классах схем программ, или синтеза программы вместе с доказательством её корректности), то я так или иначе, осознанно или непроизвольно, (почти) всегда использовал идеи, которые я находил или узнавал у других исследователей - изобретателей алгоритмов. В частности, во время или благодаря участию в симпозиуме "Алгоритм в современной математике и её приложениях" в Ургенче в сентябре 1979 г.
https://www.iis.nsk.su/news/conferences/20090814_al_khoresmy/memoirs_manin

Источник: Я.И.Фет Рассказы о кибернетике
http://modernproblems.org.ru/sience/214-cybernet.html?start=16

Архив академика А.П Ершова
http://ershov-arc.iis.nsk.su/archive/eaimage.asp?

70-е, мемуары; СССР, хлопок, сельское хозяйство СССР

Previous post Next post
Up