Титлянова Аргента Антониновна. Доктор биологических наук

Feb 01, 2018 20:35

Я проработала семь лет заместителем декана факультета естественных наук (ФЕН) в Новосибирском университете. Надо сказать, что НГУ - один из лучших и прогрессивных университетов, его студенты были умными и толковыми, его преподаватели (в основной своей части) - людьми культурными и образованными. Как я уже упомянула в предисловии, годы моей работы пришлись на период, когда славные шестидесятые сменялись затхлыми семидесятыми. «Роль партии» был очень велика и с ней, с партией, как-то приходилось и сотрудничать и считаться.

Я была не совсем обычным зам.декана в связи с устройством факультета. Он состоял из двух отделений: биология (около 200 студентов) и химия (около 450 студентов). Декан был всегда химиком и у него был заместитель - тоже химик. Заместители по биологии всегда пользовались большой свободой действия, так как возглавляли отдельное подразделение.

В студенческие годы я просто не понимала, зачем нужен деканат и зам. декана. Роль декана мне как бы была понятна, а вот роль зам. декана - совершенно не ясна. Я за все время учебы, по-моему, никогда и не была в деканате. Туда ходил староста группы, а мы «жили» в лабораториях различных кафедр. Так что мне после двенадцати лет в начале полупроизводственной, а затем научной работы должность зам. декана казалось довольно странной.

Оказалось, что это сложная работа, иногда бюрократическая, иногда творческая, но это всегда работа с людьми. Зам. декана постоянно взаимодействует со студентами, с преподавателями всех рангов и специальностей, с заведующими кафедрами, с проректорами, со своим собственным деканом, с деканами и зам. деканов других факультетов, с ректором, с учебной и хозяйственной частью, а главное - с секретарями собственного факультета, что очень важно. Добавим сюда партбюро университета, партбюро факультета и список будет довольно полным.

Самое интересное, что большинство случаев, имеющих литературный интерес, относятся не к студентам, а к отношениям с различными звеньями университетской организации. Почему? Не знаю и сама удивляюсь.

Напутствие Раисы Львовны Берг. Раиса Львовна была женщиной умной, талантливой и крайне своеобразной. Однажды мы были у нее в гостях и я рассказала, что завтра выхожу на работу в должности зам. декана ФЕН. «Запомните, Аргента, - в своей обычной манере, растягивая слова, сказала Р.Л. - никто не имеет права учить, судить и лечить».

Странно, но я потом долго думала над ее словами и приняла за правило - не учить, не судить и не лечить, хотя именно в этом состоит работа зам. декана со студентами. Я очень серьезно решила: не имею права судить, ибо никогда не буду знать всех обстоятельств, толкнувших человека на тот или иной поступок; не имею права учить жизни, ибо у каждого свое представление о том, какая у него или у нее должна быть жизнь; не имею права лечить, ибо причины болезни почти всегда скрыты. Что же я могу? Могу попробовать понять и помочь. И никогда, никогда не относиться к ребятам со звериной серьезностью, а по возможности, всегда легко и с юмором.

Ситуации, конечно, заставляли меня принимать жесткие решения: лишать стипендии, выселять из общежития, отчислять из Университета. Но в этих случаях я всегда придерживалась строгих, формальных, известных студентам правил.

В целом я относилась к своей работе несерьезно и, может быть, именно поэтому нравилась студентам. Они постоянно толклись в предбаннике - комнате, где сидели секретари, и так и норовили проскочить в кабинет. В кабинете стоял большой стол декана и напротив - мой, поменьше. А где был и был ли стол зам. декана по химии - я и не помню. Я выходила в предбанник и спрашивала: «Ну что вы тут постоянно третесь? У вас что, никаких больше дел нет? Ну так идите и гуляйте!». Но они тут же находили неотложные дела, которые им надо было обсудить со мной - иногда пустяковые, иногда серьезные. Я всегда этому удивлялась, вспоминая свое собственное студенческое отношение к деканату.

Мой непедагогический поступок Однажды группа девушек пожаловалась мне на одного из наших студентов (смазливого парня), который ухлестывал то за одной девушкой, то за другой. Добившись своего (а иногда и не добившись!), распространял по факультету о них всякие гадости. Сказали они мне уж совсем странную вещь, что он пишет эти гадости на стене комнаты в общежитии, где он живет. Вызывать в деканат я его не стала, а вечерком пошла в общежитие. К счастью, я застала его одного в комнате. Он очень растерялся, а я без всяких разговоров уставилась на стенку около его кровати. Там висел расчерченный на графы лист ватмана. Точного текста я, конечно, не помню, но писанина была приблизительно такой. Надя (определение) дала (и число). Люба (определение) дала (и число). И т. д.

В списке было около восьми девичьих имен. Я закрыла задвижку двери, подошла к этому козлу и методически стала бить его по щекам, приговаривая: - за Надю, - за Любу и далее, по списку со всеми остановками. А это лично от меня - дала я ему последнюю пощечину. Потом серьезно сказала «Лист сними, глумление свое прекрати, а не то вылетишь с факультета. Это я тебе твердо обещаю». Открыла задвижку и спокойно ушла. Все, ну просто как рукой сняло; заткнулся, от меня убегал мелкой рысью.

Лавров Однажды, лет через двадцать после того, как я ушла из Университета, в городе я встретила мужчину средних лет, хорошо одетого и выглядевшего молодцевато. Он радостно бросился ко мне - Аргента Антониновна, здравствуйте! - «Здравствуйте» - спокойно ответила я. «Вы меня не узнаете?» «Нет, но догадываюсь, что Вы были моим студентом!». «Аргента Антониновна! Но я же Лавров!» «Ну и что, Лавров?» - спросила я его. «Да вы же меня отчислили!» - с восторгом сообщил Лавров. «Какая радость, Лавров» - по-прежнему не понимала я его. «Ну я же был на четвертом курсе и нахватал двоек».

Тут я его вспомнила, потому что это был редкий случай. С четвертого курса не отчисляли, потому что все, кого надо было отчислить - уже были отчислены. Остальные учились очень хорошо и четыре двойки Лаврова были какой-то немыслимой глупостью. «И я Вас отчислила» - предположила я. «Да!» - радостно подтвердил он. «Вы меня вызвали в деканат и сказали - ну, если ты, Лавров, такой дурак, то иди служить в армию! (Если студента, который имел отсрочку от армии, отчисляли, то его немедленно забирали в армию). Отслужишь - приходи. Если поумнеешь - восстановим». Ну, я отслужил два года, пришел к вам в деканат и отрапортовал «Здравия желаю, Аргента Антониновна!». А Вы в ответ: - «А, Лавров! Ну как, отслужил? -
- Так точно, Аргента Антониновна! - Поумнел? - Так точно, Аргента Антониновна! - Ну иди, пиши заявление, будем восстанавливать.

И восстановили, я все двойки исправил, и диплом защитил на пять. Ну а теперь я - зав. лабораторией. «Рада за Вас, Лавров» -- тепло сказала я ему, потрепала по плечу и пошла к себе на работу, улыбаясь. Все-таки, наверное, не зря я просидела в деканате семь лет.

Сапоги. Он пришел ко мне в деканат поздно вечером, когда все уже ушли, а я дописывала какой-то отчет. Сказал - проходил мимо, увидел свет в окне и решился зайти. Он был студентом 5-го курса и у него была девушка, которую он любил и на которой хотел жениться. И тут случилось горе-позор. Она, эта милая девушка, украла сапоги не то в той же комнате, где жила, не то - в другой. Сапоги эти она где-то надежно запрятала. Сапоги были совершенно новые, модные (а с сапогами тогда было ой как трудно!) и хозяйка украденных сапог была в полном отчаянии. Их искали повсюду и не нашли. Почему-то заподозрили его девушку (скажем, Юлю) и предъявили всей комнатой ей это обвинение. Юля долго упиралась, потом созналась и вернула сапоги. Ее исключили из комсомола и, по всем правилам, я ее должна была отчислить из университета.

Он пришел ко мне не просить за нее, он спросил меня - как ему теперь жить. Наверное, это был самый непростой разговор в моей деканатской практике. Все, что я могла спросить - ты ее любишь? «Да, ответил он, - я не могу без нее жить. Но и жить с ней я тоже не могу. Я бы простил ей эту кражу, но я так просил ее сказать мне правду, а она соврала. Значит, она или не доверяет мне или может соврать просто так, даже мне. Что мне делать?».

Мне давно было пора домой, но я не могла оставить его в таких растерзанных чувствах. Мы говорили с ним часа два о любви, дружбе, доверии, преступлениях, ответственности и о прощении. Обычно я все же осторожно советовала, как лучше поступить. В этом случае я не дала ему совета. Это должно было быть только его решение. В конце разговора он сказал: «Спасибо. Вы мне очень помогли. Теперь я знаю, что смогу принять решение».

На другой день пришла она - очень миленькая, с невинной рожицей и совершенно лживыми глазами. Она каялась, она рыдала, она просила меня обо всем сразу: не отчислять ее, убедить ее подруг по комнате, что на нее нашло какое-то затмение и, главное, поговорить с ним, чтобы он ее не бросил. Слушала я ее, слушала и поняла, что ничего я для нее делать не буду. Отчислю и все. А ей сказала: «Сапоги - это ерунда, по сравнению с тем, что ты украла у него доверие к себе самой». Она уехала домой. Он кончил университет, тоже куда-то уехал, а года через два я получила от него коротенькое письмо. «Я женился на ней. Я знаю, что она лгунья и будет мне врать и изменять. Но я люблю ее. А любовь - это самое главное в жизни. Это Вы мне сказали». Вот уж такого финала я не ожидала и не хотела. Но он действительно ее любил, и это, конечно, было главное.

Неожиданная встреча. Прошло 30 лет, как я ушла из Университета. Какое-то время в 1997-2003 гг. я занималась экологическим образованием. Меня пригласили на семинар, который проводили английские специалисты для наших учителей. Тема - игровые методы в обучении экологии - что-то вроде этого. Там в конце семинара каждому учителю-участнику семинара предлагалось сообщить, что ему понравилось больше всего и что было для него неожиданным. Ну, все учительницы (их было большинство) что-то и говорили. Последним поднимается мужчина, лет пятидесяти, учитель биологии и экологии в Кольцово, и говорит:

«Для меня было самым неожиданным и важным то, что я встретил после стольких лет Аргенту Антониновну, которую я глубоко почитаю, но которая меня не узнала». - Не узнала - соглашаюсь я. «Я - говорит он - тот математик, который со второго курса решил перейти на биологический. Меня отговаривали все, кроме Вас. Вы сказали, что если математик решил перейти в биологию, то это серьезно, но учиться на биологии труднее, чем на математическом. К моему удивлению, Вы объяснили, почему и тут же предложили мне начать посещать практикум по зоологии б/п, а потом и сдать его. Посмотрев на пятерку, Вы засмеялись и быстро расписали мне, что я должен доделать, досдать и т. д.

Я закончил биологическое отделение ФЕН, чтобы стать учителем по биологии, хорошим учителем. И я им стал. Большое Вам спасибо, что Вы в меня поверили и не отговаривали». Он поцеловал мне руку и низко поклонился. Я никогда не думала, что он станет учителем, но я так рада, что такой образованный и нестандартный человек учит детишек биологии.

Как я принимала делегацию Би-Би-Си. Я поступила работать в Университет, не зная английского языка, совсем не зная. В Университете я учила немецкий и преподавали нам только научное чтение. С научным немецким у меня было все хорошо. Но вот еще в Миассово, когда я писала диссертацию, я вынуждена была переводить английские статьи. Надо, так надо! Взяла словарь и села переводить, как с немецкого. Научилась читать научный текст довольно быстро, на как произносить слова - не имела представления. Так и читала про себя «тхе, тхрее» и т. д.

Я проработала в деканате уже больше месяца. Однажды декан (В.В. Воеводский, среди своих В.В.) вошел с англичанами или американцами, подвел их к моему столу представить их мне и с ужасом понял, что я не знаю ни слова по-английски. Он как-то снял неловкость, увел гостей, затем появился вновь страшно разгневанным. Уж не помню, что он говорил об образовании, интеллигентности и т. д. Все это звучало для меня просто ужасно. Наконец, он сказал: «С сегодняшнего дня Вы начнете учить разговорный английский. Идите к Танкреду Голенпольскому (Танкред был не то зав. кафедрой английского языка на филфаке, не то ведущим преподавателем) и пусть он Вас или сам учит или найдет Вам учителя. Через год я приведу к Вам английскую делегацию, чтобы Вы с ней работали столько, сколько надо. Не будете знать языка к этому времени - уволю. Мне немые заместители не нужны. Если Вам нечем платить учителю, я буду платить из своего кармана».

Мне нечем было платить, я получала 120 рублей (зарплата ассистента), но только фыркнула в ответ на такое благодеяние. Однако, делать нечего - английский надо знать! Пошла к Танкреду и изложила ему эту трагическую историю от начала до конца. Танкред долго хохотал, глядя на мой мрачный вид, а потом сказал «Он тебя не выгонит, а английскому ты научишься. Я тебе в учителя дам свою ученицу с третьего курса - Нелю. Она способная, но будет учить тебя по моей методе - сразу фразы, разговор без всякой фонетики и прочих причиндалов».

Действительно, пришла Неля и стала меня учить разговаривать по-английски по методу Танкреда. Беда метода в том, что я совсем не учила грамматику и до сих пор должна лезть в словарь почти за каждым словом, чтобы написать его без ошибки. Худо-плохо, но через год я кое-как говорила. И вот, действительно, через год В.В. мне объявляет - приехала съемочная группа Би-Би-Си, они делают фильм о городке и три дня будут работать в Университете. Ректору я сказал, что мы берем на себя эту работу и что Вы с ней прекрасно справитесь.

Никакого выхода, кроме как принимать группу Би-Би-Си, у меня не было. Зато я всегда была хитроумной и заранее подготовила свою речь для съемочной группы. В группу входили Лорд N - специалист по высшему образованию, продюсер, режиссер, и секретарь - молодая женщина. Не могу воспроизвести свою речь по-английски - не помню. Но содержание было таким: «Господа! Я очень рада помочь вам в работе и буду помогать, как только могу. Однако прошу вас принять во внимание, что год тому назад я совсем не знала английского языка. Мой шеф - академик Воеводский, узнав об этом, очень рассердился и велел мне выучить язык за год.

Он пообещал уволить меня, если через год я не справлюсь с заданием - принять в университете английских гостей. Вы - мой экзамен. Если я не справлюсь, не смогу вам обеспечить условия для съемок - он меня уволит. Поэтому прошу вас помочь мне - быть очень терпеливыми - говорить медленно и не удивляться, если я буду переспрашивать что-то несколько раз. Вы убедитесь, что я буду очень стараться и сделаю все, чтобы вы могли выполнить вашу работу в запланированное время». Англичане были растроганы, между прочим, я им к тому же сообщила, что у меня двое детей. Они сказали, что со своей стороны сделают все возможное, чтобы мы друг друга понимали.

Секретарь продюсера отвела меня потом в сторону и открыла свою большую сумку, чтобы показать, что там лежит. А там лежала груда сигарет и спичек. Она мне шепнула: «Я Вас очень хорошо понимаю. Когда шеф принимал меня на работу, он пообещал, что в тот день, когда у меня не окажется спичек или сигарет - он меня уволит». Я имела надежную союзницу.

Несмотря на мой нищенский английский, работали мы быстро. Я с необыкновенной ловкостью выполняла все их поручения. «Мало народу на лекции? - сейчас исправим». Шла в соседнюю аудиторию, вначале тихонько объясняла лектору неожиданный трюк, потом с его согласия - студентам и уводила химиков слушать лекцию по математике.

Надо мощный поток студентов на лестнице? - Сейчас все устроим - подождите 10 минут до звонка. Быстро с помощью студентов перегораживали чем-нибудь один из проходов. Там ставила студента, который всех спускающихся отправлял к другой лестнице. Поток был что надо! В общем, я старалась и была все время в состоянии решения неожиданных проблем. Но тут с самого начала въехала еще одна проблема - КГБ. Через каждые два часа меня звали в деканат к телефону и один и тот же мужской голос интересовался: «Что они делают?». Вначале я ему рассказывала, что они делают, потом сухо отвечала «Работают». А на второй день, когда меня оторвали от решения очередной проблемы со съемками, я озверела и ответила: «Работают, в отличие от вас». Больше мне из КГБ не звонили.

Расстались мы со съемочной группой друзьями, выпив в деканате вина и съев отличный торт. Режиссер сказал, что он был бы счастлив, если бы остальные 17 дней в качестве организатора съемок была бы опять я. Думаю, что это был милый комплимент. Я попросила повторить этот комплимент попозже, Воеводскому, что режиссер и сделал. В.В. был весьма доволен собой, прямо как профессор Хиггинс в «Пигмалионе», когда цветочница Элиза Дулиттл выступила в виде графини на светском рауте и изъяснялась на великолепном английском языке.

Студенческий пикет у столовой ..Был очень тяжелый период в моей жизни: В.В. умер, его заместитель по химии заболел, и я осталась одна на весь факультет и.о. декана. Это само по себе было трудным испытанием, но тут еще произошла знаменитая история с пикетом у столовой. Студенческая столовая была очень плохой, хотя и дешевой. Кормили невкусно, часто испорченными продуктами, да еще и хамили в ответ на жалобы.

У студентов кончилось терпение, они объявили забастовку и выставили пикет у столовой с плакатами, призывающими в столовую не ходить. Я-то и внимание на это не обратила, пока мне не позвонила секретарь ректора. В университете проректоров тогда еще не было. Если ректор уезжал, его замещал декан мехмата, а далее декан физфака и последним - декан ФЕНа. Было, по-видимому, какое-то академическое сборище в Москве, ректор и два декана уехали в Москву, и я по приказу чисто формально, как декан ФЕНа, оказалась временно исполняющей обязанности ректора. И так ничего хорошего, а тут еще забастовка. Я решила ничего не выяснять; вот приедет ректор - пусть разбирается.

Но секретарь ректора мне объяснила, что завтра меня (как и.о. ректора), членов партбюро университета и заведующего учебной частью вызывают к 10 часам утра в Советский райком по причине забастовки. Надо идти. Я шла утром и у меня, буквально, подгибались ноги от страха. Я знала, что сейчас будет. Нам начнут шить политику. Поднимут меня, я встану и скажу, что никакой политики нет, а есть просто плохая столовая, где студенты наживают себе желудочные заболевания. Все это я скажу и останусь одна. Никто меня из университета не поддержит. Вот это и было страшным - остаться одной.

Пришли, сели, кто-то из членов райкома проинформировал (довольно умеренно) о событии. Все шло более или менее спокойно. Но тут встал прокурор района и действительно начал шить политику и всерьез. «А что скажет руководство университета?». Руководство университета, в моем лице, поднимается и сообщает, что никакой политики нет, а есть просто отвратительная столовая. «Ну а что скажет партийное руководство университета?». И тут, совершенно неожиданно, секретарь парткома университета говорит то же самое, и его поддерживает секретарь комсомольской организации. Вот это да! Члены райкома несколько растерялись и в конце концов отпустили нас с условием, что к 17 часам будет представлена объяснительная записка, написать которую поручено нашему партбюро.

Я совершенно счастливая (конечно, выйдя уже из райкома) поздравляю всю нашу команду и спокойно отправляюсь обедать. «Вы зайдите в партбюро к 15 часам» - приглашает меня секретарь. «Кончено, зайду». С легким сердцем прихожу на партбюро и немею от изумления. Выйдя из райкома, они испугались, да так сильно, что сами на себя начали шить политику. И выносят решение: найти зачинщиков забастовки и исключить их из университета. Здесь я озверела, но спокойствие сохранила. Встала и сказала твердо «На ФЕНе искать зачинщиков не будут. И отчислять из университета в связи с пикетом тоже никого не будут. А теперь, до свидания, у меня много дел». С тем и ушла.

Сижу у себя в деканате и занимаюсь делами. Дверь открывается - здравствуйте, пожалуйста, мой приятель Преображенский. Он не только зам. декана, но еще и член партбюро. Он начинает мне морочить голову о последствиях. Я ему - слышали, что я сказала на партбюро, ну и до свидания. А он мне: «Вам легко рассуждать. Вам же лично ничего не будет. Во-первых - вы не член партии. Во-вторых, женщина, в-третьих - не преподаватель, а административный работник. Кроме того, и декана на ФЕНе пока нет, а на носу защита дипломов. В общем, Вас не тронут. Но Вы подумайте о своем секретаре парторганизации факультета. Вот на кого попадают все шишки».

«Хорошо» - говорю я и вызываю в кабинет секретаря парторганизации. Это маленький, толстый человек с бородавкой на носу. Ровным голосом я ему повторяю все, что сказал Преображенский и добавляю: «Так, мне ничего не будет, а Вы можете сильно пострадать. Решение за Вами». Он боится партбюро, но еще больше он боится мнения студентов, до которых все равно дойдет, кто какую позицию занимал. И с дрожью в голосе он говорит «Я с Вами, Аргента Антониновна». «Спасибо» - говорю ему и поворачиваюсь к Преображенскому. «Так вот, Николай Георгиевич, пойдите в партбюро и скажите, что на ФЕНе искать зачинщиков не будут». «Пожалеете, Аргента Антониновна!» «Посмотрим, Николай Георгиевич».

На следующий день нам объявляют, что мы (я и секретарь) вызваны в понедельник в партбюро по вопросу «Политико-воспитательная работа на ФЕНе». Я уже в таком настроении, что ничего не боюсь. И вот понедельник. Дверь партбюро открыта. Мы с секретарем ФЕНа входим и садимся. Но вокруг происходит какая-то суета, беготня, бюро не начинают, чего-то ждут. Дверь открывается, и входит Ректор. (Вот так, с большой буквы - Ректор, он этого заслуживает). Входит и спрашивает: «Что тут происходит?». И я скороговоркой, не дав секретарю Партбюро сказать ни слова, выпаливаю: «Здесь собираются разбирать политико-воспитательную работу на ФЕНе в связи с тем, что ФЕН отказался искать зачинщиков пикета у столовой». «Что за чепуха? - говорит ректор - все свободны».

Мы с нашим секретарем, счастливые выкатываемся из комнаты и я ему говорю «Пошли, выпьем водки!». И вот, в середине рабочего дня и.о. декана и секретарь партбюро ФЕНа сидят в ресторане «Золотая долина», едят мясо и пьют водку за ФЕН и друг за друга.

О том, как общаться с ближайшим начальством Моим ближайшим начальником был декан В.В. Воеводский. Это был энергичный, умный и образованный человек, а как выяснилось впоследствии - добрый. Однако и в разговорах и в поступках он проявлял жесткость и требовательность. В эти годы я дружила со Светой Лахтиной - переводчицей и референтом директора какого-то Института, член-корреспондента Солоухина. Света была умна, наблюдательна и выразительна в своих мыслях. Это ей принадлежат слова о мужчинах Академгородка. «Я нигде еще не видела такого количества хорошо одетых, талантливых и трусливых мужчин!». А Света хорошо знала мужчин Ленинграда и Одессы, где она жила долгие годы. Вот, со Светой Лахтиной мы и разработали список сигналов, с помощью которых удается держать начальство в рамках, т.е. в состоянии легкого подавления.

1. Начальство требует действия невыполнимого или глупого. а. Начальство в хорошем настроении… − Да будет Вам, что попало…(Тут важно выдержать правильную паузу.) б. Начальство в плохом настроении…
− А как же, а как же. Конечно, конечно… (Пауза такая же, как и в случае а).
2. Начальство приступает к разносу, даже справедливому. (Проникновенно): Ни одна бумажка (дело), даже самая важная, не стоит Ваших нервов и Вашего здоровья.
3. Начальство перечисляет свои многочисленные дела и важные обязанности. (В середине перечисления, глядя в потолок, задумчиво) - Он - государственный человек, а мы его так расстраиваем…
4. В любой ситуации, когда начальство начинает выставляться. (Сугубо серьезно) - Вот возьмите, к примеру, мою жизнь…
5. Начальство начинает орать… С самого начала, не давая ему взять разгон (твердо) - А Вы на меня не кричите…
6. Если уж скандала не избежать, все равно начался (на полтона выше, чем начальство)
- Вы можете не считаться с моим мнением, но выслушивать Вы его будете! (Важно произнести так, чтобы у начальства возникло чувство безысходности). Разработано А.А. Титляновой и С.В. Лахтиной. Апробировано на академике В.В. Воеводском и чл.-корр. Солоухине. Употребляйте с доверием.

Приемная комиссия и новые проректоры .Спартаку Тимофеевичу дали в помощь двух проректоров - физика (назовем его Петровым) - по учебной работе и математика (назовем его Сидоровым) - по научной работе. Совпало это назначение с новым веянием в политике - ущемлением еврейской национальности. Вероятно, в мире было много шума по поводу запрещения (фактического) евреям переезжать в Израиль (а потом из Израиля - в любую страну) и, как реакция, последовало жидоедство.

У меня к евреям нет никакого особенного отношения. В Сибири, где я училась, евреев вообще не было. В Ленинграде у меня были и приятели среди евреев, и евреи, которых я недолюбливала за специфические еврейские качества. Но это твое личное дело - любить или не любить евреев, казахов или немцев. Но если ты государственный служащий, то засунь свои чувства в карман и исполняй свои обязанности без оглядки на национальность. Ну а дома, можешь поносить «всю еврейскую сволочь», как хочешь - это твое дело.

Но вот не любят многие русские евреев, и когда антисемитизм становится государственной политикой, они довольны, что могут «ущемлять» евреев на законном основании.
Так вот, повеяло антисемитизмом, а оба проректора были откровенными антисемитами. Совпало так или специально было организовано - не знаю.

Все началось с приемных экзаменов и зачисления в университет. Декан, как всегда, в отъезде. Я, как всегда, на посту зам. председателя приемной комиссии ФЕН. Лето, июль, жарко, хочется на пляж, а тут звонок от девочек из нашей приемной комиссии: «Аргента Антониновна! Пришел ответственный секретарь приемной комиссии университета (важный пост) и требует, чтобы мы выдали ему экзаменационные работы по математике с рубашками». Рубашка - это обложка, где Ф.И.О. абитуриента и его №. А на экзаменационных листах стоят только номера. Экзаменатор ставит отметку самой работе, не зная, кто носит тот или иной номер. И только на комиссию по зачислению приносят работы с рубашками.

Я уже догадываюсь, откуда дует ветер, и говорю девочкам: «Стойте, как спартанцы, работ не давайте, а я сейчас бегом к вам». Прибегаю и застаю довольно скучную перебранку. Ответственный секретарь на разные лады приказывает отдать работы с рубашками, а девушки (их две) довольно однообразно талдычат, что вот сейчас придет А.А., с ней и разговаривайте. Я со свежими силами танцующим шагом приближаюсь к этой троице и с любопытством спрашиваю: «Что за суета вокруг дивана? (это в книге «Понедельник начинается в субботу» есть глава «Суета вокруг дивана»). Ответственный секретарь (далее - Отв. Сек.) смотрит на меня ошарашенно и спрашивает: «А почему вокруг дивана?». «Вот-вот, - поддерживаю я его - почему вокруг дивана?».

Озадачив его таким образом, ласковым голосом спрашиваю: «Что же Вы хотите, Отв. Сек.?» «Я хочу получить экзаменационные работы по математике с рубашками!». «И только-то?» - удивляюсь я. «Да сейчас мы Вам все выдадим, вот только напишите на мое имя распоряжение такого содержания: Я, Отв. сек. приемной комиссии НГУ, приказываю зам.пред. приемной комиссии ФЕН выдать мне из сейфа экзаменационные листы по математике с рубашками. Число, роспись».

«Да Вы что, А.А., как же я могу написать такую бумагу? Вы что, не понимаете?». «Очень хорошо понимаю, как и то, что я не имею никакого права до начала зачисления кому-либо даже показывать листы с рубашками. Инструкция у нас с Вами общая. Еще есть вопросы?». Молча повернулся на каблуках и пошел жаловаться на меня проректорам. Девушки спрашивают: «А что, если проректоры придут?». «Тот же сценарий - вызывайте меня. Да не придут они». Не пришли, решили дать бой на комиссии по зачислению.

Общая диспозиция такая: девочка из Академгородка с 14 баллами (а всего 15 баллов) должна иметь не больше прав на зачисление, чем мальчик из деревни с 12 баллами. Может оно и правильно, несмотря даже на сексизм, но получается так, что девочка - всегда при этом еврейка, а мальчик - русский. На таком поле можно было еще драться, но тут проректоры просто оборзели.

Хватают они работы по математике евреек из Академгородка (теперь все работы в рубашках) и начинают как бы проверять правильность ответов и орать - «Тут ошибка, тут еще одна, какая пятерка, тут и на четверку не вытягивает». Так вот они орут и роются в кипе экзаменационных работ, а Ректор отчужденно смотрит на это безобразие.

Через 5-7 минут я наливаюсь холодным бешенством и очень-очень спокойно говорю: «Спартак Тимофеевич! Почему Вы допускаете такой произвол? Ведь Иван Евгеньевич и Федор Иванович подвергают сомнению компетентность экзаменационной комиссии. По какому праву?». Спартак как будто очнулся и с отвращением говорит: «Прекратите этот базар. Аргента Антониновна, докладывайте следующие дела». «Нет, давайте закончим с этими работами, примем по ним решение, а потом пойдем дальше». Базар кончается.

Выбираем схему: без обращения внимания на национальность и пол, смотрим только - откуда абитуриент и деревне даем изначально один дополнительный балл. В целом зачисление проходит более или менее нормально, а я понимаю, что нажила себе врагов в лице обоих проректоров. Но зачисление математиков, как мне рассказывали потом, было еще хлеще.

Однако тут произошло неожиданное. Уважаемые евреи-доктора наук явились к Лаврентьеву и ультимативно заявили: «Или к их детям при зачислении будут относиться справедливо или они (ведущие доктора наук) возвращаются в Москву». Раздался звонок от Лаврентьева, и проректора умерили свою активность.

Мои беседы с проректорами Однажды меня вызвал Петров - посоветоваться, как с биологом. На физфаке у одного студента выявили сифилис - сообщил он мне. Ну и что тут страшного? - спросила я. Не помню, что уж тут говорил Петров, но его вывод был убойным. «Парня надо исключить из университета». «За что? - удивилась я. - Ведь это болезнь, Иван Евгеньевич, просто болезнь. Да, заразная, как грипп, как скарлатина, но просто болезнь, которая теперь довольно просто лечится». «Но она же передается половым путем!». «Врач должен объяснить парню, что он обязан воздержаться от секса до конца излечения». «Вы считаете, что этого достаточно?». «Считаю». Не знаю, что было дальше, но надеюсь, что парня не исключили.

Хотя от Петрова можно было ожидать всего. Вот он был твердо уверен, что он должен «учить, судить и лечить» и главное, знает как это делать. Со временем он стал настолько невыносимым со своей уверенностью, что он знает все лучше всех, что я не выдержала и как-то спросила его: «Иван Евгеньевич! А вы не ощущаете нимб над своей головой?». «Что?» - удивился он. «А то - ответила я - Вы считаете себя просто святым, непогрешимо знающим, что надо делать и как кому надо поступать, и так болезненно реагируете на любое несовпадение чужого мнения с Вашим, что мне кажется, вы - больны - у Вас известный синдром: есть два мнения - мое и неправильное. Люди так шутят, а Вы - так думаете, и если это еще не клиника, то субклиника. Вам пора обратиться к психиатру». Как он мог после этого ко мне относиться?

Не лучше обстояли мои дела и с другим проректором. Была одна очень тяжелая история с изгнанием нашего профессора и все по той же причине - откровенного антисемитизма. Я боролась как могла и как умела и проиграла это дело почти подчистую. Федор Иванович вызвал меня, чтобы объяснить неправильность моей личной и административной позиции. Он долго толковал мне, что цель оправдывает средства, что надо заботиться о чести мундира и прочую чепуху. Слушала я эту ахинею, слушала, а потом вдруг спрашиваю: Федор Иванович! А Вы читали роман «Венок на могилу Майклу Удома» (Был такой интересный роман в Иностранной литературе). «Нет» - удивленно отвечает Федор Иванович.

«Тогда послушайте - это как раз о чести мундира и о цели, которая оправдывает средства. В одной из Африканских стран вырос свой национальный образованный лидер, борец за независимость страны. Он учился в Европе и был влюблен в белую женщину. У него был друг - революционер, вроде Че Гевара и родное племя, которое его очень любило. И вот Майкла Удома народ готов выбрать президентом, но народу не нравится, что подруга у него белая.
И Майкл, ради страны, предает любовь, оставляет свою любимую и становится президентом. Затем его друг вместе со своим отрядом попал где-то в засаду и просит помощи. Но это может привести к конфликту с соседней страной, и Майкл предает друга. Друг и его отряд убиты. Наконец, наступает конфликт с его родным племенем и ради чести мундира Майкл предает племя. И знаете, чем все кончается? Под бой священных барабанов племя убивает Майкла Удома». Не знаю, почему Федор Иванович так взорвался.

Он заорал на меня: «Да что дает Вам право так разговаривать со мной?». «Уверенность» - ответила я. «Я урожденная сибирячка и я хожу по своей земле». Я даже прошлась по кабинету в качестве иллюстрации, как я хожу по своей Земле. «Здесь знают моих родителей, моего брата, и я легко получу работу в любом сибирском городе. А вы все - пришлые! Вы из Москвы - чужаки. Потому и не понимаете, почему я так с Вами разговариваю».

В общем, как я понимаю, я их - проректоров «достала». Причины, почему меня надо убрать с факультета, были смешными: 1) Титлянова слишком увлеклась наукой (я уже работала в ИПА) и не может уделять должного внимания отделению. 2) Титлянова настолько слилась со своим коллективом, что уже не отличает, что хорошо и что плохо. В общем, ей пора уходить!

И начались проверки: а) насколько выполняются учебные планы и нагрузки; б) проверка документации; в) проверка хождения на работу и т. д. и т. п. После третьей проверки я обратилась за помощью к декану - Кнорре Д.Г. Не защитил. После пятой пошла к Ректору и заявила: «Через год я полностью ухожу из Университета в Институт почвоведения. Прошу прекратить эти ненужные проверки». Проверки прекратились. Через год я ушла из НГУ. Источник А. А. Титлянова. Рассыпанные страницы.

70-е, жизненные практики СССР, мемуары; СССР, наука; СССР, факты

Previous post Next post
Up