Железнодорожная линия Сухобезводное - Лапшанга

Apr 02, 2014 23:24

Отчёт о походе по исторической прилегающей ветке

Вроде и наша страна,
                                                                  Вроде и климат родной,
                                                                  Вроде своя полоса,
                                                                  Но тянет и тянет домой.

Вроде и нет ничего,
                                                                  Что бы могло помешать
                                                                  Быть мне живым существом,
                                                                  Но тянет скорей уезжать.
                                                                                      (стихи автора)


Признайтесь, уважаемые читатели, кто из вас в детстве под конец зимы выходил во двор с чайником и поливал снег кипятком, чтобы ускорить его таяние и приход весны? Ну, точно кто-нибудь так делал! Наше природное естество таково, что мы не любим зиму, смиряемся с её приходом как с неизбежным, ждём, когда она наконец закончится и огорчаемся, если она задержится слишком надолго. Недаром люди из южных широт, где самое большое количество солнечных дней в году, прослыли улыбчивыми и приветливыми, а жителей северных, холодных районов принято считать суровыми.

В наш регион в этом году весна пришла столь рано, словно Всевышний нам "компенсировал" предыдущие три года, когда местами вплоть до мая-месяца лежал снег. А нынче уже во второй декаде марта погода позволила снять шапки, а снег на данный момент в городе весь растоплен.Обрадовавшись такому редкому подарку, я уже 30 марта совершил первый поход, но, вопреки здравому смыслу, туда, где зима ещё не собирается складывать свои полномочия - на таёжный север области, в леса, где даже проталины ещё не везде обнажились. Я давно планировал поездку по прилегающей железнодорожной ветке Сухобезводное - Лапшанга, примыкающей к Транссибу, но ведущей в дикое таёжное никуда. Её протяжённость в наше время составляет 56 километров, тогда как в былые времена она была куда больше и упиралась в территорию одного из подразделений ГУЛАГа - Унжлаг. Называлась она тогда Унженская железная дорога и не относилась к ведомству МПС. С относительно подробной историей этой ветки вы можете познакомиться из этой статьи, автором которой является небезызвестный исследователь железных дорог мира Сергей Болашенко. Я же в данном посте не собираюсь углубляться в официальные информационный справки, а отчитаться чисто о своём путешествии, о том, что мне лично довелось увидеть в минувшее воскресенье.

Самое трудное для меня в любом путешествии - это его начало, которое всегда сопряжено с ранним подъёмом. Абсолютно все великие путешественники потому видят столько красот по миру, что мало спят. Им достаточно подремать в дороге, на редкой стоянке, на вокзале/автостанции/аэропорту. Для меня же сон не просто проблема, а настоящий бич. Мне даже рекомендуемых 8 часов недостаточно, я могу проваляться в выходной день все 12. Полсуток на сон - куда это годиться?! Этак полжизни можно в постели провести! Ненавижу и корю себя за это, но даже когда я решу отправиться в поход, после звонка будильника меня упорно не хочет оставлять мысль: "Куда тебя несёт в такую ранищу? Какая тебе необходимость в этом, когда это не служебная командировка и на работу сегодня тоже не надо идти? Поспи лучше, выспись хорошо!" Поэтому, если я сумею себя преодолеть и хотя бы принять вертикальное положение, то это уже полдела. Не менее сложно позавтракать: организм спит, аппетита - ноль. Но понимаешь, что надо, поскольку следующий приём пищи будет нескоро. Это как в Рамадан-месяц, когда на предрассветный завтрак (сухур) вставать не хочется, но стоит подумать, что поесть сможешь только вечером, то лучше встать, а то неровен час в обморок упадёшь с голодухи... Ну, вот, не успел начать, а уже лирические отступления.

Отправление электрички на Сухобезводное с вокзала Нижнего Новгорода было в 6:05. Народу в вагоне мало, можно было развалиться на сиденье, но ко мне вдруг подсел какой-то парень, тоже с большим рюкзаком. Видать, единомышленника узрел. Спросил, далеко ли я еду. Ну, я-то недалеко, мне через полтора часа выходить. А вот парень ехал аж до Челябинска, да на перекладных электричках! По горам, говорит, полазать решил. Я тоже люблю горы, но в своей жизни видел их немного, да и добирался дотуда дальним поездом, а не на перекладных "собаках" с ночёвками на вокзалах. А он вот ещё и меня пригласил летом к себе в гости. Назвался Юриком Курганским, телефон дал. Когда я сказал, что у меня пока нет возможности уехать далеко от дома, он ответил: "Плюнь на все возможности!" А ещё он мне задал прикольный вопрос: "Ты случайно не из монастыря?" Дело в том, что моя "полевая" шапочка, купленная в военторге, очень напоминает те, которые носят попы. Юрик был вторым человеком, который указал мне на это (первый - моя жена). В общем, попутчик у меня был интересный, с ним можно было много о чём поговорить, но он провёл ночь на вокзале, поэтому сразу же уснул. Ему предстоит нелёгкий путь, придётся сменить немало электричек - добрался ли? Он явно из тех людей, которые оставили в жизни все дела, которые держат нас дома, и отправились странствовать по свету любым средством передвижения: на поездах, электричках, автостопом... Денег мало, зато перед глазами - весь мир. Я уже встречал таких людей, общался с ними, но их путь и мой различны, каждому - своё. Я лично не смогу оставить семейную жизнь ради этого. Я лучше вообще никуда не поеду, но зато дома у меня дети будут. Юрика я разбудил в Сухобезводном, чтобы попрощаться: вряд ли когда уже придётся свидеться.

У меня был час, чтобы дождаться отправление на Лапшангу. Как оказалось, туда идёт всего один пассажирский вагончик, который тянет старенький тепловоз ЧМЭЗ-5036. Как впоследствии выяснилось, электроснабжения на данном участке нет, поэтому электричку туда не пустишь. Я немного побродил по посёлку, не отходя далеко от станции. Что мы о нём знаем? Здесь когда-то находилось управление Унженского лагеря, и сейчас в его окрестностях действуют колонии: общего и строгого режима, поселение. Вот и всё, чем он знаменит. Уже в этот ранний утренний час я встретил несколько сотрудников уголовно-исполнительной системы в форме, в том числе женщин. После, из случайно услышанного разговора в вагоне на Лапшангу, я сделал вывод, что тут большая часть жителей работает в этой системе. Это в любом рабочем посёлке так: если там есть завод, большинство работает на нём, а тут зоны, поэтому большинство - либо вольнонаёмные, либо надзиратели. Нагляднее будет показать несколько фоток.



Утро на станции Сухобезводное                                     Спортивная жизнь посёлка (отсутствует)



Религиозная жизнь посёлка (призывы сходить в церковь                       Культурная жизнь посёлка (местный ДК)
"причаститься", размещённые на доске информации в местном магазине)



Заброшенный подъездной путь на станции Сухобезводное



Тот самый вагончик, который везёт на Лапшангу

Путь на Лапшангу проходит в основном через однообразную тайгу, в пути поезд делает 7 остановок. Пассажиров в вагоне мало, в их числе был один работник всё той же пенитенциарной системы РФ. На станции Постой зашли ещё трое. Платформы на всех станциях крошечные, словно на детской железной дороге. Тогда как колея самая обычная, то бишь не узкоколейка. Около некоторых платформ стоят загоны из колючей проволоки. Я так понял, туда заводят зеков, чтобы они не убежали в ожидании поезда. Поправьте, если я ошибся с выводом. Выглядит это вот так:


Этот загончик из "колючки" я сфотографировал в конце своего похода на ст. Постой, куда добрался пешком из Лапшанги (26 км)

Название станции Лапшанга придумано от названия одноимённой реки. На самом деле тот населённый пункт, который размещён на станции, называется посёлок Северный. В книге по топонимике, которая есть у меня дома, расшифровано такое странное название станции. Название происходит от марийского языка, означающее "жук". Возможно также индоевропейское происхождение от корня "лап" - "лиса", с прибавлением финно-угорского "-ша" ("река").

В посёлке Северный первое, что обратило на себя внимание, - необычное бревенчатое здание вокзала.


Конечно, здесь многое можно было посмотреть. Однако мой поход - однодневный, до обратного поезда в запасе у меня было 7 часов, а целью поездки было всё-таки исследование прилегающей железнодорожной ветки, а не пребывание в посёлке. Поэтому я решил тут провести час. Внимания заслуживала речка со странным названием Колобчиха, полуразрушенные и просто явно не жилые бревенчатые избушки, окрестные лес и самое главное - железнодорожный тупик. Видели ли вы когда-нибудь, что начинается там, где заканчиваются железнодорожные рельсы? Если вы не были на прилегающих линиях или не смотрели фильм "Край", то вот - фото, сделанные в тупике на станции Лапшанга, посёлок Северный Варнавинского района Нижегородской области. Начну с них.







Рельсы закончились, дальше - сплошная тайга, упирающаяся уже в Костромскую область, до которой и был проложен путь раньше, когда действовал Унжлаг. Там протекает река Унжа, от которой железная дорога и получила своё название.



После тупика мост из старогодних шпал. Обратите внимание, справа валяются два старых школьных ранца. Как они сюда попали и где их юные хозяева? Хочется думать, что с детишками не случилось ничего плохого в этом гиблом месте



Что касается самого посёлка Северный, то пробыл я в нём недолго, в связи с чем опять же лучше за меня всё скажут фотографии.







Русская деревня умирает на глазах


В этом доме вряд ли удастся спрятаться от дождя



Разруха...





Техника



Местный лес



Вид на посёлок Северный с холма



Дрезина







Стрелки тут все, конечно же, ручные. Тоже раритет





Поезд уехал обратно - на Сухобезводное, а я остался до вечера. Мне предстоит пройти немалый путь пешком.

Следующая после Лапшанги станция на пути к Сухобезводному называется 55 километр. Это, по сути дела, продолжение посёлка Северный, где и протекает та самая река Лапшанга. Поглядим теперь, как выглядит эта часть посёлка.



Весеннее половодье



Мост через Лапшангу





Ездят преимущественно лесовозы. Лесная, угольная промышленность и даже месторождение соли в этих местах имеется. Так что не едиными колониями жив здешний рабочий класс



Экзистенциальная Россия



Кое-какая жизнь таки имеется. Людей почему-то встречается куда меньше, чем задиристых шавок, которые норовят вырваться из своих загонов и цапнуть меня за что-нибудь.

Сразу бросается в глаза во всех посёлках на всё протяжении ветки грубое непрофессиональное сложение одноэтажных бревенчатых бараков. Всё это вместе с таким же бревенчатым благоустройством местности явно сделано руками заключённых. Уверен, работать практически на воле - это довольно завидная вакансия в их кругу, за которую они борются. Тут, конечно, ценится умение плотничать, столярничать, слесарничать, однако и не обученному никакому ремеслу работёнка найдётся. Я, конечно, в зоне не был (да убережёт Аллах от попадания туда), но почему-то хочется сказать: здесь, на этой линии, всё напоминает о зоне: загоны из "колючки", одноэтажные бараки, лай собак, тайга с болотами и ручьями. Уверен, что летом тут никакого спасения нет от комарья. Мой поход по путям в разгар лета превратился бы в пытку. Просто комары на севере нашей области - это настоящие монстры, от которых не помогает никакой крем, хоть в три слоя намажься, они жрут и через него, и сквозь плотную одежду нещадно. Прежде чем поставишь палатку, их туда целый рой налетит - всю ночь убивать будешь.

55 километр - это был последний "перекур" перед долгим переходом. Дальше меня ждали 12 километров пешего перехода по камням, от которых впоследствии на пятках образовались мозоли, через монотонную тайгу и удручающую тишину. Неудивительно, что, надолго оказавшись по каким-либо причинам в тайге, люди начинают разговаривать сами с собой от безысходности. Я-то за день до такого не дошёл, но, похоже, проведи я там хотя бы сутки, - мне бы уже потребовалось хоть как-то себя развлекать. Для верующих в этом отношении рекомендуется декламация Корана: и практика, и награда от Аллаха.



Километр за километром - ничего не меняется. В населённых пунктах весна, а в лесу ещё зима. Большую часть пути вообще по снегу пришлось идти.



По лесу течёт много ручьёв и маленьких речушек, через которые даже постелены мостики из старогодних шпал без ограждений. Вот даже небольшой "водопад", так скажем.

Первый переход составил 12 километров. Мне приходилось следить за временем, которым я был весьма ограничен, поэтому иногда я припускал бегом. Поэтому у меня получилась и поездка ж/д транспортом, и пеший поход, и спортивный кросс. Правда, кросс обычно бегают налегке, а у меня был за плечами большой рюкзак, а за пазухой кое-какое железо на случай нападения волков или нехороших пацанов. Я осваиваю методику бега, при которой можно пробегать значительные расстояния с минимальными затратами сил, то есть уставать помедленнее и подольше. Кое-какие сдвиги в этом отношении у меня имеются. Здесь главное - максимальное расслабление. У вас, во-первых, не должно быть в руках ничего тяжёлого, а вся необходимая поклажа должна лежать сзади в рюкзаке, который вам также не доставляет неудобств. Во-вторых, вы не должны никуда спешить и суетиться, думать о том, что куда-то опаздываете - в противном случае весь метод сойдёт на нет. В-третьих, вы должны делать шаги как можно шире, но в то же время плавнее и легче, представляя себе, будто бежите вниз по косогору. Проверено, всё это очень помогает не уставать подольше. Конечно, азарт соревнований или погони - тоже неплохие способы бегать быстрее и продуктивнее, но если гоняться не с кем и убегать не от кого, то вышеописанная методика поможет вам. Так вкратце.

Итак, спустя 12 километров была моя первая длительная остановка - станция Кайск. Название станции интересное. У меня суффикс "-ск" в конце слова ассоциируется с каким-нибудь крупным городом по типу Красноярска, Нижнекамска или Новодвинска... Однако в действительности на этой станции размещён опять же отстроенный руками заключённых посёлок Черёмушки. А в той же моей книге по топонимике сказано, что название "Кайск" происходит от марийского языческого мужского имени Кай. Прямо как герой в сказке Андерсена про снежную королеву. Основные моменты, запомнившиеся мне в посёлке: нет сотовой связи (только экстренные вызовы), как, впрочем, практически на всём пути моего следования. Это на Лапшанге стоят две вышки, там мобильник отлично ловит, а далее - ноль. Хорошо, что я заранее отправил домой СМС с предупреждением об этом, а то бы переживать за меня начали. Далее, неподалёку от платформы размещён полигон с вышками, мишенями и специальными столами для сборки-разборки оружия. Я так понял, тут тренируются сотрудники УФСИН (им же надо учиться метко стрелять, чтобы зеков, пытающихся сбежать, отстреливать, как рябчиков). А поскольку воскресенье, то была полная тишина, не считая лая собак. Кстати, эти шавки реально раздражали, за каждым забором. Видимо, в условиях тайги да в окружении лагерей без собаки и жизнь не та. Здесь у меня был привал длиною где-то в час: полуденный намаз (зухр), обед, осмотр местности, ну и отдых, конечно. Что ж, ладно, если бы вы хотели почитать, то пошли бы в библиотеку, поэтому смотрите новые иллюстрации.



Патриотизм 80 Lvl.  Флажок над террасой и дверь окрашена цветами триколора. Хорошая идея: я бы тоже хотел дверь дома, окрашенную в зелёный цвет и с нанесённой на ней белой шахадой и мечом. А на колодце, заметьте, дата рождения стоит. Даты смерти пока нет, так что пейте на здоровье!



Патриотизм на высоте, а вот экономика снова в упадке. Заброшенный подъездной путь свидетельствует о наличии здесь некогда промышленного (скорее всего, лесного или угольного) предприятия, давно приказавшего долго жить.



Ну, вы поняли...

От Кайска я прошёл совсем недалеко, прежде чем столкнулся нос к носу с поездом, на котором я через 2 с половиной часа должен ехать обратно в Сухобезводное. Он увидел меня издали, целящегося в него из гранатомёта фотоаппарата, и начал яростно гудеть. Всё правильно, меры предосторожности не помешают. А фотка всё равно получилась романтичная.



Вскоре я достиг платформы под названием Керженец. У нас на Горьковской железной дороге (и в частности в Нижегородской области) есть две станции с названием Керженец. Одна находится на Транссибе, на участке Нижний Новгород - Шахунья, а вторая, маленькая, здесь, на прилегающей ветке Сухобезводное - Лапшанга. Чтобы не путать, её условно иногда называют Керженец-Лапшангский. Хотя на сайте РЖД программа "АСУ-Экспресс" различает эти станции лишь по кодовым номерам, которых, разумеется, простые пассажиры не знают, вследствие чего могут перепутать. Я заметил по пути в Лапшангу, что поезд пролетел мимо платформы Керженец. После, проходя мимо, я понял, почему. Судя по состоянию платформы, на ней никто не выходил и не заходил всю зиму, вот машинист и махнул на неё рукой.



Под никак не тающем сугробом скрывается асфальтовая платформа. Ухаживать за нею никому, видать, не нужно


Ближайшая полузаброшенная деревня всё же была обнаружена неподалёку от платформы Керженец. Даже дорога асфальтовая мимо проходит. Но если сюда кто и ездит, то только в дачный сезон. И то немного желающих иметь здесь дачу: от города далеко, на машине бензина сожжёшь, как до Москвы, а транспортом - целое путешествие.

Оставшуюся часть пути (9 километров) мне пришлось преодолевать в основном бегом, поскольку время поджимало, поезд с Лапшанги меня догонял, а на каком точно километре находится финиш моего похода - станция Постой, - я не знал. Вычитанная в книге про ниндзя методика "лёгкого бега" дала трещину, потому что я занервничал, беспокоясь, что не успею вовремя на поезд и мне придётся цепляться за вагон на ходу снаружи, поскольку иного выхода просто нет, чтобы выбраться из этой глуши. Но я продолжал фотографировать каждый пройденный километр, поскольку одной из целей похода является фиксация этого участка для истории железнодорожного транспорта. Фото были нужны, и я успел-таки на Постой вовремя, даже с запасом в 40 минут. Поход подошёл к концу, впереди обратный путь на поездах-электричках до дома. В общей сложности я прошёл пешком 26 километров, а всего расстояние проделано приблизительно 370 км туда и обратно. По деньгам вышло 300 рублей с копейками. Я не практикую бесплатный проезд, беганье от контролёров и пр. В то же время у меня есть кое-какая льгота: бесплатный проезд до станции Линда (а это полпути к Сухобезводному).

Для чего нужны такие походы? Ну, это кому как, конечно, кто-то считает, что они вообще не нужны. Мне лично нужны по следующим причинам:
1) В далёкие путешествия на большой период времени у меня нет возможности уехать, а тут даже собственный регион (т.н. малая родина) не полностью изъезжен и исхожен, так что на один денёк отлучиться никаких проблем нет;
2) Разглядеть красоту перед своим носом, опять же не уезжая в экзотические дали, тоже нужно уметь, и я учусь это делать;
3) Только в таких походах происходит фильтрация, уборка мозгов, вычищение оттуда ненужной информации, коей они забиваются во время трудовых будней. Я имею в виду ту информацию, которая отовсюду поступает в его рецепторы помимо нашей воли и не приносит нам никакой пользы. В походе очищается сознание, оттуда возвращаешься каким-то другим. Изменяешься к лучшему. И чем длительнее поход и изнурительнее, тем полезнее для каждого;
4) Познание и открытие для себя чего-то нового, интересного. Возможность увидеть такое, чего в обычной жизни никогда не встретишь;
5) Радость возвращения домой понять может только тот, кто хотя бы ненадолго отлучился. А уж если далеко и надолго, так тем радостнее. Особенно когда дома ждут.

2 джумадаль-ахира 1435 (2.04.2014)

железная дорога

Previous post Next post
Up