История имеет много гитик

Dec 28, 2005 18:59

Ленин призывал каждую кухарку управлять государством. А Петр Первый пошел еще дальше. Он кухарку сделал императрицей.

***

Юношей академик Андрей Николаевич Колмогоров намеревался стать историком и, посещая семинар С.В.Бахрушина, исследовал новгородские писцовые книги. Им было подготовлено и доложено в семинаре блестящее исследование. Сергей Владимирович высоко оценил доклад, но разбавил свою оценку замечанием: "Молодой человек! В исторической науке принято каждый вывод обосновывать двумя независимыми одно от другого доказательствами". На что молодой человек заявил: "В таком случае я предпочитаю науку, в которой достаточно одного веского доказательства!" Историческая наука потеряла великого исследователя, которого приобрела математика.
Доклад Колмогорова был издан через много лет после его кончины, когда выяснилось, что он опередил по крайней мере два поколения историков, занимавшихся новгородскими писцовыми книгами.

***

Алексей Николаевич Толстой во время эвакуации в Ташкенте написал верноподданническую пьесу об Иване Грозном и решил проконсультироваться у ареопага академиков-историков, благо они все тогда находились там же. Прочел пьесу и просит критических замечаний. Все молчат. Толстой буквально взмолился: "Наверняка у меня есть ошибки и даже много! Помогите избавиться от них, чтобы мне потом не краснеть от стыда!" Все молчат и дальше. Наконец академик Степан Борисович Веселовский робко поднял руку. Толстой облегченно вздохнул и внимательно слушает:
- Общеизвестно, что Иван Грозный не знал ни одного языка, кроме родного русского. Также общеизвестно, что Мария Темрюковна владела только своим дагестанским наречием, а по-русски не понимала ни слова. Скажите, пожалуйста, на каком языке они ведут у вас столь пространные диалоги?
Толстой снял очки, надел их, потом сдвинул их на нос, посмотрел поверх очков и ответил:
- На языке любви, Степан Борисович.

***

Когда впервые внедрили поквартальное планирование в академических институтах, академик Алексей Алексеевич Ухтомский представил такой план: "1-й квартал - буду думать, 2-й квартал - буду думать, 3-й квартал - буду думать, 4-й квартал - если что надумаю, тогда напишу".

***

В конце войны, когда церковь укрепила свой авторитет пожертвованиями в Фонд обороны, у тогдашнего патриарха Сергия состоялся необычный разговор со Сталиным.
- У нас осталось совсем немного священнослужителей и мы просим разрешить открытие семинарии и академии для подготовки необходимой смены.
- Что же вы нэ убэрэгли свои кадры?
- Растаскивают, Иосиф Виссарионович!
- Как так растаскивают?
- Да вот, готовили мы одного в епископы, а он стал Верховным главнокомандующим!

***

Воспоминания А.П.Александрова:
- Были у меня две сестры немного постарше меня. И эдак году в 1912-м заразились они модным тогда поветрием столоверчения. Прибегают однажды и с восторгом рассказывают отцу: "Папа! Мы сегодня целый час разговаривали с духом Льва Толстого!" Отец на это сказал: "Я вполне допускаю существование духов. Следовательно, допускаю и существование духа Льва Толстого. Но я даже вообразить не могу, о чем целый час дух Льва Николаевича мог с вами, дурами, разговаривать".

***

В 1949 г., разъезжая по скифским памятникам нижнего Днепра, в одном колхозе мы обнаружили несколько каменных баб, которые были использованы как подставки под деревянные желоба для свиных кормушек. Собрали по карманам почти все деньги, какие нашлись, заплатили за изъятие из колхозного инвентаря и погрузку в экспедиционный грузовик этих баб, и я был отправлен Б.Н.Граковым с оставшимися копейками послать в Москву телеграмму его жене Ольге Александровне с таким текстом: "Истратился на баб срочно вышли двести рублей".
Впрочем, это, кажется, был незлостный плагиат Гракова у кого-то из предшественников, оказавшихся в подобной ситуации.

***

В Каменке, напротив Никополя на нижнем Днепре, мы под руководством Б.Н.Гракова наносили на план валы городища скифского времени. И вдруг на чьих-то огородах вал бесследно исчез, время не оставило от него даже следов. Борис Николаевич постоял некоторое время в растерянности, а потом спросил у заинтересовавшейся нашими действиями хозяйки огорода: "Хозяюшка! Вы случайно не помните, скифы у вас на огороде вал не насыпали?"

гитик

Previous post Next post
Up