Великая сила искусства

Sep 28, 2010 13:41

Баллада о вреде аллегорий

Датский король Кристиан Четвертый любил искусство. Он любил также женщин, войну, строительство, еду, путешествия, животных... в общем, почти все на этом свете, кроме, естественно, шведов. Но искусство - тоже. В общем, попалась ему как-то на глаза картина Рубенса "Союз земли и воды" (1618), ныне пребывающая в Эрмитаже.


И понравилась. Но Кристиан решил, что в ней чего-то не хватает. Нептун - это правильно. Дания - морская держава, великая. Кибела - это правильно, суша тоже есть, уютная и полезная. Но самого важного нет.
Но король Кристиан Четвертый Строитель действительно любил искусство. Поэтому предлагать Рубенсу переписать картину или написать еще одну на тот же сюжет, только правильно, ему в голову не пришло. Он пригласил художника поменьше, Исаака Исаакса, и попросил его сделать копию с нужными поправками. Исаакс сделал. Вот она, "Аллегория пролива Эресунн" (1622).


Надо сказать, что пролив Эресунн был для Дании не только предметом гордости, но и источником огромных доходов - ибо в те времена находился полностью на датской территории. Воистину, союз земли и воды с выражением в чистом золоте. Так что на заднем плане мы видим замок Кронборг, чьи пушки контролировали пролив и не позволяли всяким торгующим уклоняться от уплаты таможенной пошлины (система сбора была интересной - как сам задекларируешь, так и оценят, хоть в ноль. Но если товар оценен дешево, то его просто купит корона - по заявленной цене. А если не дешево - возьмет процентную пошлину), а по другую сторону Нептуна и Кибелы красуется датский флот. Но есть в картине одно маленькое недоразумение. Исаакс-то очевидным образом изображал морской _бой_. А Кристиан потом приказал дорисовать всем кораблям _датские_ флаги. И что же получилось? Вместо того, чтобы отгонять или топить какого захватчика или пришлеца - англичанина или шведа, корабли датского флота увлеченно палят друг в друга на фоне Кронборга. И это называется "Аллегория пролива"...
Естественно, дело не кончилось добром - и в 1658 шведы взяли Кронборг. Мыс и крепость у них, впрочем, отобрали обратно, а вот все земли за проливом были потеряны (что не мешало датчанам по-прежнему брать пошлину за проход до самого 1857 года - когда этим возмутились американцы, у которых, как мы помним, с таможенными пошлинами вообще сложные отношения), так что союз земли и воды был разорван. А картина так и висит в Кронборге. Видимо, шведы решили, что она не имеет художественной ценности. Для них, во всяком случае.
(Антрекот)

===

Доказательство профессионализма

Cтроил архитектор Рагнар Эстберг здание стокгольмской ратуши, строил - и наконец построил. Роспись главной галереи поручил он принцу Евгению, брату правящего короля и интересному художнику.
Тот подошел к делу ответственно - а поскольку работал в технике фрески, где поправки внести сложно, то всю галерейную роспись несколько раз переделывал - и заняло у него это... годы.
А еще Евгению очень хотелось узнать, является ли он по мнению мастеров художником или... так, принцем. Поэтому, закончив работу, он представил Эстбергу довольно-таки жутковатый счет.
Эстберг, к тому времени давно уже вылетевший из бюджета, посмотрел на этот счет, повздыхал... но фрески-то хорошие. Действительно хорошие. Очень гармоничные виды залива и полностью вписаны в архитектурный замысел - и если бы их делал не член королевской фамилии, так счет за эту работу по справедливости примерно таким и был бы.
Ладно, решил Эстберг, соберем подписку, что-нибудь придумаем. И выписал чек.
Принц Евгений получил этот чек, полюбовался своим профессиональным гонораром... и порвал. И подарил фрески городу. Потому что все, что ему было нужно как художнику, он уже узнал. А во всем остальном он был все-таки принцем.
(Антрекот)

===

О бедном художнике...

1911 год. Париж. Юная - 22 года - Ахматова - тогда ещё то ли Горенко, то ли Гумилёва. Париж есть Париж, романтика витает в воздухе и закономерно воплощается в облике молодого художника из Италии.
Гумилёв-папа в очередной раз в Африке, жёлтой и жаркой, так что молодые заняты деятельностью приятной, хоть несколько утомительной.
Ну и дарит художник на прощание шестнадцать эскизов. Типа, Анна в костюме Евы. Эскизы предлагается вставить в рамки и развесить по стенам. На радость мужу, типа.
Естественно, ни в какие рамки эту мазню не вставляют, а совсем наоборот - в сундук и на чердак.
...А через десять лет, уже после империалистической, февральской, октябрьской и гражданской, когда жизнь начинает налаживаться, попадается Ахматовой некролог на её парижского знакомого. Из коего следует, что мазня - вовсе не мазня, а, обратно, шедевр Модильяни.
...При раскопках на чердаке удаётся найти много чего. Письма Блока, письма Гумилёва... и всего один эскиз. Хорошее ню - оно всегда в цене.
(Ирукан)

===

Охрана памятников

"Мы, правители города, решили положить конец бесчинству, благодаря которому обезображивается вид почитаемого города и которое давно уже вызывает у нас отвращение. Нам известно, что общественные здания, которые составляют всю красоту города, подвергаются разрушению благодаря преступной снисходительности властей. Под тем предлогом, что камень нужен для возведения общественных зданий, древние величественные сооружения подвергаются разрушению, и таким образом уничтожается великое, чтобы устроить где-то что-то ничтожное. А затем является уже и такое злоупотребление, что при постройке частного дома, благодаря послаблению городских судей, необходимый материал берется из общественных зданий; между тем то, что составляет блеск города, должно было бы оберегаться любовью граждан.
Поэтому мы устанавливаем как общий закон, что все те здания, которые были воздвигнуты в древности для общей пользы и украшения города, будут ли то храмы или иные памятники, не должны быть никем разоряемы, и к ним никто не должен прикасаться. Судья, потворствующий нарушению этого закона, штрафуется 50 фунтами золота, повинующиеся противозаконному приказу судьи и не оказывающие ему сопротивления в этом служитель судьи и нумерарий подвергаются наказанию плетью и, кроме того им будут отрублены руки, так как вместо того, чтобы оберегать памятники, такие люди оскверняют их. Все, что было присвоено до сих пор обманными происками, не может быть ни в коем случае отчуждено от государства, и мы приказываем вернуть ему все и на последущее время прекращаем licentiam competendi.
Если же потребовалось бы какое-либо древнее здание уничтожить, ввиду постройки ли нового общественного учреждения или невозможности ремонта, то об этом надлежит ведать просвещенному и досточтимому сенату, который, найдя по зрелом обсуждении необходимым такое уничтожение, должен представить свое заключение нашему заботливому рассмотрению. И то, что ни в каком случае уже не может быть восстановлено, должно пойти на украшение какого-нибудь другого общественного здания."
11 июля 458 года. Юлий Валерий Майориан, император
(Грегоровиус "История города Рима в средние века")
(Антрекот)

===

Достопримечательности

Приятельница едет в Питер, спрашивает - что там можно посмотреть интересного, ага.
Я на некоторое время задумываюсь, понимая, что с такой задпчей мне не справиться в короткий срок, потом говорю.
- Ну, Эрмитаж... Вообще-то в нём жить можно.
Подумав, добавляю.
- Кстати, цари жили...
(kiowa_mike)

клио, культура

Previous post Next post
Up