Грегорио Аллегри (1582-1652) был певцом в Папской Капелле с 6 декабра 1629 года до самой смерти 17 февраля 1652 года. Во времена Аллегри празднование Пасхи в Ватикане было строго регламентированным ритуалом. Дважды на Страстной неделе, в среду и в пятницу, утренняя служба начиналась в 3 часа ночи. Двадцать семь свечей гасли одна за другой, пока в конце заутрени не оставалась гореть последняя свеча, перед которой склонял колени и молился сам Папа. Свою обработку 51-го Псалма, "Miserere mei Deus" Аллегри предназначал именно для этог момента, когда Папа склонялся перед последней свечой и молился, в то время как хор пел Miserere. Вскоре Miserere стало единственным псалмом, исполняющимся на этой заутрене, и один из Пап (не знаю, который именно) повелел, чтобы Miserere исполнялось только в Сикстинской Капелле, только дважды в году - в среду и в пятницу Страстной недели. Исполнение Miserere где-либо еще, копирование и распространение нот каралось отлучением от церкви.
Известно, однако, что, несмотря такие строгости, к 1770 году существовало три копии нот Miserere: одна - у короля Португалии, вторая была у композитора отца Джованни Мартини, третья хранилась в Императорской Библиотеке в Вене. Тем не менее, папская монополия фактически продолжала существовать, поскольку доступа к этим копиям ни у кого не было, и больше нигде Miserere не исполнялось. Так продолжалось более 100 лет, пока в 1769 году 12-летний подросток, будучи в Сикстинской Капелле, не услышал Miserere, и, вернувшись домой, тут же не записал музыку на нотной бумаге. Это было в среду Страстной недели. В пятницу он вернулся в Сикстинскую капеллу вместе с нотами, и сверил свою запись с исполнением. Обнаруженные им мелкие недочеты (кажется, их было два) были исправлены и таким образом была получена полная запись Miserere. На этом следы рукописи подростка исчезают, но в 1771 году британский историк музыки Ч. Берней издает материалы своего путешествия по Италии, в том числе коллекцию нот, в которой было и Miserere Аллегри. По-видимому, Берней, будучи протестантом, не страшился отлучения Папой от католической церкви.
Откуда попала запись Miserere к Бернею - неизвестно. Имя же подростка - Вольфганг Амадей Моцарт. История записи им Miserere изложена со всеми подробностями его отцом, Леопольдом Моцартом, в письмах жене. В его же письмах упоминаются и встречи отца и сына Моцартов с Бернеем в августе того же года в Болонье. Однако рукопись Моцарта так и никогда не была найдена. Не исключено, что Берней, пытаясь защитить католика Моцарта, уничтожил его рукопись. По-крайней мере, неизвестно, совпадает ли опубликованный Бернеем вариант с записью Моцарта. Вскоре после публикации Бернеем, записи Miserere были много раз перепечатаны в Лондоне, Лейпциге, Париже и Риме, тем самым фактически уничтожив монополию Ватикана на эту музыку.
(взято у
kdv2005)